Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:37, реферат

Краткое описание

Как отмечает Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.
Мало кто сейчас станет отрицать, что эти и многие другие проблемы прежде всего связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге.

Содержание

Классификация доходов бюджета. Размер уравнений
Доходы федерального бюджета
Структура доходов региональных бюджетов
Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

Вложенные файлы: 1 файл

доходы бюджета.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

К налоговым  доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

- собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации от региональных  налогов и сборов, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством Российской  Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";

- отчисления  от федеральных регулирующих  налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются в соответствии с федеральным бюджетом Российской Федерации, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

Основным видом  бюджетных доходов в условиях рыночной экономики являются налоги

Региональными признаются налоги и  сборы, вводимые в соответствии с  НК в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на их территории. Они включают: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы.

Вводя региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и соки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК.

Каждый налог  имеет самостоятельный объект налогообложения.

Не предусмотренные  НК региональные и местные налоги и сборы вводиться не могут.

Информация  об установлении региональных и местных  налогов или сборов направляется органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления в Министерство по налогам и сборам и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы.

сведения  о действующих региональных налогах  и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены:

- налогоплательщики

- объект  налогообложения

- налоговая  база

- налоговая  ставка

- налоговый  период

- порядок исчисления налога

- порядок  и сроки уплаты налога.

При установлении сборов элементы обложения  определяются применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут  являться имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (работ, услуг), либо экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Проблемы  формирования доходов бюджета субъекта федерации

В настоящее время специалистами Минфина РФ выявлена несбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ. Основными причинами называются:

  • Увеличение расходов территориальных бюджетов, что значительно превышает темпы роста расходов федерального бюджета. Это обусловлено не только существенным повышением расходов на выплату заработной платы и повышения минимальной ставки оплаты труда, но и индексацией прочих расходов, ростом расходов на передаваемые объекты социально-культурной сферы и ЖКХ, учреждений общего и профессионального образования, ветеринарной службы, сотрудников противопожарной службы.
  • С другой стороны доходная часть не дает оснований для оптимизации:

Во-первых, это – усугубление  процесса консолидации крупнейших предприятий  с целью оптимизации своего налогообложения приводит к снижению налоговых поступлений в бюджетную систему вообще и позволяет перемещать налоговые платежи из субъектов РФ, на территории которых находится структурное подразделение предприятия, в регионы, где например, расположен головной офис и соответственно установлены более льготные условия уплаты налогов в виде льгот и пониженной ставки (это в основном города федерального значения).

Во-вторых, значимым изменением доходов территориальных бюджетов будет отмена налога с продаж и  ряда местных налогов и сборов, а также централизация налога на добычу полезных ископаемых: для нефти – частично, а для газа – полностью.

В-третьих, налог на прибыль, ставший за последние годы одним  из основных источников доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации, в определении новой редакции Налогового кодекса РФ отличается высокой нестабильностью, а новый порядок расчета налоговой базы формирует благоприятную среду для необоснованно уменьшения исчисляемого налога.

В-четвертых, динамика финансовой помощи регионам также дает основание для вывода об ухудшении финансового положения отдельных регионов. В числе данных факторов влияния – сокращение объема средств на выравнивание бюджетной обеспеченности (при абсолютном росте лишь на 1,5%) и жесткая конструкция федерального бюджета, не позволяющая перенаправить средства от дополнительных доходов на оказание финансовой помощи, поскольку любое превышение должно концентрироваться в Стабилизационном фонде. Выделение средств в меньшем объеме, чем необходимо регионам, приводит к выделению им дополнительной помощи, но по другим основаниям и другим принципам распределения, что приводит к нарушению равенства прав субъектов Федерации.

В доходах консолидированного бюджета суммарный удельный вес  налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, подоходного налога и налога на имущество за три года упал с 80 до 65%. В доходах федерального бюджета доля НДС, акцизов и налога на прибыль снизилась с 75 до 57%. В процентах к ВВП их удельный вес тоже неуклонно снижался и составил в консолидированном бюджете 18,4% против 23,6% в 2006  г.

Особенно драматичным  является значительное снижение поступлений  НДС. В доходах консолидированного бюджета поступления НДС в  процентах к ВВП упали в 2 раза – с 11% ВВП в 2004г. до 6,9% в 2005 г. и  до 5,9% в 2006 г. При этом доля НДС в доходах федерального бюджета упала с 50 до 28%.

С точки зрения устойчивости бюджетных доходов, поступления  от приватизации являются далеко не самой  привлекательной формой финансирования государственных расходов. Поступления этого рода крайне неустойчивы, находятся в сильной зависимости от текущей политической конъюнктуры и по мере завершения программы приватизации постепенно сойдут на нет. Ориентация бюджета на поступление высоких доходов от приватизации неизбежно приведет к финансовым трудностям в связи с исчерпанием ресурсов государственной собственности, подлежащей приватизации. По этим причинам, согласно методологии Международного валютного фонда, поступления от приватизации относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования бюджетного дефицита.

 

 

 

4. Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

 

В состав финансов местного самоуправления до 2003 года входили  местный бюджет, целевые бюджетные фонды, фонд кредитных ресурсов, средства органов территориального общественного самоуправления, валютный фонд.

Финансы местного самоуправления используются для нужд экономического и социального развития соответствующих территорий.

С 1 января 2002 г. упразднены федеральные целевые бюджетные  фонды (а ранее были упразднены целевые внебюджетные фонды путем включения части их в целевые бюджетные фонды), с 1 января 2003 г. упразднены экологический фонд и фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Т.о., в структуре финансов местного самоуправления не осталось целевых бюджетных фондов.

Следующим звеном местных  финансов является муниципальный кредит, который представляет денежные отношения, возникающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муниципального образования.

В соответствии с бюджетным  законодательством органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций, который  обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. При этом предельно допустимая сумма расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Основой финансов местного самоуправления является местный бюджет. Бюджетные правоотношения регулируются: Бюджетным и Налоговым Кодексами РФ, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законодательством органов местного самоуправления и решениями собраний депутатов местных самоуправлений о бюджете на соответствующий год, указами президентов РФ и местного самоуправления, Постановлениями Правительств РФ и местного самоуправления и Уставами районов.

К местным бюджетам традиционно  относятся: районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Местные бюджеты, являясь самостоятельным звеном бюджетной системы, решают определенные задачи по социально-экономическому развитию данной территории, возложенные на органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Характеризуя их доходную базу, можно отметить, что основными доходными источниками являются:

  • собственные доходы, включающие местные налоги и сборы, доли федеральных и субфедеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе, другие собственные доходы;
  • поступления от регулирующих доходов, которые передаются в бюджет на фиксированной основе и на определенный срок;
  • финансовая помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

К собственным доходам  местных бюджетов относятся местные  налоги и сборы, другие собственные  неналоговые доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Местными налогами признаются вводимые в действие в соответствии с НК представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на этих территориях. К ним относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц (1 и 2 действуют до введения налога на недвижимость); 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы.

Устанавливая местный  налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в переделах, установленных Кодексом; порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК.

Другие собственные  неналоговые доходы местных бюджетов включают:

  1. доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  2. часть доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
  3. доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
  4. платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
  5. доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  6. проценты от предоставления бюджетных кредитов;
  7. штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  8. государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
  9. не менее 50% налога на имущество предприятий;

Информация о работе Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований