Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:37, реферат

Краткое описание

Как отмечает Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.
Мало кто сейчас станет отрицать, что эти и многие другие проблемы прежде всего связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге.

Содержание

Классификация доходов бюджета. Размер уравнений
Доходы федерального бюджета
Структура доходов региональных бюджетов
Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

Вложенные файлы: 1 файл

доходы бюджета.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Классификация доходов бюджета. Размер уравнений
  2. Доходы федерального бюджета
  3. Структура доходов региональных бюджетов
  4. Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований

 

Введение

Как отмечает Совет Федерации  Федерального собрания Российской Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.

Мало кто сейчас станет отрицать, что эти и многие другие проблемы прежде всего связаны с  неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге.

Однако рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры распределения  отдельных статей, но прежде всего – в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному проведению реформы в России по существу является успешное построение, организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.

Поэтому в данной работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной частью бюджета. Мы рассмотрим классификацию доходов  бюджета, Доходы федерального бюджета, структуру  доходов региональных бюджетов, особенности доходов части бюджетов муниципальных образований.

1.Классификация доходов  бюджета. Размер уравнений

 

Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов.

Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, поступающие в госбюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов.

В Законе  «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» - выделяются следующие группы доходов:

-  налоговые доходы

-  неналоговые доходы

-  безвозмездные перечисления

-  доходы целевых бюджетных фондов

-  доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

 К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

 Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

В настоящее время  в России - почти все обязательные поступления - налоги, а в советское  время - большей часть доходов были неналоговые обязательные платежи. Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и условия, взимания которого определены законом, т.е. для всех налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому они используются в рыночной экономике. Неналоговые обязательные платежи устанавливаются ведомствами, другими органами исполнительной власти произвольно. В Советское время существовали плата за производственные фонды, отчисления от прибыли и другие неналоговые обязательные платежи. Все ставки и условия определялись не законом, а определенными ведомствами для подчиненных предприятий. Поэтому не было заинтересованности в повышении эффективности производства.

Налоги требуют научного подхода к их установлению. Это  впервые сделал А. Смит, который сформулировал 4 принципа налогообложения:

  1. Понятность условий взимания налогов населению;
  2. Взиматься должны в сроки, удобные для налогоплательщика;
  3. Пропорциональность налога доходам плательщика;
  4. Налоги должны взиматься с минимальными издержками.

Совокупность взимаемых  налогов образуют налоговую систему, которая должна отвечать следующим  дополнительным требованиям:

  1. Регулярность и полнота поступления средств в бюджет.
  2. Одинаковые (по возможности) для всех плательщиков условия налогообложения.
  3. Оптимальный состав налоговых льгот.
  4. Однократность обложения (объект облагается налогом только 1 раз).
  5. Стабильность, устойчивость налоговой системы и условий взимания.
  6. Четкое разграничение налогов по уровням госуправления.

В настоящее время  действует множество налогов, которые  можно подразделить на:

  • прямые (устанавливаются на доход, имущество и т.д.);
  • косвенные (в виде надбавки в цену товара и уплачивается потребителем).

Есть разные мнения о  разумных пропорциях этих налогов. Но практика развитых стран знает положительные примеры налоговых систем, как с высокой долей прямых налогов, (США), так и косвенных налогов (Европа).

Косвенные налоги взимать  легче, но они меньше учитывают финансово-хозяйственное  положение налогоплательщика, легко перекладываются на конечного потребителя- население. Особенно несправедливы универсальные налоги с едиными ставками, тяжелым бременем ложащиеся на малоимущие слои населения. Прямые налоги более гибкие, более справедливые, позволяют воздействовать на разные стороны хозяйственной деятельности налогоплательщика, но их труднее контролировать и от них легче уйти.

Совокупность применяемых в стране налогов образуют налоговую систему. В настоящее время налоговая система РФ включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Деление обусловлено тем, кто устанавливает эти налоги, а направляться они могут в разные бюджеты.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются  уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход  соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Структура доходов бюджета  может быть представлена в виде таблицы:

Таблица 1

Структура доходов бюджета

Виды доходов бюджета

Источники

Процессы, обеспечивающие поступление средств в бюджет

1. Налоговые

Экономическая деятельность, выражающаяся в создании валового внутреннего продукта (ВВП)

Налогообложение экономической деятельности

2. Неналоговые

Национальное  богатство

Доходы от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка

3. Доходы целевых  бюджетных фондов

Смешанные

Различные сборы, штрафы и др.


 

К неналоговым  доходам относятся:

- доходы от  использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско - правовой, административной  и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в  виде финансовой помощи, полученной  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые  доходы.

 

 

2. Доходы федерального бюджета

 

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные  налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К налоговым  доходам относятся :

    1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством.  А пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    2. таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
    3. государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы:

    1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    3. средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    4. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    5. иные неналоговые доходы.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.

 

В доходах федерального бюджета также учитываются :

    1. прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральным законодательством;
    2. доходы от внешнеэкономической деятельности;
    3. доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы могут  передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление новых  видов налогов, их отмена или изменение  возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Сегодня на 35% доходы Федерального бюджета формируются за счет доходов  от нефти, нефтепродуктов и газа. Изменение  цены на нефть на 1 доллар означает изменение  доходов консолидированного бюджета  на 59 млрд. дол.

 

 

 

3. Структура  доходов региональных бюджетов

 

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Особенности доходов части бюджетов муниципальных образований