Основные направления расходов бюджета города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основных направлений расходов бюджета г. Москвы.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
-дать понятие бюджетных расходов, бюджетной классификации;
-исследовать современные подходы к планированию бюджетных расходов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1 Расходы бюджета : понятия, сущность, классификация 5
1.2. Подходы к планированию расходов бюджета 9
2.НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Г. МОСКВЫ 16
2.1. Нормативная база по расходам бюджета г. Москвы 16
2.2.Анализ расходов бюджета г. Москвы (2010-2011гг). 21
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ БЮЖЕТА Г. МОСКВЫ В 2012-2014 ГГ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления расходов бюджета города Москвы.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  расходов бюджета города Москвы

Шаповаловой И.А. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия  общество стало предъявлять новые, все более жесткие требования  к  государству  в  части  качества  выполнения  им  своих функций. Присутствие  и влияние  государства  в  экономиках  многих  стран, в том числе и России,  возрастают.  Поэтому  вопросы  оценки последствий и понимания обществом такого влияния заставляют пересмотреть свои взгляды на принципы и механизмы функционирования одного из самых важных элементов бюджета – бюджетных расходов.

Особенностью планирования и финансирования расходов бюджета  в современных условиях становится  ориентация на выбор оптимального варианта распределения бюджетных средств между решаемыми задачами социально-экономического развития, так как именно повышение качества жизни людей определяет реальный смысл и цель экономического развития в целом и модернизации российской бюджетной системы и экономики в частности.

От того, насколько  надежны методы, использованные при   планировании расходов  бюджета  в целях эффективного использования  общественных ресурсов  и  их  результативности  в  среднесрочной  перспективе, насколько они основаны на   принципах прозрачности, устойчивости и результативности и отвечают лучшим образцам международной практики зависит повышение  уровня и качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста и создание потенциала для будущего развития страны.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность работы.

Объектом исследования выступает бюджет г. Москвы за 2010-2011 гг.

Предметом исследования является политика г. Москвы в области  бюджетных расходов.

Целью работы является исследование основных направлений расходов бюджета  г. Москвы.

Для решения поставленной цели решались следующие задачи:

-дать понятие бюджетных  расходов, бюджетной классификации;

-исследовать современные  подходы к планированию бюджетных  расходов;

-охарактеризовать основные  нормативные документы по расходам  бюджета г. Москвы;

-проанализировать динамику  и структуру расходов бюджета  г. Москвы в 2010-2011 гг.

-показать перспективные  направления расходов бюджета г. Москвы в 2012-2014гг.

Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные  акты РФ: Бюджетный кодекс РФ, федеральные  законы   и законы г. Москвы, другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования, в области финансов.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1 Расходы бюджета: понятия, сущность, классификация

 

Бюджет функционирует  в форме финансового плана, в  котором отражаются количественные характеристики бюджетного фонда, т.е. доходы и расходы бюджета. По своему экономическому содержанию расходы  бюджета представляют собой денежные отношения, которые возникают у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, а также между уровнями государственной власти по поводу распределения и использования бюджетного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, многообразие которых обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства и т.д. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Правоотношения осуществления  расходов бюджета имеют особую значимость для функционирования государства и общества. Значение данных правоотношений обусловлено местом и ролью расходов бюджета в системе государственных (муниципальных) расходов. Государственные (муниципальные) расходы - понятие очень широкое. Оно включает расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных фондов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных отраслевых денежных фондов, целевых фондов Правительства РФ и исполнительных органов власти. Расходы бюджета государства (муниципальных образований) занимают центральное место среди других государственных (муниципальных) затрат. Роль расходов бюджета заключается в том, что именно на них возлагается основная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, реализующих его политику в различных сферах общества.

Роль расходов бюджета  для функционирования государства  и общества предопределяет свойства отношений, нацеленных на расходование бюджетных средств: развитие их в рамках особого участка финансовой деятельности государства и муниципальных образований - централизованных бюджетных фондов, специфику субъектного состава отношений и содержания прав и обязанностей субъектов, особенности публично-правового характера данных отношений. Бюджетное правоотношение осуществления расходов развивается за счет реализации прав и обязанностей особых субъектов - публично-правовых образований. Они являются собственниками ресурсов, составляющих бюджеты (казну государства и муниципальных образований, исходя из ст. ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ)1

Для характеристики расходов бюджетов используется относительный  показатель, характеризующий их долю в объеме ВВП. Оптимальный размер этого показателя является элементом  экономической стратегии государства. Излишняя концентрация в бюджете ВВП означает, что государство берет на себя значительные функции по регулированию экономики, государство угнетающе действует на экономику, растет налоговое бремя, которое замедляет темпы экономического роста. С другой стороны, доля ВВП, централизуемая в бюджете, показывает, какую роль бюджет играет в социально-экономическом развитии общества. Небольшой объем бюджета свидетельствует о том, что государство не гарантирует обществу развитие и поддержку социальных программ . 

В целях выяснения  роли и значения расходов бюджета  в социально-экономической жизни, а также рационализации бюджетного процесса в стране финансовой теорией  и практикой выработан целый  ряд признаков классификации  указанных расходов, которые приведены в таблице 1.1.

 

Классификация расходов.                                                                 Таблица 1.1

 

Признаки

Содержание

Значение

По роли в общественном производстве

1 Финансирование материального  производства;

2 Финансирование непроизводственной сферы

Позволяет более детально анализировать роль государства  и значение бюджета в регулировании  экономического и социального развития общества.

По отраслевой

 

классификации

1 Расходы на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь

2 Расходы на образование,  здравоохранение, культуру, соц.обеспечение

Позволяет осуществлять перераспределение государственных  ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства

По степени предсказуемости

1 Запланированные;

2 Непредвиденные

Позволяет в полной мере направлять финансовые ресурсы для  финансирования запланированных расходов. Для финансирования непредвиденных расходов в бюджете создается  специальный резервный фонд.


 

Бюджетная классификация  включает четыре уровня: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Пример построения расходов бюджета на дошкольное образование  по функциональной классификации приведен в таблице 1.2.

Разделы определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Подразделы конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Построение расходов бюджета по функциональной классификации  Таблица 1.2

Раздел, подр.

Целевая статья

Вид расходов

Направление расходов

0700

0000000

000

Образование

0701

0000000

000

Дошкольное образование

0701

4200000

000

Детские дошкольные учреждения

0701

4209900

000

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

0701

4209900

611

Субсидии  на выполнение муниципального задания


 

 Структура подразделов  построена по принципу выделения подфункций. Целевые статьи расходов отражают финансирование расходов бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.  Виды расходов детализируют направления финансирования расходов, указанные в пределах целевых статей. Функциональная структура расходов позволяет раскрыть роль государства в управлении экономикой и социальной сферой общества.

В настоящее время при утверждении и исполнении бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н.

 Данный документ  разработан на основании положения  главы 4 и ст.165 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (БК РФ), а также ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ). Данным законом внесены изменения в правовые формы учреждений, с целью более качественного оказания бюджетных услуг. Учреждения теперь действуют в формах: бюджетные, казенные, автономные. Эти изменения нашли отражение и в новой бюджетной классификации2.

Поскольку с 1 января 2009 года вступили в силу нормы Бюджетного кодекса, предусматривающие обязательность установления государственных (муниципальных) заданий для всех государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций, оказывающих государственные (муниципальные) услуги (выполняющих работы). Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований утверждается  порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий для бюджетных и автономных учреждений – с учетом требований российского бюджетного законодательства. По этому поводу произошли изменения в классификации. Например, в расходы добавились коды 612 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального задания» и 611 «Субсидии на иные цели».

Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование отдельных отраслей экономики, определяющих перспективное  развитие экономики, науки и научно-технического прогресса, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования предоставленных бюджетных средств. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в формах, указанных в Приложении 1.

1.2. Подходы к планированию расходов бюджета

 

Государственный бюджет России в современных условиях отражает идеологию государственного развития, является инструментом практической реализации целей, стоящих перед страной, ее основополагающих приоритетов.

Большим объемом  полномочий в области бюджетного планирования обладает Министерство финансов РФ. К этим полномочиям относятся: организация составления проекта  федерального бюджета, разработка прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, проектировка бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств и другие полномочия3.

Внесенные в 2007 г. изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации имели существенное значение для формирования системы комплексного планирования в стране. В кодексе определены ключевые положения, обеспечивающие плановый подход, обязательный для всех уровней бюджетной системы. Ключевые элементы планирования прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, среднесрочный финансовый план определены в качестве обязательных элементов для всех уровней бюджетного планирования, что, по сути, представляет системный унифицированный подход ресурсного обеспечения проектов и программ развития.4.

Переход к среднесрочному бюджетному планированию является сегодня  одним из результатов бюджетной  реформы. Проект федерального бюджета  и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период5.

Показатели среднесрочного финансового плана могут использоваться органами власти (органами местного самоуправления) в управлении экономическими процессами для выявления негативных тенденций, обеспечения стабильности и преемственности бюджетной политики при формировании расходной части бюджета, комплексного прогнозирования и оценки проводимой государственной политики, выявления необходимости и возможности осуществления конкретных мероприятий по решению социально-экономических проблем.

Информация о работе Основные направления расходов бюджета города Москвы