Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:10, реферат

Краткое описание

Бюджетная и налоговая политика в 2010-2012 годах в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период, обеспечивая исполнения социальных обязательств государства, формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, поддержку реального сектора экономики и финансовой системы, создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ОНБП 25.09 поправленный.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

В связи с этим, начиная  с 1 января 2010 года, предлагается отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В настоящее время  одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию  является использование так называемой «спиртосодержащей схемы».

С целью решения указанной проблемы предлагается уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, техническими условиями (регламентами), рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов  с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2010 – 2012 годы уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10 процентов по отношению к их уровню предыдущего года, за исключением алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, вин, пива, а также табачной продукции.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов  на 2010 и 2011 годы сохранить на уровне, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а на 2012 год – проиндексировать на 10 процентов к уровню 2011 года; ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, спиртосодержащую продукцию и вино на 2010-2012 годы предлагается индексировать в среднем на 30 процентов, на пиво – на 50 процентов.

В отношении сигарет (папирос) предусматривается увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на 0,5 процентов ежегодно, а специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром – в среднем на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) – на 50 процентов.

В отношении нефтепродуктов – индексация величины ставок с  учетом прогнозируемого уровня инфляции. С 2011 года будет осуществлен переход  к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в  зависимости от экологического класса автомобильного бензина и дизельного топлива (при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации).

В отношении других подакцизных  товаров – индексация специфических  акцизных ставок в соответствии с  прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен.

В плановом периоде планируется  внести изменения в налогообложение доходов физических лиц, в части упрощения работы, связанной с декларированием доходов налогоплательщиков, уточнения определения налогового резидентства физических лиц, оптимизации порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, уточнения перечня доходов, освобождаемых от налогообложения.

Для упрощения работы, связанной с декларированием доходов налогоплательщиков, предполагается освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, однако для реализации права на освобождение от налога на доходы физических лиц (получение разного рода налоговых вычетов) требуется представление налоговой декларации. Также предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, причем не только за счет изменений в законодательстве о налогах и сборах, но и путем издания более простых и понятных инструкций и рекомендаций для налогоплательщиков по ее заполнению.

В среднесрочной перспективе  необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, целесообразно  предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13%.

В рамках концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, в том числе:

- введение налогового  вычета в размере до 1 млн. руб.  при реализации ценных бумаг  российских эмитентов, обращающихся  на российских биржах, при условии,  что указанные ценные бумаги  находились в собственности налогоплательщика более 1 года;

- введение возможности  переноса на будущее убытков  физических лиц, полученных в  результате совершения операций  с ценными бумагами (с разделением  между убытками и доходами, полученными  в рамках операций с различными видами ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок);

- расширение перечня  финансовых инструментов срочных  сделок, налогообложение которых  регулируется статьей 214.1 Налогового  кодекса Российской Федерации,  а также соответствующего перечня базовых активов финансовых инструментов срочных сделок;

- совершенствование налогообложения  при обмене физическими лицами  паев паевых инвестиционных фондов  и совершении прочих операций  с паями;

- закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации порядка налогообложения физических лиц при осуществлении ими сделок РЕПО и осуществлении займа ценными бумагами (по аналогии с организациями);

- совершенствование порядка налогообложения  физических лиц при получении  купонного дохода по облигациям;

- закрепление в законодательстве о налогах и сборах уже сложившегося подхода к налогообложению операций физических лиц с российскими депозитарными расписками как нового вида эмиссионных ценных бумаг;

- конкретизация правил налогообложения  налогом на доходы физических  лиц при осуществлении операций по конвертации американских депозитарных расписок (ADR) и глобальных депозитарных расписок (GDR) в акции и обратно (из акций в депозитарные расписки).

Будет продолжена работа по уточнению  в законодательном порядке перечня  доходов, освобождаемых от налогообложения, установленных статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Будет продолжена планомерная работа по подготовке введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной системы  Российской Федерации. Особое внимание будет уделяться системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в отраслях по эксплуатации которых образуются значительные рентные доходы.

В рамках дальнейшего совершенствования  налогообложения добычи углеводородного  сырья предлагается:

  • введение «налоговых каникул» на сроки 10 или 15 лет при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях;
  • введение понижающих коэффициентов при добыче нефти на малых месторождениях;
  • создание налоговых стимулов для добычи нефти из комплексных месторождений;
  • рассмотрение вопроса об эффективности перехода на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче природных ресурсов;

В 2010 году будет активизирована работа по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью перехода к применению специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых к добыче различных видов твердых полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

В частности, начиная с 2010 года предполагается перейти на взимание налога на добычу полезных ископаемых по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля. В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых будут выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, при этом для каждого вида угля будут установлены специфические налоговые ставки, что отражает наличие принципиально различных рынков угля с отличающимся уровнем цен. Специфические ставки налога по видам углей на 2010 год будут рассчитаны исходя из задачи обеспечения поступлений налога на добычу полезных ископаемых на уровне 2007 года с учетом фактически сложившегося уровня цен на уголь в 2008 году и их прогнозных значений на 2009 и 2010 годы.

В рамках предлагаемого порядка  налогообложения добычи угля будет  предусмотрено периодическое применение к ставкам налога на добычу полезных ископаемых коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение цен на уголь, определяемого  ежегодно. Это позволит, начиная с 2011 года автоматически индексировать налоговые ставки в соответствии с фактически сложившимся уровнем цен на уголь в предыдущем году.

В качестве существенного нововведения, позволяющего учесть при налогообложении  затраты налогоплательщика на обеспечение безопасности труда при добыче угля предполагается установить возможность применения налогового вычета к исчисленной сумме налога в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Предполагается также, что размер указанного налогового вычета не будет превышать 30% суммы исчисленного за налоговый период налога, а понесенные расходы как текущего, так и капитального характера, можно будет вычитать из суммы исчисленного налога в течение трех лет после месяца, в котором такие расходы были осуществлены.

В целях стимулирования рационального использования водных объектов необходимо изменение действующих  в настоящее время ставок водного налога, поскольку они не направлены на создание мотивации хозяйствующих субъектов в рациональном использовании водных объектов. Однако при этом необходимо иметь в виду, что сфера применения водного налога постепенно сокращается, поэтому данный налог перестает иметь системообразующий характер.

В рамках проведения налоговой  политики в среднесрочной перспективе  необходимо обеспечить такое положение, при котором с учетом того обстоятельства, что специальные налоговые режимы – это исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена область их применения.

В 2010-2012 годах продолжится  совершенствование порядка изменения срока уплаты налога и иные вопросы налогового администрирования.

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации в настоящее время урегулированы основные положения об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит не используются с учетом их предназначения. Это происходит не только из-за существующей неопределенности в отношении обоснования их предоставления и полномочий органов исполнительной власти или организаций подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, но и в связи с тем, что изменение сроков уплаты налогов отождествляется в ряде случаев с предоставлением налоговых льгот.

В целях обеспечения  более широких масштабов использования  отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов предлагается в 2009 году внести изменения в законодательство о налогах и сборах.

В частности, необходимо установить полномочия ФНС России определять наличие угрозы возникновения несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта в результате единовременной уплаты причитающихся налогов, пеней, штрафов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по результату анализа его финансового состояния в соответствии с методическими указаниями о порядке проведения такого анализа. Одновременно с этим необходимо определить этот порядок и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку методических указаний.

В целях более широкой практики использования инвестиционного налогового кредита представляется целесообразным увеличение размера инвестиционного налогового кредита, предоставляемого заинтересованной организации при проведении этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, с 30% до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования.

Предлагается расширить  перечень оснований и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита для резидентов вновь создаваемых зон территориального развития в Российской Федерации.

Информация о работе Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов