Направления совершенствования финансирования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2009 (3).docx

— 523.81 Кб (Скачать файл)

Направление расходов

2008 год

2009 год

 

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Субвенция бюджету на получение  образования

150815

50,3

135477,3

44,3

Субвенция на организацию  обучения учащихся с отклонениями в  развитии, оздоровительных учреждений

8567

2,8

8550

2,8

Субсидии бюджету на организацию  и предоставление образования

139554,5

46,6

161180

52,7

Субвенция на реализацию государственных полномочии в области образования

233

0,19

227

0,9

Субсидии на комплектование книжных фондов, библиотек

198

0,11

199

0,1

Итого:

299367,5

100

305633,3

100


Из регионального и  местного бюджета на получение и  организацию обучения учащихся в  виде субвенций получено в 2009 году 135447,3 тыс.руб., что на 15337,7 тыс.руб. меньше, чем в 2008 году.(таб.2.2.2.) Это сокращение связано с программой «Оптимизации бюджетных учреждений». При оптимизации было сокращено 417 штатных единиц. При этом экономия бюджетных средств составила:

-по заработной плате  4 023 685 рублей;

-по коммунальным услугам  353 315 рублей.

Субсидии на получение  образования в общем объеме финансирования составляют 44,3 %, а субсидии на предоставление обучения 52, 7%. Это связано со строительством в поселке Манауз школы № 9 и с оснащением в школ компьютерами.

Рис. 2.2.2 - Объем финансовой помощи учреждениям образования  Азнакаевского муниципального района РТ

На рис.2.2.2. наглядно показано, что на объемы финансовой помощи бюджету  Азнакаевсого муниципального района РТ в 2008 году потрачено меньше средств, чем в 2009.

Объемы финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ из бюджетов разных уровней увеличиваются по сравнению с прошлыми годами. Скорее всего это связано с увеличением в районе количества школ и проведением компьютеризации всех школ.

Делая вывод, сравниваем бюджетное  и внебюджетное финансирование рис. 2.2.3., которое показывает, что основным источником финансирования в Азнакаевском районе являются бюджетные средства. Но с каждым годом объемы внебюджетного финансирования будут расти, в связи с введением нового порядка подушевого финансирования.

Рис. 2.2.3 - Бюджетное и внебюджетное финансирование учреждений образования  Азнакаевского муниципального района РТ

На основании сделанной  работы можно сделать вывод о  том, что средства поступающие в учреждения образования полностью покрывают потребности их владельцев, но для улучшения качества образования и условий обучения необходимо изменить систему финансирования.

2.3 Состав и  структура внебюджетных источников  финансирования учреждений образования  на муниципальном уровне

Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной  деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета  учредителя, а также различные  пожертвования, не имеющие целевого характера.

Когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «не учредителей», на возмещение расходов по необходимым для деятельности организации видам деятельности.

Как показано в табл. 2.3.1. есть разница в том, сколько планировали  средств на финансирование учреждений образования и тем, сколько фактически поступило на счет банка. Для сравнения  возьмем показатели за 2009 год: школы  утвердили на 9830 тыс.рублей, а поступило на 3991,3 тыс.рублей меньше.

Таблица 2.3.1 - Доходы от предпринимательской  и иной приносящий доход деятельности (тыс.руб)

Наименование типов учреждений образования

2008 год

2009 год

 

Утверждено

Поступило

Утверждено

Поступило

Школы

261,6

97,8

9830

5838,7

Дошкольные учреждения

24318,2

19626,8

29363,1

24697,4

Прочие

2919,5

2227,2

7319,8

6310,7

Всего:

27499,3

21951,8

46512,9

36846,8


Из рис. 2.3.1. видно, что поступление доходов от внебюджетной деятельности в школах возросло в 59 раз, в дошкольных учреждениях в 1.5 раза, а в остальных почти в 3 раза.

Расходы по смете доходов  и расходов по внебюджетным средствам  не могут превышать суммы, предусмотренные  в доходной части сметы.

Рис. 2.3.1 - Поступление источников от внебюджетной деятельности Азнакаевского муниципального района РТ (тыс.руб.)

Внебюджетное финансирование учреждений образования в 2009 году возросло по сравнению с 2008 годом на 14894,5 рублей, что положительно влияет на экономическое  состояние этих учреждений. Значит население и предприятия нашего района заинтересовано в получении конкурентоспособного образования.

Таблица 2.3.2 - Показатели по привлечению внебюджетных средств (в тыс. руб)

Показатели

2008 год

2009 год

1

2

3

Количество учреждений привлекающих внебюджетные средства

   

 

    продолжение

 

113

112

Получено средств от внебюджетной деятельности: всего 

21951,7

36846,2

В том числе от: благотворителей 

1474,8

6743,4

Аренды помещений

1,7

-

Платы родителей за услуги учреждений

606,5

418,9

1

2

3

Платы родителей за содержание детей

19626,7

24682,2

Сдача макулатуры и металлолома

0,8

-

Выручка школьных столовых

-

4735,2

Других источников

241,0

266,5


Из табл.2.3.3. следует, что  учреждение имеет несколько источников финансирования.

В Азнакаевском муниципальном районе количество учреждений, привлекающих внебюджетные средства, составляет 113 учреждения (в 2009 году - 112), из них 26 школ (в 2008 году - 26), 54учреждения дошкольного образования (в 2008 году - 55), 3 учреждения дополнительного образования (в 2008 году - 6). Всего в 2008 году получено средств от внебюджетной деятельности 21951,7 тыс.рублей, в том числе получено средств от платных образовательных услуг – 20233,2 тыс.рублей. За 9 мес. 2009г. получено средств от внебюджетной деятельности на сумму 24682,2 тыс.руб., в том числе от платных образовательных услуг 22453,6 тыс.руб. В учреждениях образования разработаны; Положение о платных услугах, договора с преподавателями курсов, договора с родителями, смета расходов. В учреждениях образования проводятся родительские собрания, заседания родительского комитета, где представляются отчеты по собранным денежным средствам.

Рис. 2.3.2 - Внебюджетное финансирование расходов на образование Азнакаевского муниципального района (тыс.руб.)

Проанализировав источники  поступления внебюджетных средств  мы видим, что планировалось получить 46512,9 тыс.руб., а использовали на 9666.7 тыс.руб. меньше. Не использованные денежные средства на балансе переходят на следующий финансовый год. (рис.2.3.2.)

Таблица 2.3.3 - Состав источников внебюджетных средств за 2009 год (тыс. руб.)

Источники средств

Утверждено

Использовано

Отклонение от сметы

     

По сумме

В %

Получено средств от внебюджетной деятельности: всего

46512,9

36846,2

9666,7

100

В том числе от: благотворителей 

6853,8

6743,4

110,4

18,3

Аренды помещений

124

-

124

-

Платы родителей за услуги учреждений

626,4

418,9

207,5

1,1

Платы родителей за содержание детей

30464,4

24682,2

5782,2

66,9

Сдача макулатуры и металлолома

89

-

89

-

Выручка школьных столовых

7854,4

4735,2

3119,2

12,8

Других источников

500,9

266,5

234,4

0,9


Основные источники поступления  внебюджетных средств – это родительская плата за услуги учреждений в сфере  обучения и оздоровления детей (66,9%), от благотворителей (18,3%), выручка школьных столовых (12.8%).(таб.2.3.4.) Фактические  расходы за счет внебюджетных средств  составляют 32170,5 рублей. Это 69.7 % от поступивших  средств (32170,5 / 46126,9 * 100) и они распределились по следующим основным статьям сметы  согласно бюджетной классификации:

Таблица 2.3.4 - Распределение  фактических расходов, производимых за счет внебюджетных средств за 2009 год (тыс.руб.)

Направление расходов

Смета расходов

Фактическое поступление  расходов

Отклонение от сметы

Всего поступлений

46512,9

36846,2

9666,7

Всего расходов:

46126,9

32170,5

13956,5

а) текущие

47902,7

45412,6

24900,7

б) капитальные

39401,1

25922,6

13478,5

в) прочие расходы

19356,1

17065,4

22906,1


Из таблицы следует, что  планируемые расходы в учреждении предусматривали их осуществление  в пределах поступлений т.е., в сумме 46512,9 рублей. Однако, при фактическом использовании оказалось, что поступление сократилось.

В этом случае учреждение должно было сократить и расходы, что  и было осуществлено. Фактические  затраты по укрепленным статьям  бюджетной классификации оказались  ниже сметных на 13956,5 рублей.

Вывод, фактически планируемые  затраты и используемые денежные средства от внебюджетной деятельности существенно отличаются. Значит учреждения образования недополучают финансовые средства, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений – в основном сокращаются расходы на заработную плату, а следовательно отрицательно влияет на качество оказываемых услуг.

3. Направления  совершенствования финансирования  образования

3.1 Основные проблемы  финансового обеспечения муниципального  учреждения образования

В последние годы проблемы образования не только вышли „на  передовые позиции“ реформирования (это бывало и раньше, причем с  определенной регулярностью, что легко  проследить по истории), но и стали  предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники  системы образования, органов управления образованием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это  с тем, что так или иначе  проблемы образования касаются едва ли не всего населения страны. Все  мы либо сами учимся, либо учатся наши дети и/или внуки, родственники, знакомые работают в образовательных учреждениях  и т.д. и т.п. Стало общим местом критиковать содержание и качество образования, низкие оклады учителей и  преподавателей, говорить о постепенном  или даже резком отставании и нашего образования от западных стран, низком материальном обеспечении учебного процесса. Основной причиной такого положения  практически все называют, в первую очередь, недостаточное финансирование образования, дружно предлагая властям  на всех уровнях увеличить в 2(3–4–5 раз и т.д. кто и насколько  может решиться) расходы на образование. Одновременно со стороны контрольных  органов не однократно раздаются  заявления о не целевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на образование, что иногда воспринимается как разбазаривание средств, если не сказать больше. В свою очередь финансовые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринимается как„перефинансирование“.  

   продолжение

Одно  из основных направлений финансовой политики – обеспечение достаточного финансирования соответствующих бюджетов. Для этого в мае 2009г. Правительством РФ были утверждены «Правила распределения  дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2009 год». С использованием этой методики отбор субъектов РФ для предоставления дотаций производится на основании показателей, характеризующих сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ, от которой зависит сбалансированность местных бюджетов.

При этом право на получение дотаций имеют  субъекты РФ, в которых при исполнении консолидированных бюджетов сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение  расходных обязательств. Из распределения  исключаются регионы, уровень фактической  бюджетной обеспеченности которых  на 10 % выше среднероссийского показателя. Условием предоставления указанных дотаций является отсутствие просроченной задолженности по социально значимым расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Основным  условием стабильного функционирования муниципальных образований является обеспечение сбалансированности местных  бюджетов на основе реальной оценки их финансового положения.

В результате основные проблемы появились не у  федерального бюджета, а у региональных и местных бюджетов. Это – и  снижение поступлений от налога на прибыль организаций, и рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений  от налога на доходы физических лиц, являющегося  основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов.

В связи  с этим вводится механизм адресной финансовой помощи региональным и местным  бюджетам. Этот вопрос решался при  внесении изменений в федеральный  бюджет 2009г., которые содержат новые  условия и параметры развития экономики страны. Внесение данных изменений позволит решать следующие  задачи:

- безусловное  выполнение всех социальных обязательств, взятых на себя государством, и реализацию национальных проектов;

- пересмотр  всех инвестиционных проектов  на основе анализа их эффективности  и безотлагательности, а также  определения возможности использования  их в качестве «локомотивов»  стабилизации экономики.

Важнейшей проблемой является не только объем  финансовых средств, но и обеспечение  прозрачности и эффективности их использования. Инструментом, обеспечивающим эти принципы, станет Федеральный  закон «Об отчете Правительства  РФ и информации Центрального банка  РФ о реализации мер по поддержке  финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики  РФ, социальному обеспечению населения  и других мер социальной политики», принятый Государственной Думой 22 мая 2009г. Этот закон обязывает Правительство  РФ ежеквартально представлять парламенту всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием  не только банков, но и конечных получателей  этих средств.

Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования