Направления совершенствования финансирования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2009 (3).docx

— 523.81 Кб (Скачать файл)

Возможно, это связано  с улучшением качества жизни населения  и помощью государства многодетным  семьям.

Демографический спад в нашем  районе в возрастной группе от 7 до 10 лет за последние 5 лет составил примерно 15%, что серьезно отразилось на развитии начального общего образования .(таб.2.1.4.) Ежегодно уменьшается число первоклассников. Кроме того, постепенно снижается, в соответствии с единой общероссийской тенденцией, коэффициент охвата детей начальным общим образованием.

Таблица 2.1.4 - Численность  учащихся начальных классов в  школах Азнакаевского муниципального района РТ

класс/год

2007

2008

2009

1 класс

719

684

700

2 класс

734

712

676

3 класс

784

731

716

4 класс

842

790

729

5 класс

3079

2917

2821


Практически отсутствует  очередность по устройству детей  в ДОУ и имеется возможность 100% охвата детей дошкольным воспитанием.

Важной особенностью развития системы образования в многонациональном  Азнакаевском районе является целенаправленная работа в соответствии с законодательством РФ и РТ по созданию целостной системы национального образования, включающей дошкольное, общее и средне-профессиональное образование. На сегодняшний день в районе насчитывается 55 образовательных учреждений. Из 55-и образовательных учреждений: 36 с татарским языком обучения, 1 гимназия, 8 русско-татарских, 7 русских, 1 чувашская начальная школа, 2 коррекционные школы.

В районе наблюдается устойчивая стабильность охвата детей татарской  национальности воспитанием и обучением  на родном (татарском) языке. За последние 3 года показатель охвата составляет 61 %.

В последние годы растет число детей дошкольного возраста с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Отделом  образования, дошкольными учреждениями района и города ведется работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. Так, в 25 ДОУ функционирует 41 специализированная (коррекционная, оздоровительная) группа, в которых воспитываются 970 детей, что составляет 28 % (по РТ 15 %) от общего количества воспитанников.

Рис. 2.1.3 - Динамика численности  учащихся начальных классов

Несмотря на широкую сеть специализированных групп и дошкольных учреждений потребность в них остается высокой. 417 детей нуждаются, но не обеспечены специализированными ДОУ.

В состав Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района включает в себя 55 общеобразовательных учреждений, 54 дошкольных учреждения и 3 учреждения дополнительного образования. Качество и нормативы финансирования контролируются Управлением образования Азнакаевского муниципального района.

При изучении источников финансирования общеобразовательных учреждений было установлено что, не обеспечен установленный  законодательством размер оплаты труда  работников учреждений образования, превышающий  уровень средней заработной платы  в Российской Федерации; не реализуется  система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся; не введен механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные федеральные и региональные нормативы финансирования; недостаточно четко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования.

2.2 Порядок финансирования  учреждений образования на муниципальном  уровне

При финансировании учреждений образования финансовые органы перечисляют  средства на счета государственного органа управления образованием, который  является главным распорядителем средств. Денежные средства при этом поступают  раздельно по "защищенным" и "незащищенным" статьям расходов. Орган управления образованием распределяет их между  учреждениями образования, определяет в соответствии со статьями экономической  классификации направления расходования средств и распределяет суммы  финансирования конкретных образовательных  учреждений.

На муниципальном уровне чаще всего перечисления средств  образовательным учреждениям не происходит, поскольку только небольшая  доля общеобразовательных учреждений имеет все права юридических  лиц, включая расчетные счета. Для  таких учреждений средства перечисляются  на счета Централизованной бухгалтерии  органа управления образованием, которая и осуществляет все расчеты за образовательные учреждения такого типа. Бюджетное финансирование осуществляется в зависимости от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования, но недостаточным. Размеры финансирования образовательных учреждений зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) обучающихся, но и от нормативов финансирования образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона "Об образовании" финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и  местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому  типу, виду и категории образовательного учреждения. Государственный норматив финансирования состоит из федерального норматива финансирования и регионального  норматива финансирования и регионального  норматива финансирования - норматива  финансирования субъекта Российской Федерации. Основополагающий норматив финансирования - федеральный, так как он является минимально допустимым. Ведомственные, региональные и местные нормативы  должны дополнять размер федерального норматива. Назначение этих нормативов - вносить коррективы в нормативное  финансирование с учетом специфики  образовательного учреждения, его территориального и климатического месторасположения, и должны быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих  расходов, связанных с образовательным  процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования образовательного учреждения. Пунктом 3 статьи 41 Федерального закона "Об образовании" было предусмотрено, что федеральные нормативы финансирования устанавливаются ежегодно федеральным  законом одновременно с федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной год.

Основным источником финансирования образовательных учреждений по-прежнему остаются бюджетные ассигнования, рассчитанные на основе установленного норматива  – минимальной стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. В расчет норматива включаются:

- расходы на оплату  труда и начисления на заработную  плату;

- компенсационные выплаты  на книгоиздательскую продукцию;

- частичное обеспечение  материальных затрат, непосредственно  связанных с образовательным  процессом (услуги связи, охрана  зданий, питание, стипендии, приобретение  наглядных пособий, канцелярских  товаров, хозяйственные, транспортные  и прочие расходы).

При расчете норматива  не учитываются расходы, связанные  с приобретением оборудования, проведением  текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением  общезначимых и оздоровительных  мероприятий. Источником финансирования муниципальных образовательных  учреждений являются субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные  учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных  образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от количества привлеченных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.

Основанием для получения  средств из государственного бюджета  является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.

Финансирование расходов учреждений образования, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства.

В процессе финансирования на муниципальном уровне участвуют  следующие органы:

- законодатели муниципального  уровня;

- финансовые отделы;

- отделы народного образования;

- казначейства, банки, отделения  банков;

- муниципальные образовательные  учреждения (бюджетополучатели).

В РТ введен новый порядок  финансирования: с 1 января 2008 года для  общеобразовательных школ, с 1 июня для дошкольных учреждений.

Введение системы нормативного финансирования наглядно показывает проблемы формирования бюджета образовательных  учреждений:

- дефицит утверждаемого  бюджета;

- малое количество учащихся  в сравнении с проектной мощностью  зданий;

- низкая наполняемость  в классах.

По общеобразовательным  учреждениям нормативное значение по соотношению численности педагогического  и административно-хозяйственного персонала 70/30. Фактическое значение составляет по городу 66/34, по селу 66/34. С  введением нормативного финансирования радикально изменится финансовая жизнь  в отрасли «Образование» нашего района:

- руководители образовательных  учреждений будут являться распорядителями  средств;

- финансовые операции  будут проходить через лицевые  счета учреждений;

- руководители образовательных  учреждений непосредственно будут  заинтересованы в осуществлении  оптимизации расходов;

- повысится ответственность  руководителей образовательных  учреждений за качество обучения, престижность своего учреждения;

- привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования;

- определение приоритетных  статей расходов, исходя из интересов  учреждения.

На сессии районного Совета принята программа «Оптимизация сети образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района». В соответствии с этой программой муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района в 2008 учебном году провело ряд оптимизационных мероприятий:

  1. Реорганизовано 4 учреждения дополнительного образования (ЦЦТ, СЮтех, СЮтур, Аврора) путем объединения в ЦДГ;
  2. Реорганизовано 6 школ: - 3 школы со средних в начальные (с. Ильбяково, Масягутово, Агерзе);

- 1 основная школа в  начальную (с. Балтачево);

- 2 средние школы в основные (с. Сапеево, с. Чекан);

З. Ликвидированы МОУ МУК и МДОУ с. Катимово.

4. Осуществлен перевод  2 школ в здании детских садов, 5 детских садов в здания школ.

Таблица 2.2.1 - Объем финансирования учреждений образования бюджета  Азнакаевского муниципального

Наименование расходов

2007 год

2008 год

2009 год

 

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Удельный вес (%)

Сумма (тыс.руб.)

Расходы на зарплату

247364

71

272521

71,4

354521,1

Приобретение услуг

74889

21,5

73489

19,2

108055,1

Прочие расходы

12905

3,7

17971

4,7

17207

Поступление нефинансовых активов

13128,4

3,8

17415,6

4,7

21583,1

Итого:

348286

100

381397

100

501366,3


Технология распределения  денежных средств на экономические статьи показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения, включая образовательное. Из таб.2.2.1. мы видим, что из года в год финансирование связанное с расходами на оплату труда, приобретение инвентаря, оплату коммунальных услуг увеличивается.

Конечно, повлиял фактор повышения цен на оплату труда  преподавателей и коммунальные услуги растут почти каждые пол года. Но еще это связано с преобразованием и изменением законодательства в области образования, введением новых проектов и программ.

Обеспеченность площадью на 1-го занимающегося в общеобразовательных  школах по городу норматив 13,37, по селу 10,18, фактическое значение по городу 9,9, по селу 18,6; в дошкольных учреждениях  норматив по городу 11,28, по селу 12,79, фактическое  значение по городу 12,24, по селу 15,88. Средняя наполняемость класса составляет по городу - 22 ученика (при норме 25), по селу - 9 (при норме 14). Разработан план оптимизационных мероприятий бюджетных средств для достижения нормативного уровня.

Рис. 2.2.1 - Структура расходов на содержание учреждений образования  Азнакаевского муниципального района в 2009 году

Из рисунка понятно, что  в общем объеме расходов учреждений образования преобладают расходы  на заработную плату, что конечно же правильно, ведь ни одну книгу не заменишь тем опытом и знаниями накопленными преподавателями.

Таблица 2.2.2 - Анализ объема финансовой помощи бюджету Азнакаевского муниципального района РТ

Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования