Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Эта тема очень актуально в наше время. Рост монополий дает толчок для развития и совершенствования государством антимонопольной политики, которая направленна на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, против конкурентных действий. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. К тому же в современном мире преобладает рыночная экономика, в которой Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Из вышесказанного целью моей курсовой работы является рассмотрение известного явления монополизации, её виды, формы и методы борьбы с монополистическими объединениями

Содержание

Глава 1 Теоретические основы монополий в современной экономике и практика антимонопольного регулирования.
1.1 Формы и виды монополий.
1.2 Анализ поведение фирмы – монополиста на рынке. Монопольная цена.
1.3 Антимонопольное законодательство как основная форма государственного регулирования монопольной власти.
Глава 2 Анализ функций монополии в экономике РФ и проблемы антимонопольного регулирования.
2.1 Эволюция Антимонопольной Политики России: проблемы и перспективы.
2.2 Современная антимонопольная политика в России.
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3 Монополизация Рынков России.
3.1 Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

последняя надежда.docx

— 99.49 Кб (Скачать файл)

Сегодня компания автоматически  признается доминирующей при доле рынка 50%, а при доле меньше 35% фактически не может быть признана таковой. Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегда является безусловной, а вывод о наличии  либо отсутствии доминирующего положения  компании, сделанный исключительно  на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей  ситуации на рынке.

Квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий также осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку рыночной силы компаний и их реальных возможностей посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.

Ко второй категории правонарушений антимонопольного законодательства относятся  нарушения, не влекущие общественно  опасных последствий и связанные  исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом  конкретного потребителя (контрагента). Сейчас они составляют существенную часть нагрузки ФАС - больше половины всех рассматриваемых ею дел.

Многие нарушения порядка  доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, срыв сроков подключения к электрическим  сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего  предпринимательскую деятельность) относятся к подобным делам. Они  являются типовыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут  быть разрешены по формальным признакам  и гораздо более оперативно, чем  дела, в рамках которых требуется  детальное исследование состояния  конкуренции.

В целом Программа и  законодательные инициативы ФАС  являются реальным шагом вперед в  борьбе за формирование свободной конкуренции  в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран.

Практика антимонопольного регулирования  искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.

   Функциональный подход преобладает  по отношению к уже сложившимся  фирмам-монополистам. Карательные меры  против них принимаются обычно  только по результатам судебного  разбирательства конкретных монополистических  злоупотреблений. При этом самые  жесткие меры используются с  большой осторожностью. Так, случаи  принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире  можно пересчитать по пальцам.

Структурный подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся  монополистическим структурам. При  этом если рост фирмы носит естественный характер, т.е. она захватывает все  большую долю рынка благодаря  высокому качеству продукции, ее доступной  цене и быстрому обновлению, то никакие  меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины ее рыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияний с  другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно  следят, чтобы возникшая гигантская фирма на  одном рынке, на которых  она действует, не превысила бы определенной доли.

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или  смешанном порядке. В последнем  случае решения административных органов  могут быть обжалованы в судах.

Наиболее сложна ситуация с государственным  контролем за монополистической  деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели  к созданию двух систем контроля над  монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный  секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная  законодательством об ограничительной  торговой практике, ключевую роль отводит  Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления  докладов по поводу наличия (или возможности  возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

Роль государственного секретаря  торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий  и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение  вопросов по монопольным ситуациям  или анти конкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической  деятельностью проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, который  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет  к смягчению отрицательных последствий  чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное  ведомство по делам картелей, федеральный  министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий  в ФРГ. Деятельность промышленных и  профессиональных ассоциаций по составлению  для своих отраслей правил конкуренции  можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Во Франции контроль над монополистической  деятельностью возложен на Совет  по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается  независимым административным органом, на решения которого министр экономики  не может налагать “вето”. Он выполняет  консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам  налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой  во Франции является проверка экономической  концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или  любая концентрация предприятий, способная  нанести вред конкуренции, в частности  создание или усиление доминирующего  положения на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Монополизация Рынков России.

3.1 Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России.

Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая  степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных  государственных органов управления.

Одним из специфических обстоятельств, характерных  для  современного периода развития России, является то, что решение  задачи преодоления элементов чрезмерного  государственного административного  монополизма предполагает в ближайшей  перспективе определённое оживление  самого же этого монополизма. Так  получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое  зло, но становление эффективных  рыночных структур, ускоренный выход  страны из состояния глубокого кризиса  не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства  в экономику.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.

Антимонопольная политика должна представлять собой  защиту и усиление конкуренции путём  создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной  власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);

определения структуры тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного отнесения  издержек на тарифы для различных  типов потребителей;

стимулирования  предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению эффективности  инвестиций;

создания  условий для развития конкуренции, например, обеспечения открытого  равного доступа конкурентов  к информационным сетям.

Для демонополизации экономики и  развития конкуренции следует:

наладить  антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

ввести  жёсткие меры противодействия региональным властям, препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала;

совершенствовать  правовое регулирование использования  государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

согласовать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и  правилам.

  

 

 

 

 

 

 

3.2 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России.

Правовое регулирование конкуренции - новое явление для России. Отношения, связанные с процессами конкуренции - одна из наиболее сложных сфер правового  регулирования. Во всех странах с  рыночной экономикой существуют не только законодательство, но и система органов  государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической  деятельности, защита конкуренции, применение мер ответственности за анти конкурентное поведение. Задачи государства, его  антимонопольных органов - ввести конкуренцию  в цивилизованные рамки, пресечь  проявление монополизма, исключить  недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное  регулирование. Правовое регулирование  конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ.

В современной России первый антимонопольный  закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" принят в 1991г. Закон "О естественных монополиях", описывающий  ценовое регулирование деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке - в 1995г. В отличие от американских актов, юридические механизмы российского  законодательства разработаны недостаточно полно. Они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все  понимают, что они имеют искусственный  характер, и поэтому каждый пункт  имеет множество исключений, практически  дающих возможность антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Термин рыночной конкуренции считался неприменимым к советской экономике, не имеющего практического применения в деятельности предприятий. Для  складывающейся в России системы  конкурентный характер взаимоотношений  предприятий ещё долгое время  будет определяться сложившимся  в советскую эпоху потенциалом: все уровни организации экономики  пронизаны монополизмом. Идеализация и политизация сформировали тип хозяйства на базе абсолютной монополии государственной власти.

Информация о работе Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование