Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Эта тема очень актуально в наше время. Рост монополий дает толчок для развития и совершенствования государством антимонопольной политики, которая направленна на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, против конкурентных действий. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. К тому же в современном мире преобладает рыночная экономика, в которой Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Из вышесказанного целью моей курсовой работы является рассмотрение известного явления монополизации, её виды, формы и методы борьбы с монополистическими объединениями

Содержание

Глава 1 Теоретические основы монополий в современной экономике и практика антимонопольного регулирования.
1.1 Формы и виды монополий.
1.2 Анализ поведение фирмы – монополиста на рынке. Монопольная цена.
1.3 Антимонопольное законодательство как основная форма государственного регулирования монопольной власти.
Глава 2 Анализ функций монополии в экономике РФ и проблемы антимонопольного регулирования.
2.1 Эволюция Антимонопольной Политики России: проблемы и перспективы.
2.2 Современная антимонопольная политика в России.
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3 Монополизация Рынков России.
3.1 Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

последняя надежда.docx

— 99.49 Кб (Скачать файл)

Формирование конкурентных рыночных отношений в России в период реформ не относилось к числу приоритетных задач. Крупные государственные  монополии трансформировались в  частные, защищающие свое доминирующее положение. Хотя целенаправленная работа по разработке законодательства рыночных отношений в России началась в  конце 80-х, только в 1990г. созданный ГКАП России (государственный комитет  по антимонопольной политике) начал  практическую работу. С 1999г. - МАП России (министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства), ныне Федеральная Антимонопольная Служба России ничем общественно значимым себя не проявил. Были приняты Федеральные Законы "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рекламе", и Закон "О защите прав потребителей" от 23 июня 1999 г., но в связи с изменением рыночной среды в России законы о конкуренции неоднократно подвергались изменениям и плодотворного практического влияния не имеют.

Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных  органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В процессе данной работы мне удалось определить, что: Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль. Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Существует много классификаций монополии, но в данной работе внимание акцентировалось на делении на естественные и искусственные монополии. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и / или за объемом их производства. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами; При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма. Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии. Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах. Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур, иностранная конкуренция, создание новых предприятий. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях». В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги. Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Исходя из темы, можно сделать вывод, что действительно существует проблемы монополизации и конкуренции. Данная проблема влияет на развитие экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. На основании всего изложенного материала можно сделать выводы, что:

· Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

· Основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

· Антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной  экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

· Преодоление монополизма  может осуществляться путем разукрупнения  предприятий, механического раздела  их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось  бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время  не располагает.

· Преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

· В процессе формирования рыночных отношений, доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной собственности. Например, индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные  формы собственности, функционирующие  в общей системе экономических  отношений, не могут быть изолированы  друг от друга.

· Основные задачи, функции, полномочия и ответственность, определенные в Законе «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», выполняет Министерство Российской Федерации по осуществлению  антимонопольной политики и поддержке  предпринимательству.

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Д. Титов «Кто мешает конкуренции» // Экономика и жизнь №32, 2010
  2. Курс экономической теории: учебник: под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. - 8-е изд. - Киров: АСА, 2011
  3. Экономический словарь. А. В. Багурин
  4. Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию» // Экономика и жизнь №32, 2010
  5. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Юрайт, Москва 2001
  6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник.- М.: 2001
  7. www.fas.gov.ru
  8. www.libertarium.ru
  9. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов: под ред. проф. Морозовой Т.Г.  2003
  10. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. / Под     ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: «Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
  11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник Изд. 2-е Издательство Норма М 2000.
  12. Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: «Информэкспо»   
  13. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 84 с.

 

 

 

1 Т.Г. Розанова С. Е. Ларина «Основы экономической теории» стр. 131

2 Т.Г. Розанова С. Е. Ларина «Основы экономической теории» стр. 132

3 Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1999. –с. 183.

4 Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. – с. 190.

5 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997.

 


Информация о работе Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование