Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, их влияние на экономику страны, а также выявление путей их уменьшения и устранения вообще.
Объектом исследования является государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг как важнейшие звенья финансовой цепи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……..

5
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………..

5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика…………………………….
9
1.3. Государственный долг и его определение ………………………………
13

2. Анализ основных показателей бюджета и государственного долга Республики Беларусь……………

17
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит ……….
17
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..
24

3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………….


27

Заключение………………………………………..……………………
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

Внешний государственный долг вырос незначительно и составил 12 млрд долл. США., или 19 % к ВВП при пороговом значении не более 25 %. Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными. Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживания.

Средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 4,7 года, средняя процентная ставка - 3,7 % годовых. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы России - около 26 %, Международного валютного фонда - 25 %, облигации, размещенные на внешних финансовых рынках, - 15 %, кредит ЕврАзЭС - 14 % и кредиты банков Китая - около 13,5 %.

Доля займов на реализацию инвестиционных проектов в составе внешнего государственного долга составила 16,5 % и будет увеличиваться по нашим оценкам в ближайший годы. Это обусловлено строительством АЭС в Республике Беларусь и реализацией инвестиционных проектов с китайскими банками. Кредитные ресурсы направляются на реализацию важных инвестиционных экспортоориентированных проектов, отдача по которым должна не только обеспечивать возврат заемных средств, но и приток валютной выручки в страну. [3].

Государственный долг Республики Беларусь на 1 июля 2013 года составил 139,9 трлн рублей ($16,2 млрд в эквиваленте) и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 11,1 трлн рублей ($1,28 млрд), или на 8,6% [12].

Увеличение государственного долга в 2013 году в основном обусловлено ростом внешней государственной задолженности.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 июля 2013 года составил $12,4 млрд, увеличившись с начала года на $438,7 млн, или на 3,7% (с учетом курсовых разниц).

В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму $1375,4 млн: $880,0 млн по кредиту АКФ ЕврАзЭС; $295,8 млн по государственному экспортному кредиту правительства Российской Федерации, предоставляемого для строительства АЭС на территории Республики Беларусь; $142,0 млн по кредитам банков КНР; $57,6 млн по кредитам МБРР.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 года составило $864,1 млн: $692,3 млн — выполнение обязательств перед МВФ по кредиту стэнд-бай; $75,0 млн по кредитам правительства Российской Федерации; $48,8 млн по кредиту Банка экономического и социального развития Венесуэлы; $43,0 млн по кредитам банков КНР; $5,0 млн по прочим внешним государственным займам.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 июля 2013 года составил 30,5 трлн рублей, увеличившись с начала года на 4,6 трлн рублей, или на 17,8% (с учетом курсовых разниц).

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере $582,9 млн, или 5,1 трлн рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 года составило 0,8 трлн рублей.

 

3. Методы регулирования  и минимизации бюджетного дефицита  и государственного долга Республики  Беларусь

 

Бюджетная классификация Республики Беларусь выделяет следующие источники финансирования дефицита бюджета:

Внутреннее финансирование дефицита включает:

1. Источники, получаемые от органов  денежно-кредитного регулирования:

- кредиты Национального банка  Республики Беларусь на финансирование  дефицита республиканского бюджета;

- государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком  Республики Беларусь непосредственно  у Правительства Республики Беларусь;

- изменение остатков средств бюджета  на едином казначейском счете  в Национальном банке Республики  Беларусь (в рублях).

2. Источники, получаемые от коммерческих  банков и иных юридических  и физических лиц:

- государственные краткосрочные  облигации;

- государственные долгосрочные облигации;

- векселя Правительства Республики  Беларусь;

- прочие государственные ценные  бумаги;

- изменение остатков средств бюджета  на счетах коммерческих банков (в рублях);

3. Источники, получаемые из других  секторов государственного управления:

- заемные средства, полученные из  государственных внебюджетных фондов;

- прочие источники внутреннего  финансирования;

- операции по средствам в иностранной  валюте (разница, образовавшаяся при  изменении курса иностранной  валюты, и конвертации иностранной  валюты).

Внешнее финансирование дефицита включает:

  1. Чистые кредиты международных финансовых организаций;
  2. Кредиты правительств иностранных государств;
  3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках;
  4. Изменение остатков средств республиканского бюджета по счетам внешнего финансирования на счетах в банках в иностранной валюте;
  5. Прочие источники внешнего финансирования.

Для ликвидации дефицита можно выбрать один из двух путей: сокращать расходы или увеличивать доходы. Под финансированием бюджетного дефицита понимают привлечение дополнительных доходов для покрытия расходов бюджета, не обеспеченных собственными доходами. Существуют различные классификации способов финансирования: внутренне и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется не совсем точной, так как практика и промышленно развитых стран и переходных экономик свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными.

Выделяют следующие способы финансирования бюджетного дефицита:

  • эмиссионное финансирование или монетизация бюджетного дефицита;
  • внутреннее и внешнее долговое финансирование, которое включает операции с ценными бумагами, заимствование средств в виде кредитов;
  • увеличение налоговых поступлений, а также привлечение дополнительных средств (доходов от приватизации государственной собственности, от оказания услуг  и так далее).

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Он является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, в результате чего нарушается основное экономическое равновесие, что приводит к повышению среднего уровня цен.

                                                   (3.1)

где - объем денежной массы в обращении;

 – скорость обращения  денежной массы;

 – уровень цен на продукцию i;

 – предложение товара i.

Дефицит бюджета порождает инфляцию: нужды бюджета становятся основным фактором роста денежной массы из-за стремительного роста цен. Из-за необходимости покрывать бюджетный дефицит Центральному банку приходится увеличивать денежную массу. К печатному станку правительство чаще всего прибегает потому, что не рискует вводить новые более высокие налоги, а эмиссию предпочитает в качестве самой оперативной меры. На эти „напечатанные” деньги Правительство может купить необходимые материальные ценности, поддерживая определенный уровень общественных потребностей. Однако при этом происходит метаморфоза: чем больше Правительство покупает, тем меньше достается населению по причине инфляции, которая делает его все менее платежеспособным. По существу происходит скрытое увеличение налогов, что выражается в обесценении денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, при наличии бюджетного дефицита возникает инфляционный налог, который равен дефициту и представляет собой дополнительные средства, которые привлекает государство, делая людей беднее.

В результате все экономические агенты платят этот налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях высокой инфляции налогоплательщики сознательно затягивают уплату налогов, ожидая выгоды в результате обесценения денег. Это явление получило название «эффекта Танзи». В итоге дефицит бюджета может возрасти.

Монетизация дефицита может проводиться не в виде эмиссии наличных бумажных денег, а осуществляться в форме льготных  кредитов Центрального банка или в форме отсроченных платежей. В случае их накопления увеличивается общий дефицит госбюджета. Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком, негативно влияет на платежный баланс. В результате роста денежной массы, не подкрепленной ростом массы товарной, увеличивающийся спрос на продукцию и услуги отечественных и зарубежных фирм приводит к росту цен, следовательно, увеличивается импорт товаров из-за рубежа. Пассивное сальдо платежного баланса потребует регулирования с помощью продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволит стабилизировать ситуацию.

Негативные инфляционные последствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики:

  • увеличением нормы обязательных резервов;
  • повышением учетной ставки процента;
  • размещением государственных ценных бумаг.

Если Центральный банк сокращает кредитные возможности коммерческих банков одновременно с расширением кредита государственному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внутренние рыночные процентные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность, и таким образом вызывают “эффект вытеснения” частных инвестиций.

Намного выгоднее выглядят неэмиссионные формы финансирования, не приводящие непосредственно к инфляции. К таким формам относятся продажа государственных ценных бумаг на финансовом рынке, получение государством кредитов из-за рубежа. Приемлемый уровень дефицита в краткосрочном периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на государственные ценные бумаги и готовностью предоставления кредитов, которые, в свою очередь, зависят от предлагаемого государством дохода и от степени доверия к нему со стороны кредиторов.

В долгосрочном периоде бюджетный дефицит определяется возможностью долговременного поддержания определяющих параметров бюджетно-налоговой политики. Государство может, предложив достаточно высокий доход, разместить свои ценные бумаги в краткосрочном периоде. Однако выход за разумные пределы доходности и объемов реализации ценных бумаг повлечет за собой высокие расходы по обслуживанию государственного долга в будущем, и, следовательно, рост в будущем бюджетного дефицита, снижение доверия к Правительству и необходимость уплаты повышенных процентов по долгу. Этот „порочный круг” выразится в невозможности дальнейшего неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита.

«Эффект вытеснения» частных инвестиций возникает также и при стабильном денежном предложении как следствие внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита. Если правительство выпускает облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если процентные ставки изменяются свободно, то их увеличение может быть достаточно существенным, отвлекая банковские кредиты от частного сектора. В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично-потребительские расходы снижаются, вызывая «эффект вытеснения», который значительно ослабляет стимулирующий потенциал бюджетно-налоговой политики.

Внутреннее долговое финансирование может привести и к уменьшению запаса капитала частного сектора. Это происходит из-за предпочтений государственных ценных бумаг частным, так как инвесторам представляется наиболее привлекательные условия вложений, высокая ликвидность и полное отсутствие кредитных рисков по сравнению с прямым инвестированием в производственную сферу, ведь ликвидность рынка обеспечена как относительно небольшим объемом находящихся в обращении облигаций, так и диверсификацией инструментов по срокам. Кроме того, принудительное размещение государственных ценных бумаг нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Выпуск государственных ценных бумаг позволяет, с одной стороны, отвлечь свободные рублевые средства с валютного рынка, а с другой – ослабить нагрузку на Центральный банк в плане помощи Минфину. Несомненно, использование заимствований на рынке ценных бумаг в финансировании дефицита приводит к увеличению внутреннего государственного долга, который нужно будет покрывать либо за счет эмиссии, либо путем увеличения емкости рынка ГКО.

Действующее законодательство Республики Беларусь позволяет выпускать следующие виды государственных ценных бумаг:

  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные долгосрочные обязательства с купонным доходом;
  • векселя Правительства Республики Беларусь;
  • облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  • облигации государственного выигрышного валютного займа;
  • государственные компенсационные облигации;
  • облигации государственного облигационного займа Республики Беларусь;
  • долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке.

Теоретически, если бюджетный дефицит финансируется только за счет государственных ценных бумаг, инфляции не должно быть. Поэтому эмиссия ГКО считается неинфляционным источником финансирования бюджетного дефицита. Государственные ценные бумаги обладают большим антиинфляционным потенциалом.

Так, если коммерческий банк покупает ГЦБ на первичном рынке за счет своих собственных денежных средств, то, с одной стороны, происходит повышение активов данного коммерческого банка в части увеличения требований к правительству и, соответственно, уменьшение денежной массы, а с другой стороны, - рост депозитов Правительства и их дальнейшее расходование, что восстанавливает резервы банковской системы. В результате денежная база и рублевая денежная масса останутся без изменения.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь