Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, их влияние на экономику страны, а также выявление путей их уменьшения и устранения вообще.
Объектом исследования является государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг как важнейшие звенья финансовой цепи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……..

5
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………..

5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика…………………………….
9
1.3. Государственный долг и его определение ………………………………
13

2. Анализ основных показателей бюджета и государственного долга Республики Беларусь……………

17
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит ……….
17
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..
24

3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………….


27

Заключение………………………………………..……………………
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….

3

   

1. Теоретические основы  и характеристики бюджетного  дефицита и государственного  долга……..

 

5

1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике  Беларусь…………………………………………………………..

 

5

1.2. Бюджетный дефицит и его  характеристика…………………………….

9

1.3. Государственный долг и его  определение ………………………………

13

   

2. Анализ основных  показателей бюджета и государственного  долга Республики Беларусь……………

 

17

2.1. Динамика республиканского бюджета  и бюджетный дефицит ……….

17

2.2. Анализ государственного долга  и его основных показателей………..

24

   

3. Методы регулирования  и минимизации бюджетного дефицита  и государственного долга Республики  Беларусь…………………………………………………………………….

 

 

27

   

Заключение………………………………………..……………………

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

39

ПРИЛОЖЕНИЯ 41

41


 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы любой страны. Это обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.

Функционирование государственного сектора в экономике находит свое концентрированное выражение в бюджетно-налоговой системе, обобщающим показателем состояния которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита или, значительно реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между государственными доходами и расходами, существующим на протяжении определенного промежутка времени (обычно одного года).

Несбалансированность государственного бюджета является одним из важнейших факторов, оказывающих воздействие на общее состояние экономики и макроэкономическое равновесие. В частности, величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Актуальность темы состоит в том, что негативные последствия бюджетного дефицита, превышающего предельно допустимые размеры требуют осуществления системы мер по его преодолению. Именно поэтому значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета и как его следствия государственного долга. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и ликвидировать вообще.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, их влияние на экономику страны, а также выявление путей их уменьшения и устранения вообще.

Объектом исследования является государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг как важнейшие звенья финансовой цепи.

Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по экономической теории, макроэкономике и различные статистические сборники.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.

 

1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга

1.1. Понятие  государственного бюджета. Бюджетное  устройство в Республике Беларусь

 

Как и всякое государство, наша республика располагает различными и многообразными фондами денежных средств. Среди этих фондов ведущее место занимает общереспубликанский фонд денежных средств, сконцентрированный в республиканском бюджете. Важная роль принадлежит бюджетам местных Советов депутатов.

Бюджет - это слово английского происхождения, которое означает кожаный мешок, содержащий все денежные документы и расчеты по ним. В английском парламенте, когда распределялись деньги на расходы по содержанию королевской власти, канцлер казначейства (министр финансов) открывал этот мешок, в котором хранились документы, содержащие отчет об истекшем финансовом годе и предложения на будущий. Это называлось открытием бюджета [2, с.93].

Республиканский и местный бюджеты составляют центральное звено финансовой системы Республики Беларусь. Они взаимодействуют со всеми остальными звеньями финансовой системы нашей республики и обеспечивают развитие самых раз личных сфер государства и общества. Роль бюджета как центрального звена финансовой системы заключается в том, что он выступает в качестве главного инструмента финансово-кредитной политики нашего государства. Об этом свидетельствует ч. 2 ст. 132 Конституции Республики Беларусь: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая налоговая, денежно-кредитная, валютная политика». [5]

Роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функционирования нашего государства и местных административных единиц, выполнениями своих задач и функций.

Сконцентрированные в бюджетах всех уровней денежные средства предназначены для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения надлежащего уровня жизни людей, обороны и безопасности страны на раз личном уровне.

С помощью денежных средств бюджетов в республике создаются возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целевого направления развития отдельных ее регионов. Бюджеты являются мощным орудием управления в распоряжении как самого государства, так и территориально-административных единиц. Наличие денежных средств бюджетов создает возможность для маневрирования государственными ресурсами для выравнивания развития как отдельных отраслей народного хозяйства, так и регионов страны. Бюджет обеспечивает решение государственных задач, наиболее значимых для страны на каждый конкретный период ее развития.

Таким образом, сконцентрировав в бюджетной системе часть национального дохода, государство имеет возможность направлять денежные средства на строго целевое их расходование в соответствии с требованиями текущего момента на экономические и социальные программы, обеспечение безопасности и порядка страны, ее обороноспособности.

Бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета, часть государственной казны, которая является собственностью самого государства, а местные бюджеты - собственность административно-территориальных единиц в лице и Советов депутатов.

Для бюджета характерны определенные признаки, вытекающие из его определения:

- он является  универсальным финансовым планом  по сравнению с другими финансовыми  планами;

- это  основной финансовый план государства, так как по отношению к другим  финансовым планам является координирующим (кассовые планы, кредитные планы, сметы, балансы доходов и расходов  и др.);

- исходя  из определения бюджета он  состоит из доходного и расходного  частей;

- главное - он создает финансовую базу  функционирования самого государства  и местных Советов, выполнения  ими своих задач и.функций, а  также выполнения социально экономических  задач, обороны и безопасности  страны.

Таким образом, с помощью бюджетов реализуются государственные и местные программы по развитию и расширенному воспроизводству отраслей народного хозяйства, охране окружающей среды, по развитию и укреплению научно-технического потенциала, развитию культуры и образования страны, поддержанию материального уровня жизни населения, выравниванию социально-экономического уровня регионов страны, по борьбе с преступностью и т.д.

Бюджет создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности в определенный период развития страны и ее регионов.

Республиканский бюджет и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами государственной власти, в результате чего бюджеты приобретают соответствующую правовую форму.

Бюджетное устройство нашего государства, как и других стран, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

- единство  бюджетной системы. Оно проявляется  во взаимодействии всех звеньев  бюджетной системы, также обеспечивается  единой нормативной правовой  базой, единой классификацией доходов  и расходов бюджетов, единой бюджетной  документацией, единой статистической  и бюджетной информацией. Единство  бюджетной системы является необходимым  условием проведения единой финансово-бюджетной  политики Республики Беларусь;

- полнота - представляет собой отражение  в бюджетах доходов и расходов  в полном объеме;

- сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- гласность - предполагает прозрачность бюджета. Утвержденный бюджет и отчет  о его исполнении должны быть  опубликованы в открытой печати. Регулярно освещается и ход  исполнения бюджета;

- самостоятельность  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему Республики Беларусь, определяется  ее административно-территориальным  делением. Самостоятельность бюджета  обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом  определять направление расходования  в соответствии с задачами  и функциями каждого субъекта  бюджетных прав;

- эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов означает, что все расходы  бюджета должны обеспечиваться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

- достоверности  бюджетов означает, что бюджеты  формируются на основе обоснованных  прогнозных макроэкономических  показателей социально-экономического  развития Республики Беларусь, соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь;

- адресности  и целевого назначения бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с направлением их  на финансирование конкретных  целей;

- ответственности  участников бюджетного процесса  заключается в том, что каждый  участник бюджетного процесса  несет ответственность за свои  действия (бездействие) на каждой  стадии бюджетного процесса [1].

Исходя из особенностей государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и в соответствии с административно делением бюджетная система Республики Беларусь представляет собой основанную на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и местных бюджетов. Законодатель включает в бюджетную систему два вида бюджетов - республиканский и местный.

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь действует государственная бюджетная система. Надо отметить, что в государствах со сложным (федеративным) государственным устройством действует трехзвенная бюджетная система. Так, в Российской Федерации, США образуется три звена бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и бюджеты административно-территориальных единиц.

В соответствии со ст. 7 Бюджетного Кодекса консолидированные бюджеты используются только для расчетов и анализа. Его необходимость обусловлена тем, что все бюджеты самостоятельных, обособлены и для прогнозирования развития однотипных бюджетов важно знать, каким бюджетам оказать большую финансовую помощь через дотации, субвенции и субсидии.

 

1.2. Бюджетный  дефицит и его характеристика

 

Одним из важнейших принципов бюджета является его сбалансированность, т.е. соответствие объема расходов бюджета объему его доходов. Для каждого звена бюджетной системы государство старается принять такой бюджет, доходы которого полностью покрывали бы отнесенные на него расходы. Поэтому негативным моментом является отклонение от принципа сбалансированности, когда расходы превышают запланированные доходы. Такое явление в бюджетной систёме называется дефицитом бюджета.

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь