Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, их влияние на экономику страны, а также выявление путей их уменьшения и устранения вообще.
Объектом исследования является государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг как важнейшие звенья финансовой цепи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……..

5
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………..

5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика…………………………….
9
1.3. Государственный долг и его определение ………………………………
13

2. Анализ основных показателей бюджета и государственного долга Республики Беларусь……………

17
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит ……….
17
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..
24

3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………….


27

Заключение………………………………………..……………………
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

 

Источник -  Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение // Бизнес-инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск. 2012.

 

В реальном выражении (скорректированные  на  индекс  потребительских  цен)  они  увеличились  на 11,6 процента.

Следует  отметить,  что  динамика  наполнения  доходной  части  консолидированного бюджета страны в 2012 году была выше динамики номинального роста ВВП в отличие от 2011 года.

Динамика  доходов,  расходов и  сальдо  консолидированного  бюджета  Республики Беларусь за 2011 - 2012 годы нарастающим итогом с начала года представлены на рисунке приложения 1.

Доходная часть консолидированного  бюджета  сформирована, главным  образом,  за  счет  налоговых  поступлений,  в  составе  которых  преобладают  налог  на  добавленную  стоимость, налоговые  доходы  от  внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в 2012 году составил 69,5 процента,  в 2011  году - 69,7 процента. В 2012  году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,2 процента, а в 2011 году - 24,7 процента. Рост доли налоговых  поступлений к  ВВП  произошел,  несмотря  на  значительное  снижение ставки налога на прибыль - с 24 процентов до 18 процентов с 2012 года [9].

Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и  высокотехнологичных  товаров (прибыль  от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения,  а в  отношении  прибыли  от  реализации  высокотехнологичных  товаров ставка налога составляет 10 процентов). 

Радикальных изменений налогообложения в 2013 году не предусматривалась, но намечено его упрощение для большего круга субъектов хозяйствования. В 2013 году платить  налог  по  упрощённой  схеме  смогут  организации,  в  которых  работает  до 50 сотрудников. Прежде по упрощённой схеме отчитывались лишь те, чей штат не превышал 15 человек. Почти вдвое (до 8 млрд. рублей) увеличен и критерий выручки,  позволяющий  использовать  упрощённый  механизм  уплаты,  при  этом  на 2 процента  снизятся  ставки  налогообложения  по  упрощённой  системе.  Налоговые льготы получат и акционерные общества, они коснутся налога на прибыль от корпоративных  ценных  бумаг и  эмиссионного  дохода (разница между  ценой  продажи и номинальной  стоимостью  акции).  Как  результат  обеспечится  снижение  налоговой нагрузки на  экономику до 27,6 процента к ВВП в 2013 (по оценкам Минфина). По оценке, в 2012 году эта нагрузка составит 27,8 процента (по оценкам Минфина).

Налоговые доходы в 2012 году составили 87,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в 2011  году - 85,8 процента), неналоговые доходы - 12,4 процента (в 2011  году - 14 процентов) (таблица приложения 2). В  структуре доходов  консолидированного бюджета в 2012 году наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (работы, услуги).

За январь-декабрь 2012 года поступление НДС составило 45,5 трлн. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 19,5 трлн.рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 25,5 трлн. рублей, или 98,6 процента уточненного годового плана.

Расходы консолидированного бюджета в 2012 году составили 155,2 трлн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2011  году. По отношению к ВВП они  составили 29,4 процента (за 2011 год - 26,7 процента).

Основная  доля в  общих  расходах  консолидированного  бюджета приходилась на финансирование  социальной  сферы,  общегосударственной  деятельности и  национальной экономики (таблица приложения 3).

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства  массовой  информации,  образование,  социальная  политика)  составил 64,5 трлн.рублей, или 41,5 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в 2011 году - 34,3 трлн.  рублей,  или 43,3 процента  от  всех  расходов).

В  структуре  расходов увеличилось по сравнению с прошлым годом финансирование общегосударственной деятельности, при снижении финансирования национальной экономики, образования, социальной политики,  охраны  окружающей  среды. Не изменилось финансирование, по сравнению с прошлым годом, жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.

В составе расходов на национальную экономику в 2012 году наибольший удельный вес  приходился  на  сельское  хозяйство и  рыбохозяйственную  деятельность (46 процентов),  дорожное  хозяйство (10,7 процента),  топливо и  энергетику (18,9 процента промышленность, строительство и  архитектуру (9,9 процента),  транспорт (9,6 процента) [9].

Консолидированный бюджет в 2012  году был исполнен с профицитом на  сумму 2 786,8 млрд. рублей (0,5 процента к ВВП) (таблица приложения 4), в том числе республиканский бюджет с дефицитом на сумму 701,5 млрд. рублей (0,1 процента к ВВП). В 2011 год профицит  консолидированного  бюджета  составил 2,1 процента к ВВП,  республиканского бюджета - 0,8 процента к ВВП.

Доходы республиканского бюджета в 2012 году составили 95,2 трлн. рублей (или 18 процентов к ВВП), а расходы - 95,9 трлн. рублей (или 18,2 процента к ВВП).

По  данным Министерства  по  налогам и  сборам,  задолженность  по  налогам и сборам на 1 января 2013 г. выросла по сравнению с 1 января 2012 г. на 16,5 процента и составила 32,6 млрд. рублей. За декабрь 2012 г. она уменьшилась на 63,3 процента. 

Для целей формирования проекта бюджета на 2013 год важнейшими отправными точками служили: реальная оценка исполнения бюджета текущего года, показателей макроэкономического развития экономики и денежно-кредитной политики.

В качестве основных параметров экономического развития страны в 2013 году и расчетной базы бюджета приняты следующие значения: рост ВВП – 108,5%; положительное сальдо внешней торговли – 0,7% ВВП (500 млн. дол.); темп роста экспорта товаров и услуг – 115,2% (65% всей произведенной промышленной продукции и 20% сельскохозяйственных товаров должны быть проданы на экспорт); опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы – 109,3 и 107,1% соответственно; привлечение 4,5 млрд. дол. в экономику страны главным образом в виде прямых иностранных инвестиций; рост объема золотовалютных резервов к концу 2013 года до 8,7 млрд. дол.; среднегодовое значение ставки рефинансирования Национального банка – 15–16%; инфляция в среднем по году – 16,5% (12% декабрь к декабрю); прирост требований банков к экономике на уровне 17–20% (около 40 трлн. руб.) [8,с.8].

Одновременно меры налоговой политики предусматривают мобилизацию внутренних финансовых резервов в бюджете без усиления налогового давления на предприятия. Здесь несколько направлений:

1) вовлечение  в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества. В этих целях ставки налогов на использование такого имущества будут увеличены в пять раз;

2) переход  к стандартной мировой практике участия собственника в дивидендах путем изъятия части чистой прибыли предприятий и установления единого норматива таких отчислений (за исключением организаций АПК) в размере 20% от прибыли.

Указанные средства, с учетом необходимости финансирования инвестиционных программ модернизации каждого предприятия, будут аккумулированы в бюджете и в полном объеме направлены на создание новых государственных предприятий и приоритетных видов деятельности;

3) мобилизация  финансовых ресурсов путем:

увеличения ставок налогов на специфические виды деятельности, что не затрагивает интересы стандартных налогоплательщиков, в частности, на алкоголь и табак (дополнительные расходы бюджета около 3,6 трлн. руб.);

актуализации на инфляцию ставок налогов, установленных в фиксированных суммах в белорусских рублях. В среднем на 22% будут проиндексированы ставки земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) полезных ископаемых, единого налога с индивидуальных предпринимателей, фиксированных ставок подоходного налога (за сдачу в аренду жилья), налога на игорный бизнес;

отмены льготы по НДС на услуги связи.

При этом льгота по НДС в отношении социальных услуг связи (услуги по доставке пенсий, подписка на газеты и журналы, другие почтовые услуги) продолжит свое действие.

С учетом реализации данных предложений в области налоговой политики доходы консолидированного бюджета составят 197 трлн. руб. Сложившаяся структура доходов бюджета в основном будет сохранена (таблица приложения 5) .

Расходы бюджета сформированы в сумме 197 трлн. руб., что соответствует объему доходов. Их доля в ВВП сохраняется на уровне текущего года – 31,3%.

Изменения экономической структуры бюджета носят позитивный характер и выражаются в опережающем росте капитальных расходов (142,7%) над текущими (119,3%), то есть сделан акцент на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Развитие получают все отрасли бюджетной сферы [8, с.8].

Бюджет традиционно будет иметь выраженный социальный характер.

Средства, предусмотренные в консолидированном бюджете на выплату заработной платы, позволят в 2013 году обеспечить ее реальный рост на уровне, предусмотренном Прогнозом – не менее 7%, что в эквиваленте составит около 500 дол. Сложившееся соотношение заработной платы бюджетников и работников реального сектора сохранится на уровне не менее 80%

Опережающими темпами будут расти объемы финансирования здравоохранения, образования и науки (таблица приложения 6).

В качестве целей повышения эффективности и результативности расходов Правительство намерено внедрить новации в бюджетном процессе, используя новые модели финансирования, ориентированные на достижение конечного результата. В качестве первого этапа будут реализованы пилотные проекты в образовании, здравоохранении и коммунальном хозяйстве.

В проекте бюджета сформированы значительные ресурсы для поддержки реального сектора. Те предприятия, которые имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок по банковским кредитам.

В 2013 году объем гарантированно выделяемых агропромышленному комплексу бюджетных (более 15,5 трлн. руб.) и кредитных ресурсов (15,5 трлн. руб.) превысит 31 трлн. Br, или около 3,5–3,6 млрд. USD. Для сравнения: на протяжении 2005–2010 годов в агропромышленный комплекс в среднем вкладывалось меньше – около 3,2 млрд. USD. Такой объем ресурсов позволит значительно укрепить производственную базу села, инвестировать ресурсы в переработку и хранение сельскохозяйственной продукции. Безусловно, эти вложения рассчитаны на получение отдачи при росте производства и экспорта сельскохозяйственной продукции. В целях наиболее эффективного и справедливого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности сельхозорганизаций (4,8 трлн. руб.), будет изменен подход по их распределению по следующему принципу: 50% – на рубль реализованной продукции и 50% – на гектар сельхозугодий с учетом их балльности.

В целях повышения инвестиционной направленности бюджета возрастает почти на 17% в реальном выражении объем Государственной инвестиционной программы. Прирост расходов связан с увеличением капвложений в мелиоративные объекты и социальную сферу.

Общий объем ресурсов в бюджетах регионов составит более 112 трлн.руб. (из которых 24,3 трлн. руб.– средства, формируемые в бюджете г. Минска), или с ростом к уровню текущего года в реальном выражении не менее чем на 9%. В сопоставимых условиях их объем прирастает в ВВП до 17,1% при 16,8 в 2012 году [8, с.10].

Региональные бюджеты построены на общих принципах бюджетной политики. В 2013 году заложены новые стимулы их развития за счет:

1) большего  участия в дивидендах коммунальных  предприятий;

2) нового  порядка формирования и использования  инновационных и инвестиционных  фондов;

3) увеличения  объема ресурсов на финансирование  нового жилищного строительства.

Общий объем ресурсной поддержки жилищной программы составит 18,8 трлн. руб., из которых 14,4 трлн. – средства бюджета. Указанные ресурсы позволят в 2013 году ввести 6,5 млн. квадратных метров жилья.

У местных органов власти, как и в текущем году, сохраняются возможности по дополнительному привлечению доходов за счет повышения ставок налогов на собственность. Стандартный объем таких средств оценивается в 2,7 трлн. руб.

Таким образом, что проект бюджета на 2013 год максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами и позволяет профинансировать все принятые государством финансовые и социальные обязательства.

 

2.2. Анализ  государственного долга и его  основных показателей

 

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

  По  итогам 2012 г. государственный долг  сложился на уровне 128,8 трлн руб. или около 24 % к валовой внутренний  продукт при пороговом значении 45 %. Все обязательства, связанные  с обслуживанием и погашением  государственного долга, выполнены  своевременно и в полном объеме.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь