Методы бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в Узбекистане;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

Работа в этом направлении  ведется, но, очевидно, требует активизации  и, возможно, иных подходов.

Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество  взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать  из нескольких вариантов проекта  бюджета наиболее подходящий, соответствующий  принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной  политики. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен), коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т.к. в них, прежде всего, отражается инфляция.

Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы  и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных  доходов на основе установленных  налоговых ставок и учета некоторых  макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера  бюджетного дефицита (в% к ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т.п.

К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов. Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.

Прогнозирование бюджета  сводится к расчету вероятных  доходов бюджета (применительно  к соответствующему уровню бюджетной  системы: государственному, региональному, местному), определению объемов и  направлений расходования бюджетных  средств, установлению возможных изменений  в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в  соответствии с действующей в  стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров и структуры соответствующего бюджета [12, с. 23-26].

В России программный подход к планированию приходит на смену  составлению бюджета "от достигнутого" и отличается главным образом  методами планирования бюджетных расходов - способами расчета объема бюджетных  ассигнований для исполнения расходных  обязательств [13, с.67].

Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при  оценке финансовых ресурсов, необходимых  для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять  различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых  расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод  экономического анализа и другие.

В России бюджеты ведомств составляются на основе метода постатейного распределения бюджетных средств, что обусловлено Бюджетным кодексом. Однако в долгосрочной перспективе  такой подход может привести к  финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают потребностям общества по качеству, времени  или месту предоставления и к  снижению общей эффективности расходов, с одной стороны и к недофинансированию производства товаров и услуг, необходимых  обществу.

Главным достоинством данного  метода является то, что целевая  программа способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию бюджетных средств, направленных на решение наиболее актуальных проблем региона, муниципального образования, государства в целом.

Применение того или иного  из рассмотренных методов бюджетного планирования и прогнозирования  определяется спецификой задач, стоящих  перед соответствующим уровнем  управления. Для планирования текущих  расходов используется нормативный  метод, а для решения возникающих  проблем, проблем, разрешение которых  возможно в определенный отрезок  времени, предпочтительным является программно-целевой  метод.

Таким образом, применение указанных  выше методов бюджетного планирования повышает обоснованность и эффективность  расходов бюджетов при расчете бюджетных  ассигнований.

 

Заключение

 

Необходимо сочетать прогнозирование, на основе моделирования другими  методами экономического диагностирования. Существует, по крайней мере, два  основания, по которым для составления  надежной картины экономического будущего следует диверсифицировать инструментарий, используемый для получения знания об экономике, и не полагаться исключительно  на эконометрический подход. Моделирование  мобилизует значительные экспертные ресурсы  при построении модели, однако при  текущем прогнозировании выводы основываются в большей степени  на тенденциях прошлых периодов, чем  на новые, доминирующие в экономической  среде условия. Для содействия процессу принятия решений необходимо прогнозировать макроэкономические последствия от предлагаемой меры и осуществлять мониторинг реального воздействия меры после  ее реализации.

Для того чтобы защитить официальный  прогноз, используемый в бюджетном  процессе, от политического давления, способного поставить под угрозу доверие к общему бюджету, необходимо создать механизм, направленный на достижение консенсуса между основными  заинтересованными сторонами - это  должны быть: правительство, деловое  сообщество, эксперты, аналитики и  другие стороны.

Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых  показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое  и социальное развитие, как отдельных  регионов, так и государства в  целом.

Бюджетное планирование на государственном  уровне базируется на существующей в  РФ методике и многолетнем опыте  сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения  и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря  бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность общегосударственных  экономических и межотраслевых  пропорций, определяются пути рационального  использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном  уровне и уровнях территориальных  образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются  с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.

Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

- обеспечение координации  социального и экономического  развития государства и его  территорий на основе бюджетной  политики;

- прогнозирование объектов  финансовых ресурсов, необходимых  для обеспечения планируемых  мероприятий;

- прогнозирование финансовых  последствий проведения реформ  и выполнения программ;

- определение возможностей  по реализации различных мер  в области финансово-бюджетной  системы.

В дипломной работе проведена  систематизация методов бюджетного планирования, выявлены их достоинства  и недостатки.

Методы планирования - составная  часть методологии планирования и представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых  в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях бюджетного планирования, позволяющие реализовать его  принципы. Наибольшее применение в  практике планирования получили следующие  методы разработки планов: балансовый, нормативный, экономико-математические и программно-целевой методы. Нормативный  метод основан на разработке и  использовании прогрессивной системы  норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и  важнейшие цели развития экономики. Программно-целевые методы применяется  для увязки целей плана с ресурсами  на основе целевых программ, являющимися  теми инструментами планирования, которые  определяют структурные сдвиги и  общую динамику развития экономики. Сущность программно-целевого метода состоит в разработке целевых  комплексных программ, предназначенных  для обоснования решений макроэкономических проблем, важнейших экономических  задач. Балансовый метод применяется  для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов. Он используется, прежде всего, как инструмент обеспечения планомерности, пропорциональности, научной обоснованности пропорций воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Сущность балансового метода состоит в разработке системы балансов, соответствующих многообразию планируемых пропорций: общеэкономических, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и др. Экономико-математические методы применяются для оптимизации планов, анализа и оценки различных вариантов развития, более точной и развернутой характеристики важнейших экономических связей. Кроме того, применение экономико-математических методов дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

 

Список использованных источников

 

1. Аветисян И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов. Финансы. 2007.

2. Александров И.М. Бюджетная система Ручебник, 2-е издание М.: Дашков и Ко. - 2007

6. Кудрин А.Л. бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики. Финансы 2005.

7. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами. // Финансы. - № 9. - 2005.

8. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо-рина и др.; 2006.

10. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова 2006.

12. Шишкин А.Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс.  Финансы. -- 2006.


Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования