Методологические основы составления местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Муниципальный бюджет – финансовая основа
местного самоуправления
Место и роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ 6
Структура муниципального бюджета 10
Глава 2. Методологические основы составления местного бюджета
Планирование и прогнозирование местного бюджета 18
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального бюджета
22
Глава 3. Анализ формирования муниципального бюджета
3.1. Анализ доходной части бюджета муниципального образования 28
3.2. Анализ расходной части бюджета муниципального образования 56
3.3 Проблемы формирования и исполнения бюджета муниципального образования 62
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 86

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бюджет.docx

— 227.75 Кб (Скачать файл)

Итак, видно, что местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу, распределения  и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.  Эти отношения складываются между  органами местного самоуправления и  населением, живущим на территории данного муниципального образования7.

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура муниципального бюджета

 

Важнейшим элементом финансового  управления органов местного самоуправления является бюджет. Необходимость составления  местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной  деятельности. Если бы местные органы власти являлись просто представителями  вышестоящих органов власти, составление  самостоятельного бюджета было бы не нужным. Такие органы власти работали бы в рамках утверждаемой вышестоящим  органом власти сметы расходов на определенные нужды, однако при таком  подходе местные власти скорее всего  не были бы заинтересованы в оптимизации  расходов.

С развитием местного самоуправления для повышения эффективности  деятельности возникла необходимость  разработки и использования самостоятельных  местных бюджетов — утверждаемых нормативным актом планов финансовой деятельности на определенный период, представляемых в форме описи  расходов и доходов, сгруппированных  по определенным признакам. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Для самостоятельных  органов местного самоуправления бюджет становится из обычной сметы доходов  и расходов важнейшим инструментом реализации планов развития муниципального образования.

Использование бюджета в  качестве инструмента проводимой местными органами власти политики требует определенной корректировки его структуры. Так  как бюджет является комплексным  нормативным актом, произвольно  менять его структуру недопустимо. Однако в целях упрощения и  повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно  применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные  доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в  местном бюджете выделяются две  составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. (Табл.1) В текущем бюджете  отражаются расходы и доходы органов  местного самоуправления, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание  нормального функционирования муниципального хозяйства и всех его постоянно  действующих хозяйственных структур.8

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели текущего бюджета и бюджета развития

Расходы

Доходы

Текущий бюджет:

Расходы на заработную плату;

Материальные  текущие затраты;

Отчисления и  субсидии;

Расходы на оплату процентов по полученным ссудам;

Прочие расходы.

Текущий бюджет:

Налоги и сборы;

Арендная плата;

Квартирная плата;

Проценты по выданным ссудам;

Доходы от участия  в капитале предприятий;

Общие отчисления (дотации) субъекта Федерации;

 Прочие поступления.

Инвестиционный  бюджет:

Превышение текущих  доходов над текущими расходами, а также инвестиционные доходы используются на инвестиционные расходы, в том  числе на:

Погашение займов и процентов по ним;

Капиталовложения  и инвестиции;

 

Пополнение резервных  фондов

Инвестиционный  бюджет:

Отдельные налоговые  поступления;

Муниципальные займы;

Субвенции субъекта Федерации на капиталовложения.


 

Необходимо стремиться к  тому, чтобы в бюджете текущих  операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует  в формировании инвестиционного  бюджета. Показатель того, насколько  муниципальное образование окажется в состоянии достичь этого  умелым ведением бюджета текущих  операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой  финансовых возможностей муниципального образования и свидетельствует  о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.

К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование  муниципального хозяйства (расходы  на проведение строительных работ и  приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим  лицам, а также отчисления федерации  и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также  особые операции по финансированию, например, получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды  и изъятия из этих фондов.

Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет четко определять и  корректировать деятельность по основным направлениям развития муниципального хозяйства. Также представляется целесообразным использовать группировку бюджетных  статей на средства, направляемые на реализацию собственных полномочий органов  местного самоуправления и на средства, направляемые для исполнения государственных  полномочий, которые были делегированы вышестоящими органами власти. Хотя подобные группировки не всегда могут применяться  в чистом виде, их использование  способствует более грамотной организации  финансового планирования и бюджетного процесса.

Формирование местных  бюджетов должно осуществляться путем  применения единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности, устанавливаемых  органами государственной власти. Составление  проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной  классификацией субъекта Российской Федерации.9

Доходы бюджета города Владивостока формируются за счет поступающих  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации, Приморского  края, решениями Думы города Владивостока в распоряжение органов местного самоуправления средств и складываются из:

  • местных налогов и сборов;
  • отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Приморского края;
  • субвенций, представляемых для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Приморского края;
  • доходов в виде безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города Владивостока, представляемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края;
  • иных средств финансовой помощи из бюджетов других уровней для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры города Владивостока;
  • части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативным правовым актом представительного органа города Владивостока, и части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафов, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления города Владивостока, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средств самообложения граждан;
  • добровольных пожертвований;
  • иных источников доходов в соответствии с федеральными законами, законами Приморского края и решениями органов местного самоуправления.10

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления муниципального образования.

Бюджетная классификация  расходов местного бюджета включает:

  • функциональную классификацию расходов бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджета;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
  • классификацию видов муниципального долга;
  • ведомственную классификацию расходов бюджета.

Функциональная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов местного бюджета и отражает направление бюджетных средств  на выполнение основных функций, отнесенных к предметам ведения муниципального образования.

 Экономическая классификация  расхода бюджета является группировкой  расходов местного бюджета по  их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых органами местного самоуправления для покрытия дефицита местного бюджета.

Классификацию видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств органов местного самоуправления муниципального образования.

Ведомственная классификация  расходов бюджета является группировкой расходов местного бюджета и отражает распределение бюджетных ассигнований по распорядителям средств местного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета.11

Муниципальная Администрация  вправе производить дальнейшую детализацию  объектов бюджетной классификации  в части целевых статей и видов  расходов, не нарушая общих принципов  построения и единства бюджетной  классификации Российской Федерации.

Формирование расходов бюджета  базируется на основе норм минимальной  бюджетной обеспеченности и нормативах финансовых затрат на оказание муниципальных  услуг.

Расходы бюджета в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы. Группировка расходов бюджета  на текущие и капитальные устанавливается  экономической классификацией расходов бюджета.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность. В составе  капитальных расходов бюджета может  быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, а также другие расходы  бюджета, не включенные в капитальные  расходы в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации.

Из местного бюджета финансируются  расходы, предусмотренные действующим  финансовым и бюджетным законодательством.

Финансирование новых  видов расходов бюджета или увеличение финансирования существующих видов  расходов бюджета может осуществляться после внесения установленным порядком соответствующих изменений в Положение о бюджете на очередной финансовый год при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

В расходной части местного бюджета предусматривается создание Резервного фонда муниципальной  Администрации, порядок использования  которого устанавливается Положением о порядке расходования средств  Резервного фонда муниципальной  Администрации.

Расходы бюджета города Владивостока осуществляются в формах, предусмотренных  Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решением Думы города Владивостока устанавливаются муниципальные  минимальные социальные стандарты  и другие нормативы расходов местных  бюджетов на решение вопросов местного значения.

Расходование средств  бюджета города Владивостока осуществляется по направлениям согласно бюджетной  классификации и в пределах, установленных  постановлением представительного  органа о бюджете города Владивостока на очередной финансовый год.12

В условиях, когда у местных органов власти нет возможности существенно увеличить доходную часть бюджета, а непосредственное сокращение расходов с социальной точки зрения неприемлемо, для муниципалитетов остается возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности деятельности. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания, результаты часто проявляются не сразу, эффект может носить краткосрочный характер. Однако это важнейшее направление работы местных органов власти, требующее постоянного контроля.13

 

 

 

 

 

Глава 2. Методологические основы составления местного бюджета

 

    1. Стадии формирования местного бюджета

Информация о работе Методологические основы составления местного бюджета