Ипотечное кредитование на примере Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. Ипотечное кредитование отличается от обычного очень большими сроками и объемами, особенностью формирования банковских активов и пассивов, необходимостью правильной оценки залога, применения специфических инструментов кредитования, определяющих риски и их оценку. Половина ипотечных кредитов выдается на срок 25 — 30 лет, который предполагает большие изменения в экономике, кредитной и банковской политике, в системе налогообложения и уровне доходов населения, а также покупательной способности денег, стоимости недвижимости и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления рисками жилищного ипотечного кредитования……………………………………………………………………6
1.1 Параметры кредита и отличие ипотечного кредитования от обычного кредитования .......................................................................................................6
1.2 Виды рисков ипотечного кредитования и система управления ими ……8
1.3 Нестандартные риски ……………………………………………………..26
Глава 2. Анализ кредитных рисков ипотечного жилищного кредитования Сбербанка РФ ………………………………………………………………….30
2.1 Организация кредитного процесса при ипотечном жилищном кредитовании Сбербанка РФ ………………………………………….............30
2.2 Управление рисками ипотечного жилищного кредитования в Сбербанке РФ ……………………………………………………………………………….39
2.3 Анализ кредитного риска Сбербанка РФ ипотечного жилищного кредитования…………………………………………………………………....47
Глава 3. Проблемы и пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в России ………………………………………………………… ……………..55
3.1 Проблемы управления кредитными рисками коммерческого банка……55
3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка……………….62
3.3 Рекомендации по управлению рисками ипотечного жилищного кредитования в Сбербанке РФ…………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………...…73
Список использованной литературы…………………………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ!!!.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

      Учитывая  все это, становится ясно, что сейчас, более чем когда-либо, банковская деятельность - это управление кредитных рисками. Источником этих рисков являются неожиданные изменения платежеспособности заемщиков, ставок процента и балансовых потоков средств. Перед банками стоит целый ряд вопросов, связанных с анализом и управлением кредитными рисками, а также планированием стратегии своего развития.

      Для достижения минимизации кредитных  рисков используется большой арсенал  методов, включающий формальные, полуформальные и неформальные процедуры оценки кредитных рисков. Хотя современный методический инструментарий направлен на облегчение принятия кредитных решений, он далеко не идеален и в ряде случаев может даже дезориентировать банковских специалистов. Аналогичная ситуация характерна и для самого механизма устранения рисков, также основанного на детальных расчетах, схемы которых могут содержать методологические изъяны. Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие в подобных обстоятельствах.

      Одним из классических способов минимизации  кредитных рисков является внесение заемщиком залога. Однако такой путь не гарантирует успеха кредитной политике банка. Одной из причин этого является возникающая при управлении кредитными рисками рефлексивная взаимосвязь между займом и залогом. Впервые этот эффект был системно проанализирован Дж. Соросом в качестве частного случая его общей теории рефлексивности. Раскроем суть данной теории применительно к процессу управления кредитными рисками.

      Между кредитом и залогом существуют прямые и обратные связи. При этом залог  трактуется максимально широко - как нечто, определяющее кредитоспособность должника независимо от того, передается оно в действительности в залог или нет. В качестве залога может выступать либо собственность, либо ожидаемый в будущем приток дохода, т.е. то, что заимодавец считает обладающим ценностью. Основная сложность при определении истинной стоимости залога заключается в том, что его рыночная цена является плавающей величиной и зависит от фазы экономического цикла. Так, сильная экономика с высокой кредитной активностью, как правило, поднимает оценки активов и увеличивает объемы поступающих доходов, служащих для определения кредитоспособности заемщика; на траектории экономического спада ценность залоговых активов стремительно падает.

      Таким образом, для адекватной оценки стоимости залога необходимо учитывать будущую динамику народнохозяйственной конъюнктуры, т.е. принятие микроэкономических решений зависит от макроэкономической ситуации. Это предопределяет необходимость проведения кредитными институтами макроэкономических прогнозов для разработки эффективной кредитной политики (рис. 14). 

      

      Рисунок 14. Схема кредитного цикла и динамики цены залога 

      Понятно, что выдача кредита на пике кредитного цикла под залог, оцениваемый  по цене этого периода, и его погашение  посредством реализации залога в период депрессии приводят к финансовым потерям кредитного института (схематично это показано на рисунке). При подобных систематических ошибках в отношении платежеспособности своих клиентов банк может "лопнуть" даже при незначительных конъюнктурных спадах.

      В этой связи возникает довольно сложная  задача по определению кредитором срока, на который целесообразно выдавать кредит. Данный период должен быть выбран так, чтобы цена залога на момент погашения кредита не была слишком низкой, в противном случае риск невозврата кредита резко возрастает (именно такой случай показан на рисунке). Проблема определения оптимального срока кредитования особенно обостряется в условиях высокой инфляции, так как сильный незапланированный рост цен может полностью "съесть" процент за кредит, что равносильно финансовым потерям банка.

      Однако  даже при осознании необходимости  учета эффекта рефлексивности в  цепочке " кредит-залог " полностью устранить финансовые риски при кредитовании не удается. Это связано со следующими проблемами, с которыми сталкиваются банковские аналитики:

      • сложностью прогнозирования цены залога, так как для этого необходимо идеальное знание развития соответствующего товарного рынка (в ряде случаев  в качестве залога может использоваться портфель ценных бумаг, что предполагает работу банковских аналитиков на фондовом рынке для изучения и прогнозирования динамики котировок соответствующих акций);

      • невозможностью точного прогнозирования  периодичности кредитно-регуляторного  цикла (в ряде случаев не удается идентифицировать даже характер текущей фазы экономической динамики);

      • неопределенностью инфляционной динамики, которая зависит от мер системы  государственного регулирования.

      Решение проблемы неопределенности цены залога путем откровенного завышения его  текущей величины над суммой выдаваемого  кредита по принципу "гигантский залог под смехотворный кредит" на первый взгляд кажется естественным, однако на практике оказывается слабо реализуемым, так как в этом случае падает спрос на сами кредиты, что равносильно "урезанию" кредитного рынка и подрыву финансовых позиций банка.

      Помимо прямого искажения истинной цены залога инфляция оказывает большое влияние на рентабельность, а следовательно, и на платежеспособность заемщика.

      Оценка  кредитных рисков в настоящее  время тяготеет к определенной формализации и унификации. Так, для физических лиц используются балльные методы оценки кредитоспособности. В этом случае выделяется группа признаков клиента (пол, возраст, профессия и т.п.), по каждому из которых проставляется соответствующий балл в зависимости от того, к какой категории относится данный человек. Сумма баллов по всем признакам сравнивается с неким критическим значением, и в зависимости от результатов сравнения клиент признается либо кредитоспособным, либо некредитоспособным. Какие же проблемы возникают при такой процедуре отбора клиентов?

      Во-первых, довольно сложно грамотно учесть все  ключевые признаки клиента, так как  многие из них плохо формализуемы.

      Во-вторых, балльные оценки признаков, как правило, достаточно субъективны. Так, мужчина  и женщина получают разные баллы  при оценке кредитных рисков. При этом количественные значения этих баллов формируются либо экспертным путем, либо по весьма субъективным расчетным схемам. На наш взгляд, в подобной ситуации можно было бы повысить объективность балльных оценок, вычисляя их на основе ретроспективной информации о невозвратах клиентами полученных кредитов. В этом случае балльная оценка представляла бы собой процент возвращенных кредитов среди мужчин и женщин. Однако и такая процедура не устраняет размытости балльных характеристик, так как период усреднения ретроспективных данных может быть различным и выбирается субъективно. Между тем искомые баллы сильно зависят от значения анализируемого периода.

      В-третьих, используемые в расчетах балльные оценки не являются застывшими во времени  величинами, поскольку сдвиги в социально-экономических условиях приводят к изменению уровня риска каждого признака. Иными словами, система баллов должна оперативно обновляться. При этом пересчет балльной шкалы идет для каждого временного интервала с учетом специфики конкретного банка и выдаваемых им кредитов (краткосрочный, долгосрочный и т.п.).

      В-четвертых, критическое значение суммы баллов, с которым сравнивается ее фактическая  величина, определяется эмпирически. Никаких  серьезных теоретических обоснований этой величины нет. Очевидно, что в общем случае критический порог также является "плавающей" во времени величиной и должен быть дифференцирован в зависимости от вида кредита. Любые ошибки и погрешности в определении критической величины суммы баллов могут давать принципиально неверный результат, особенно когда фактическое значение баллов лежит в окрестности критического.

      Таким образом, поставить на "конвейер" выдачу кредитов физическим лицам на основе количественных методик оценки рисков весьма непросто. Всегда существует потребность неформальной перепроверки результатов современных количественных тестов.

      Столь явные логические коллизии на стадии оценки кредитных рисков могут не только смутить, но и полностью дезориентировать любого банкира. Выход из данной ситуации только один - отдать предпочтение одной из методик. Однако подобный подход таит в себе возможность серьезных просчетов на отдельных отрезках макроэкономического цикла.

      В данной связи можно констатировать, что перед аналитиками коммерческих банков стоит сложная задача по определению того, какую методику и в какое время целесообразно применять для оценки кредитных рисков. Ситуация осложняется еще и тем, что пока не существует никаких объективных критериев для такого упорядочения научно-методического инструментария кредитных институтов.

      В заключение отметим, что управление кредитными рисками требует высокой  квалификации банковских специалистов, которые должны не только владеть  основами современного количественного  финансового анализа, но и обладать высокой профессиональной интуицией. 

      3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка 

      Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной  структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.

      Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение уровня риска возлагаются на специальное структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить такое положения дел, при котором все эти риски оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и оценивались перед проведением операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля.

      1) Управление рисками ведется сверху  вниз и исходит от людей,  которые обладают полной ответственностью  за ведение дел. Конечная ответственность  за управление риском - на руководстве  банка.

      2) Правление и исполнительное руководство  признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.

      3) Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический  отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью  в общую структуру управления  рисками.

      4) Цели и принципы управления  рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.

      Информация  по рыночным, кредитным рискам и  риску ликвидности, поступает в  аналитический отдел из каждой отдельно взятой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.

      После того как кредит выдан, работа по клиенту  не прекращается. С одной стороны, информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.

      Крупнейшие  российские банки не в последнюю  очередь обязаны своими успехами тому, что ими вовремя были приняты меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым стандартам неизбежно заставит их и далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.

Информация о работе Ипотечное кредитование на примере Сбербанка России