Государтсвенный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2 Принципы бюджетной системы….................................................................................................................7
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета…………………………………………………………………………10
Глава 2. Государственный долг Росийской Федерации и управление им…..12
2.1 Особенности формирования государственного долга в Российской Федерации …………………………12
2.2 Проблемы, формы и методы управления государственным долгом в Российской Федерации …………….17
2.3 Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга………………20
2.4 Современной состояние государственного долга Российской Федерации………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список использованной литературы………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.docx

— 57.89 Кб (Скачать файл)

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры [11, с. 278].

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

1)Рыночные, существующие в форме  эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.);

2)Нерыночные, выпущенные в счет  финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность  перед Банком России).

Далее рассмотрим подробнее государственный внешний долг.

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:

1. Долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран - кредиторов;

2. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

3. Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;

4. Долги международным валютным финансовым организациям.

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг .

 

2.2 Проблемы, формы  и методы управления государственным  долгом в Российской Федерации   

Под управлением государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в современной России:

1. Обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;

2. Снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;

3. Недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

К основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие:

1. Система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

2. Механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

3. Отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;

4. Законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;

5. Отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;

6. Не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;

7. Не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;

8. Имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;

9. Отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;

10. Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.

В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:

1. Повысить эффективность государственных заимствований;

2. Оптимизировать структуру государственного долга;

3. Сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;

4. Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;

5. Создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом;

6. Разработать единую систему учета государственного долга;

7. Создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований;

8. Разработать единую систему стратегического планирования государственного долга;

9. Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой;

10.Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.

 

2.3 Нормативно-правовая  база внутреннего и внешнего  долга 

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием - ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».

К нормативно-правовой базе внутреннего государственного долга относят:

Федеральные законы:

- ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ;

-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Постановления и распоряжения Правительства РФ:

-Постановление и распоряжение Правительства РФ «Об эмиссии государственных ценных бумаг», «О заключении с владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашении указанных облигаций», «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций», «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов»

Приказы Минфина России:

-Приказ Минфина России от «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по казначейским обязательствам», «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по ГКО/ОФЗ», «О проведении мероприятий по погашению задолженности по ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.»,

Иные документы:

-Положение Банка России «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг».

 

Примеры нормативно-правовой базы внешнего государственного долга.

-Постановление «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», Постановление «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами», ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Постановление «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года», Постановление «О порядке предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в российской федерации», ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»,

-Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных». Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга.

Процесс смены социально-экономической формации, проходивший в России в начале 90-х годов, и кризисные явления в мировой экономике и экономике России в августе 1998 года привели к тому, что вопросам государственного долга в Российской Федерации в настоящее время уделяется повышенное внимание.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

Информация о работе Государтсвенный бюджет