Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ сущности государственного бюджета путем исследования его структуры и функционирования, исследование роли бюджета в проведении экономической политики государства, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение.
1. Понятие и структура государственного бюджета в рыночных экономиках.
2. Экономические причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
3. Три концепции балансирования государственного бюджета.
Заключение.
КТЗ
Разбор экономической ситуации
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по бюджету.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован  в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Так, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана  с идеей функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций  имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию. Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России.

Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежного  хозяйства страны. Такая политика предполагает: наличие четкой программы  финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны; контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия; выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

 

Заключение

В ходе написания данной курсовой работы, были реализованы  поставленные задачи и сформулированы следующие выводы:

1. Рассмотрев понятие государственного бюджета можно сделать вывод, что он занимает центральное место в финансовой системе любого государства и представляет собой основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, имеющий силу закона, то есть роспись доходов и расходов на текущий финансовый год. Государственный бюджет путем аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, экономическую и политическую власть. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2. Исследовав структуру  государственного бюджета в рыночных  экономиках можно сделать вывод  о том, что бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Основные статьи доходов бюджета представляют собой налоги, неналоговые поступления и взносы в государственные фонды. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Основные статьи расходов бюджета представляют собой расходы на социальные услуги, затраты на хозяйственные нужды, расходы на вооружение и социальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Общая тенденция, характерная для развитых стран в области расходов государственного бюджета с начала 20 в – их постоянный рост, увеличение удельного веса социальных расходов, замедление темпов роста и сокращение расходов на оборону, а также управленческих расходов. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность государственных доходов и расходов.

3. Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов. Важная проблема государственного регулирования экономики – проблема бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Исследовав экономические причины дефицита государственного бюджета можно сделать вывод, что к основным из них относятся: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия), неэффективность финансовой системы государства, политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами, коррупция в государственном секторе, сознательное допущение дефицита бюджета в целях стимулирования экономического роста, крупномасштабные структурные преобразования в экономике, кризисы в экономике, проводимая государством милитаризация экономики в мирное время.

4. Добиться снижения дефицита можно только двумя путями: снижение расходов и увеличение доходов. Остальные меры ведут к инфляции или росту государственного долга (внутренние и внешние займы) - лишь изыскание средств для его покрытия. В ходе написания курсовой работы были выявлены следующие методы преодоления бюджетного дефицита: кредиты Центрального банка, ужесточение налогообложения, выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов, сокращение бюджетных расходов, одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций. Использование любого из вышеперечисленных методов может сократить дефицит государственного бюджета, но это достигается только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики. В противном случае ситуация может усугубиться.

5. В связи с возможностью появления дефицита бюджета государство применяет меры по его балансировке. Существуют три концепции балансирования государственного бюджета. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию. Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна

из главных задач. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.

КТЗ

При дефиците государственного бюджета национальное государство:

а) проводит стимулирующую  фискальную политику;

б) реализует любой тип  фискальной политики;

в) проводит сдерживающую фискальную политику;

г) не осуществляет фискальных мероприятий, полагаясь на действие рыночного механизма.

Аргументация: Правильным ответом будет проведение сдерживающей фискальной политики. При данном типе политики государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума, а также сократить дефицит государственного бюджета. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. На основании вышеизложенного ответ – реализация любого типа фискальной политики – неверный, так как меры каждого типа ведут к принципиально разным последствиям – увеличению или сокращению бюджетного дефицита. Что касается ответа «г», то он также не верен, так как экономикой доказано, что рыночный механизм не может регулировать рыночные отношения самостоятельно, а требует государственного вмешательства.

Разбор экономической ситуации

Определите размер дефицита (или профицита) государственного бюджета, если известно, что налоговые поступления составили 250 ден. ед., неналоговые доходы — 150 ден. ед., государственные закупки — 300 ден. ед, государственные трансферты — 150 ден. ед., расходы по обслуживанию государственного долга — 50 ден. ед.

Дефицит (профицит) бюджета = доходы – расходы

К доходам относятся: налоговые поступления и неналоговые доходы. К расходам относятся: государственные закупки, государственные трансферты, расходы по обслуживанию государственного долга.

Следовательно, 250+150-300-150-50 = - 100 

Таким образом, в государстве  дефицит бюджета равный 100 ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Официальный текст].
  2. Л. Е. Басовский. Экономика: Учебное пособие [Текст]. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
  3. Е. А. Бочкарева. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование: Монография [Текст]. – : НИЦ Инфра-М: КОНТРАКТ, 2012 г.
  4. А. Ю. Воронин, И. А. Киршин. Макроэкономика [Текст].- М.: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
  5. Г. П. Журавлева. Макроэкономика [Текст]. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010 г.
  6. В. В. Золотарчук. Макроэкономика [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2011 г.
  7. Э. С. Карпов. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Монография [Текст]. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
  8. Б. Т. Кузнецов. Макроэкономика [Текст]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  9. Материалы компьютерно – обучающей программы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vzfei.ru/
  10. Материалы сайта экономист [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economist.ru/

Информация о работе Государственный бюджет