Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ сущности государственного бюджета путем исследования его структуры и функционирования, исследование роли бюджета в проведении экономической политики государства, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение.
1. Понятие и структура государственного бюджета в рыночных экономиках.
2. Экономические причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
3. Три концепции балансирования государственного бюджета.
Заключение.
КТЗ
Разбор экономической ситуации
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по бюджету.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

Налоги дают наибольшую долю всех доходов бюджета, остальное составляют доходы от государственной собственности. На уровне местных органов власти за счет налогов обеспечивается до 70% всех поступлений. Остальное - субсидии правительства, денежные штрафы, сборы.

В последние годы в связи  с обострением проблемы бюджетного дефицита значительная доля расходов идет на покрытие государственного долга. Размеры структуры государственных расходов воздействуют на величину спроса и инвестиций, отраслевую и региональную структуру экономики, темпы НТП, развитие инфраструктуры. Затраты из государственного бюджета направляются на поддержку некоммерческих организаций и учреждений.

Согласно теории антициклического регулирования, государственные расходы в период экономических трудностей должны увеличиваться с целью стимулирования спроса, а в периоды экономического подъема – уменьшаться. Государственные расходы выступают в форме правительственных закупок, субсидий, субвенций. Существует целый ряд товаров и услуг, право закупок которых, монопольно закреплено за государством (боевая техника, химическое и бактериологическое оружие и препараты). Из средств бюджета производиться субсидирование - часть средств государственного бюджета, передаваемая в безвозвратном порядке бюджетам вышестоящих органов власти, а также некоммерческим предприятиям и организациям для сбалансирования результатов их хозяйственной деятельности, и выдача субвенций - целевых платежей государственного бюджета нижестоящим бюджетам. В отличие от субсидий субвенции, не использованные в срок или использованные не по назначению, подлежат возврату.

2. Экономические причины дефицита  государственного бюджета и методы  его преодоления.

Важная проблема государственного регулирования экономики – проблема бюджетного дефицита. Добиться снижения дефицита можно только двумя путями: снижение расходов и увеличение доходов. Остальные меры ведут к инфляции или росту государственного долга (внутренние и внешние займы). Бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе. Однако чрезмерный рост налоговых ставок ведет к снижению уровня доходов вследствие появления теневой экономики.

Важным фактором в государственном  бюджете является его сбалансированность. Это один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода". В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение дефицита бюджета обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализации принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.
  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);
  • Неэффективность финансовой системы государства;
  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
  • Коррупция в государственном секторе;
  • Сознательное допущение дефицита бюджета в целях стимулирования экономического роста;
  • Крупномасштабные структурные преобразования в экономике;
  • Кризисы в экономике;
  • Проводимая государством милитаризация экономики в мирное время;
  • Недостаток политической воли, решимости и дальновидности действующего правительства, его неспособность четко контролировать и регулировать ситуацию в финансовой сфере.

Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Сам по себе дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с избытком возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится уменьшить дефицит бюджета. Практика принятия бюджетов показывает, что сокращение дефицита осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство социальное обеспечение.

Для покрытия дефицита бюджета  правительство, как правило использует следующие методы:

- кредиты Центрального банка, а также государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг - государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как "долговые обязательства государства". Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства.

- ужесточение налогообложения. Можно повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, следовательно, к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Экономическая наука давно доказала: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Причин тому две: люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством; люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы. Но если ни какие меры в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

- Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Как следствие, эта мера вызывает инфляцию, так как общенациональный рынок определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков. Несмотря на то, что бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег, темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. В настоящее время государство не прибегает к этому методу, а он выражается в создании резервов банков, которые концентрируются в Центральном банке и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Вместе с тем, политика Центрального банка, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из кредитных организаций, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

 - сокращение бюджетных расходов. Это путь преодоления бюджетного дефицита – внешне самый простой, а реально самый болезненный. Урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительство идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные способы преодоления дефицита бюджета.

- одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.  Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую – необходимость погасить возникший долг, так как заимствование денег рождает государственный долг. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

 

3. Три концепции  балансирования государственного  бюджета.

В связи с возможностью появления дефицита бюджета государство  применяет меры по его балансировке. Существуют три концепции балансирования государственного бюджета.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Но такая политика препятствует мерам государства при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились.  Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. В итоге ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим. Таким образом ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодную балансировку бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет