Бюджет как финансовый план государства рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и  др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости  и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Государственный бюджет  как основной финансовый план  государства

Все организационные и экономические  формы функционирования бюджета  осуществляются последовательно и  планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь  предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных  отношений. Стабильный характер бюджетных  связей, плановая форма движения централизованного  фонда денежных средств государства  приводит к тому, что бюджетные  связи отражаются в соответствующем  финансовом документе – бюджете  – основном финансовом документе  страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с  одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны  – во многом определяет их. Это обусловлено  тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, поскольку он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения  как индивидуального (в рамках отдельных  хозяйствующих субъектов), так и  общественного (в масштабе всего  национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового  плана реализуется бюджетно-налоговая  политика государства, представляющая собой деятельность по использованию  механизмов и инструментов управления государственными финансами для  оказания воздействия на экономическую  систему страны в целях обеспечения  экономического роста и повышения  благосостояния населения. Бюджетно-налоговая  политика призвана обеспечивать решение  таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета  его основным инструментом являются государственные доходы и государственные  расходы.

Трактовка государственного бюджета  как основного финансового плана  страны не противоречит экономической  природе бюджета как объективной  категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет»  применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных  статистических, экономико-математических, аналитических и специфических  методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать  в бюджете все доходы и расходы  в полном объеме. Это означает, что  не должно быть каких-либо других доходов  и расходов, кроме тех, которые  предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все  доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято  называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как  сальдовые результаты, т.е. поступления  по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов  единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в  состав которого входят республиканский  и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством  данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных  программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения  доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных  изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и  перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной  фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов  и расходов бюджета достигается  на основе использования балансового  метода формирования бюджета.

 

 

1.3 Принципы организации  межбюджетных отношений, их управление  и регулирование

Межбюджетными отношениями принято  считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Межбюджетные основываются на следующих принципах:

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях  с республиканским бюджетом, бюджетов  районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений  с соблюдением следующих критериев  их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие  от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные  государственными учреждениями, поступают  в доход бюджета, из которого финансируются  указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный  характер, а так же неравномерное  размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной  системы;

г) при закреплении налогов и  других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую  степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой  базы, имеющей чёткую территориальную  привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности административно-территориальных  единиц;

4. обеспечение предоставления местными  исполнительными органами одинакового  уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и  результативность предоставления  бюджетных услуг за счёт закрепления  бюджетных услуг за тем уровнем  власти, который может обеспечить  наиболее эффективное и результативное  производство и предоставление  государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня  предоставления бюджетной услуги  к её получателям за счёт  передачи исполнения услуг на  возможно более низкий уровень  бюджетной системы с целью  лучшего учёта потребностей их  получателей и повышения качества  бюджетных услуг;

7. ответственность каждого уровня  бюджета за эффективное и целевое  использование полученных официальных  трансфертов и кредитов.

По существу система межбюджетных отношений – это один из главных  механизмов, посредством которых  происходит взаимодействие субъектов  управления, а именно взаимодействие между иерархическими уровнями власти-республиканским  и областным, областным и районным. Эта система представляет собой  совокупность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство устанавливает бюджетные взаимосвязи, направления бюджетных потоков и распределяет централизованные ресурсы.

Система межбюджетных отношений основывается на законодательно установленном чётком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, расходных полномочий каждого уровня бюджетов, обеспечении единых стандартов предоставления услуг населению, едином порядке распределения поступлений  между уровнями бюджетов, а также  на единстве и прозрачности методов  определения межбюджетных отношений. При этом система должна обеспечить решение следующих основных задач:

1. гарантированное обеспечение  всем гражданам на всей территории  страны минимума услуг, оказываемых  государством;

2. обеспечение финансовой самодостаточности  бюджетов всех уровней;

3. упорядочение финансовых потоков  между уровнями бюджетов;

4. обеспечение равномерного уровня  социально-экономического развития  территорий.

В настоящее время система межбюджетных отношений не в полной мере обеспечивает решение задач и соблюдение принципов  её организации. Это вполне объективное  положение, поскольку для создания чёткой, удовлетворяющей всех участников бюджетного процесса, системы межбюджетных отношений необходимо наличие определённых условий.

Однако процесс реформирования системы межбюджетных отношений  продолжается и об этом свидетельствует  принятие Концепции разграничения  полномочий между уровнями государственного управления, призванное усовершенствовать  систему межбюджетных отношений, и  введение в действие нового Бюджетного кодекса.

Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение  их прозрачности и стабильности, а  так же самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается определение ответственности за расходы и их общий объём. Причём закрепление доходных источников за каждым уровнем государственного управления устанавливается только законодательно, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны.

Не менее важным является установление чёткого, стабильного, охватывающего  всю совокупность бюджетных взаимосвязей, но в то же время понятного для  всех участников бюджетного процесса, механизма межбюджетного регулирования.

По Бюджетному кодексу формами  регулирования межбюджетных отношений  служат:

а) между республиканским и областным  бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы – официальные  трансферты и бюджетные кредиты;

б) между областным бюджетом и  бюджетом района (города областного значения) – официальные трансферты, бюджетные  кредиты и нормативы распределения  доходов.

Бюджетное регулирование осуществляется с учётом определённых потоков бюджетных  ресурсов. Различают восходящий поток  бюджетных средств, формирующий  доходы республиканского бюджета, и  нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств  из вышестоящего бюджета в нижестоящие  бюджеты. В зависимости от необходимости  формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы  их регулирования.

Важнейшими органами управления финансами  нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов, которые  осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами государства определяется значимостью выполняемых им функций и объёмов решаемых задач.

Министерство экономики и бюджетного планирования – это центральный  исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы  государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов  социально-экономического развития государства. Положением о Министерстве определены следующие основные задачи:

1.  формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан;

2.  формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений;

3.  формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.

Функции Министерства в области  реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений  заключаются в следующем:

Информация о работе Бюджет как финансовый план государства рк