Бюджет как финансовый план государства рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Особенности, функции и задачи  государственного бюджета

1.2 Государственный бюджет как  основной финансовый план государства

1.3 Принципы организации межбюджетных  отношений их управление и  регулирование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе исследуется особенности  государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его доходная и  расходная части.   

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью  бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных  интересов регионов через распределение  налогов, бюджетных дотаций, трансфертов  и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Бюджет – это центральное  звено системы финансов, поэтому  он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку « финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные  централизованные денежные фонды, то и  « бюджет» представляет собой  систему денежных отношений, но более  узкую. А именно, бюджет – это  система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и  используется бюджетный фонд. Бюджетный  фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.)

Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в деньгах, необходимых  для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы  и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно  – экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической  категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие  соответствующее им материально- вещественное воплощение.

В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. введённого в действие с 1 января 2005 г.. приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет  – централизованный денежный фонд государства, предназначенный для  финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме – финансовый план, по материальной сущности- централизованный фонд, по экономической сущности –  совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению – закон.

Бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Существование самостоятельной  бюджетной сферы стоимостного распределения  объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается  в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного  желания людей, а объективная  необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

При переходе к рыночной экономике  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Но меняются методы его  воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.

Бюджет современного государства  – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов  различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой  и регионами по вопросам распределения  налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении сущности государственного бюджета, его функций, задач и  назначения.

 

1.1 Особенности, функции  и задачи государственного бюджета

Будучи экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу особенностей бюджета относятся:

1.  государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;

2.  с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3.  пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4.  область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит  за рамки общих с финансами  свойств, т.е. способ выражения экономической  сущности через соответствующие  функции у финансов в целом  и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и  вся система финансов, выполняет  распределительную и контрольную  функции. Вместе с тем, поскольку  бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также  следующих основных функций:

1.  перераспределение национального дохода;

2.  финансовое обеспечение социальной политики;

3.  регулирование и стимулирование экономики;

4.  контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента  стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального  дохода. Благодаря распределительной  функции происходит централизация  денежных средств в масштабе государства  и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет  судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как  складываются пропорции в распределении  централизованных средств, экономно и  эффективно ли они используются.

Распределительная и контрольная  функции государственного бюджета  осуществляются не изолированно, а  в единстве, одновременно, поскольку  в них находят отражение все  стороны бюджетных отношений.

Содержание распределительной  функции определяется процессом  перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных  распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного  перераспределения денежных средств  как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.

Межотраслевое перераспределение  базируется, с одной стороны, на налогах  и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных  средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём  закрепления налогов и доходов  за соответствующими органами государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.

Перераспределение денежных средств  между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством  изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального  производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций  непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования  национального дохода. Государственный  бюджет выступает важным инструментом перераспределения государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая  часть денежных средств поступает  в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового  обеспечения общегосударственных  потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы  экономики.

Широкое использование распределительной  функции для перераспределения  уже распределённой стоимости внутреннего  продукта приводит к тому, что через  государственный бюджет может многократно  перераспределяться одна и та же часть  национального дохода. Изменение  взаимоотношений предприятий с  бюджетом, когда потоки денежных средств  перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия  бюджета на экономику не столько  количественными пропорциями, сколько  их влиянием на процессы её функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция  бюджета находит широкое использование  в регулировании стоимостной  структуры экономики, совершенствовании  отраслевых и территориальных пропорций, умилении интеграционных процессов  не только внутри государства, но и  на межгосударственном уровне.

Границы действия распределительной  функции определяются тем, что в  отношения с бюджетом вступают все  участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения  выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального  производства, их использования.

К особенностям распределительной  функции бюджета относятся так  же многогранность её влияния на общественное производство и высокая степень  действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для  регулирования стоимостных пропорций  в экономике, для обеспечения  сбалансированности распределения  финансовых ресурсов. Распределительная  функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки  экономического и социального развития; она содействует достижению высоких  темпов роста экономики и повышению  его эффективности. Распределительная  функция бюджета достаточно широко используется для регулирования  стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и  территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том  числе на межгосударственном уровне.

Основу контрольной функции  составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Несвоевременное  или неполное внесение налогов и  платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются в неполном объёме, то имеет место не совсем благополучная  экономическая конъюнктура в  отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для  выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами  действия и носит всеобъемлющий  характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются  далеко не все финансовые ресурсы  страны, это не мешает контрольной  функции «посылать сигналы» об общем  финансовом состояния экономики.

В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает всё больше возможностей для реализации своих  задач на базе широкого использования  информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного  использования персональных компьютеров.

Функции государственного бюджета  объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета  нужно рассматривать с точки  зрения его внутренней потенциальной  способности, которые могут проявить себя в определённой сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  своё воплощения в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных  отношений на решение экономических  и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения  между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют  определить его место в системе  отношений и зависимость от уровня развития экономики.[16, c. 168]

Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой  политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

Информация о работе Бюджет как финансовый план государства рк