Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было выявить и предложить решения теоретических и практических проблем реализации бюджетного федерализма в Российской Федерации . Рассмотреть бюджетный федерализм на примере отношений государства и Республики Саха (Якутия).
В написании курсовой были поставлены следующие задачи:
Исследовать понятие «бюджетный федерализм», исследовать его природу, сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
Выделить и исследовать основные этапы становления бюджетного федерализмы в РФ
Исследовать и разграничить понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения».
Проанализировать модели бюджетного федерализма в зарубежных странах.
Анализ межбюджетных отношений на примере Республики Саха (Якутия).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. Теоретические аспекты бюджетного федерализма 4
1.1 Сущность , принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм 4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ 6
1.3 Этапы формирования бюджетного федерализма в РФ 10
II. Реализация принципа бюджетного федерализма при правовом регулировании межбюджетных отношений в РФ. 12
1.1 Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ и Республики Саха(Я) 12
2.1.1 Правовое регулирование расходов в Республике Саха (Якутия). 14
2.1.2 Правовое регулирование доходов Республики Саха (Якутия). 15
2.1.3 Оказание финансовой помощи из средств федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия). 19
1.2 Правовое регулирование межбюджетных отношений в зарубежных странах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая раб.docx

— 249.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

I. Теоретические аспекты бюджетного федерализма 4

1.1 Сущность , принципы и экономическая сущность  понятия бюджетный федерализм 4

1.2 Бюджетное  устройство и бюджетная система  РФ 6

1.3 Этапы формирования  бюджетного федерализма в РФ 10

II. Реализация принципа бюджетного федерализма при правовом регулировании межбюджетных отношений в РФ. 12

1.1 Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ и Республики Саха(Я) 12

2.1.1  Правовое  регулирование расходов в Республике  Саха (Якутия). 14

2.1.2  Правовое  регулирование доходов Республики  Саха (Якутия). 15

2.1.3 Оказание  финансовой помощи из средств  федерального бюджета бюджету  Республики Саха (Якутия). 19

1.2 Правовое регулирование межбюджетных отношений в зарубежных странах 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список  литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный федерализм –  концепция финансирования общественных услуг через бюджетную систему, основанная на децентрализации финансовых ресурсов и расходных полномочий между уровнями государственного и  территориального управления. Таким  образом,  в бюджетной сфере  возникает понятие межбюджетных отношений1.

Межбюджетные отношения  – взаимоотношения между публично-правовым образованием по вопросам регулирования  бюджетных правоотношений, организации  и осуществлении бюджетного процесса2.

Основная идея бюджетного федерализма заключается в обеспечении  целостного развития федеративного  государства, соблюдения конституциональных прав и свобод граждан, получение  ими гарантированного государственного минимума социальных благ вне зависимости  от места жительства и рода деятельности. Бюджетный федерализм , как принцип  бюджетного права в федеративном государстве , находит свое отражение  при правовом регулировании межбюджетных отношений.

Необходимость изучения правового  регулирования вызвана тем, чтобы  с помощью правовых методов урегулировать  проблемы , возникающие в бюджетных  отношениях между федеральным центром, регионами, муниципальными образованиями.

Актуальность работы обусловлена  необходимостью изучения бюджетных  правоотношений на современном этапе  развития России, в условиях изменяющейся бюджетной, налоговой реформ, особенности  их реализации в регионах, пересмотром  вопроса централизации и децентрализации  финансовых ресурсов, финансовых полномочий, а также спецификой социально-экономического развития, особенностью бюджетов северных регионов России.

 Целью работы было  выявить и предложить решения  теоретических и практических  проблем реализации бюджетного  федерализма в Российской Федерации  . Рассмотреть бюджетный федерализм  на примере отношений государства  и Республики Саха (Якутия).

В написании курсовой были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать понятие «бюджетный федерализм», исследовать его природу, сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
  2. Выделить и исследовать основные этапы становления бюджетного федерализмы в РФ
  3. Исследовать и разграничить понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения».
  4. Проанализировать модели бюджетного федерализма в зарубежных странах.
  5. Анализ межбюджетных отношений на примере Республики Саха (Якутия).

 

Объектом курсовой работы является совокупность отношений между  Российской Федерацией,  субъектами РФ, муниципальных образований по поводу разграничения расходов, доходов, оказание финансовой помощи.

Предметом работы являются нормы законодательства.

В ходе изучения и написания  темы курсовой работы были использованы учебные пособия, федеральные законы РФ, местные законы Республики Саха (Якутии), бюджеты различных уровней, Бюджетный Кодекс РФ,  а так  же интернет источники: консультант  плюс онлайн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты бюджетного федерализма

1.1 Сущность , принципы  и экономическая сущность понятия  бюджетный федерализм

Одной из центральных проблем  упорядочения бюджетной системы  страны и взаимоотношений Федерации  и регионов является проведение в  жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

В последнее десятилетие  экономические и политические структуры  Российской Федерации развивались  достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону  более демократичной и представительской  формы управления, которая требует  от политических деятелей повышенного  внимания к избирателям и ответственности  перед ними. В крупномасштабной экономике, подобной российской, эффективность  таких политических изменений зависит  от того, насколько успешно развиваются  отношения между федеральным  правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти).

Основу бюджетного федерализма  составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации  в области федерализма находятся:

  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ издаются федеральные законы и  принимаемые в соответствии с  ними законы и другие нормативные  правовые акты субъектов РФ.

Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

· самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность  бюджетов в данном случае означает:

1. закрепление за каждым  уровнем власти собственных доходных  источников и права самостоятельно  определять направления расходования  бюджетных средств в рамках  действующего законодательства;

2. недопустимость изъятия  дополнительно полученных доходов  в вышестоящие бюджеты; 

3. компенсацию расходов, возникающих в результате решений,  принятых вышестоящими органами  государственной власти и управления, бюджетам.

· разграничение расходных  обязательств между органами государственной  власти и управления различных уровней;

· соответствие объема расходных  обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

· наличие специальных  процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

1.2 Бюджетное устройство  и бюджетная система РФ

Бюджетная система  РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов3.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 

Принципы построения бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и  развиваться бюджетная система РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Информация о работе Бюджетный федерализм