Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Конституцией Российской Федерации (1993г.) - закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в бюджетной сфере - что является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Содержание

Введение
Бюджетный федерализм
2. Межбюджетные отношения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная межбюджетные отношения.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

  1. Бюджетный федерализм

2. Межбюджетные отношения

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Межбюджетные отношения  направлены на формирование и развитие системы бюджетного устройства, бюджетного регулирования, обеспечивающих оптимальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, сбалансированность бюджетов разных уровней, развитие экономического потенциала субъекта и муниципальных образований, достижение компромисса между органами власти разных уровней на основе четкого разграничения налогово-бюджетных полномочий и ответственности.

В данной работе рассмотрено  правовое регулирование межбюджетных отношений.

  1. Бюджетный федерализм

Конституцией Российской Федерации (1993г.) - закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в бюджетной сфере - что является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм - реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Сущность бюджетного федерализма раскрывается через следующие его основные принципы:

- единство общегосударственных  интересов и интересов населения  как основа сбалансированности интересов всех трёх уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание принципов  централизма и децентрализма  при разграничении бюджетно-налоговых  полномочий, расходов и доходов,  распределении и перераспределении последних в консолидированные бюджеты субъектов Федерации на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности  бюджетов и ответственности органов  власти каждого уровня за сбалансированность  бюджета, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала на соответствующей территории, имея в виду и предоставление им необходимой для этого налоговой инициативы;

- активное участие  субъектов Федерации в формировании  и реализации бюджетно-налоговой  политики государства, включая  межбюджетные отношения.

2. Межбюджетные  отношения

Межбюджетные отношения можно рассматривать как взаимоотношения органов власти, в основном разных уровней, по разграничению расходных и доходных полномочий, соответствующих расходных обязательств и в максимально возможной степени равнозначных им доходных источников (полностью или частично), возможному распределению на временной основе некоторых налогов, а также перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах в целях реализации полномочий, возложенных на каждый уровень власти, предоставления равных возможностей на всей территории страны в получении бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Основными функциями  таких отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных  образований, где она меньше минимально необходимого (обеспечивающего соблюдения конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны) уровня, и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования. Обе эти функции подлежат реализации в основном в их сочетании. Поэтому, когда выравнивающая функция становится резко преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, в ущерб ей, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных  отношений.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы - понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления субъектов Федерации поставлены в новые условия формирования межбюджетных отношений.

Основные положения  закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» говорят о том, что:

  1. Унифицируется система организации местного самоуправления, устанавливается обязательное формирование местного самоуправления на двух территориальных уровнях, создается двухуровневая система местных бюджетов (городской или районный и поселенческий в районах).
  2. Разграничиваются полномочия между уровнями публичной власти, определяется перечень вопросов местного значения.
  3. Определяются права Российской Федерации и субъектов РФ в вопросах регулирования местного самоуправления.
    1. Изменяется система федеральных, региональных и местных налогов.
  1. За конкретным уровнем бюджетной системы доходы закрепляются на долгосрочной основе.

Таким образом, одной из целей построения межбюджетных отношений в новых условиях является не обеспечение минимальных бюджетов, а выравнивание финансовых возможностей местных органов власти осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Предоставление органам  власти субъектов и местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений. Для ее решения необходимо:

- четко разграничить, на основе количественного анализа и единых принципов, расходные полномочия между органами власти разных уровней (федеральным, региональным и местным), сократить, а в перспективе - ликвидировать "нефинансируемые федеральные мандаты", совместные (пересекающиеся) полномочия, предусмотрев полное финансовое обеспечение установленных законодательством бюджетных обязательств;

- обязательность компенсаций  бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня;

- усиление заинтересованности  органов государственной власти  и местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и всего объёма расщепляющихся (регулирующих) налогов;

- повышение ответственности  органов власти на каждом уровне  за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность, за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

- сокращение дотационности  территориальных бюджетов за  счёт минимизации встречных финансовых потоков;

- применение в межбюджетном  регулировании (выравнивании) для  всех субъектов федерации или  для всех муниципальных образований данного субъекта федерации соответственно единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности, для соблюдения государственных социальных гарантий на всей территории страны;

- недопустимость изъятия  или принудительной централизации в бюджеты вышестоящего уровня собственных доходов территориальных образований, дополнительно полученных или сэкономленных ими бюджетных средств;

- обеспечить самостоятельность органов власти субъектов и местного самоуправления в управлении расходами соответствующих бюджетов;

В  Программе развития бюджетного федерализма отмечено, что наиболее существенными изменениями в  распределении расходных полномочий между уровнями бюджетной системы  являются:

-  обеспечение финансовыми средствами социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в основном за счет средств федерального бюджета при их возможном финансировании (возмещении) из бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выделяемых на эти цели из федерального бюджета субвенций и субсидий;

- передача расходных полномочий  по начальному профессиональному,  а также части среднего профессионального  и высшего образования (за исключением учебных заведений федерального или межрегионального значения) органам власти субъектов Российской Федерации;

- завершение перевода финансовых  обязательств по профессиональным (ведомственным) льготам учреждениям  и организациям, находящимся в  ведении федеральных органов власти, в федеральный бюджет;

- существенное сокращение расходов региональных и особенно местных бюджетов на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется ЖКХ). При этом общий объем средств на ЖКХ может возрасти за счет платежей населения, в том числе - с возможным предоставлением из федерального бюджета целевой финансовой помощи регионам на выплату адресных жилищных пособий малообеспеченным слоям населения;

- включение в сферу расходных  полномочий муниципальных образований  базовых общественных услуг (школьное  образование, здравоохранение, культура и др.).

Необходимо  провести перераспределение государственной  и муниципальной собственности. Каждый уровень власти должен иметь  только то имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных за ним полномочий.

Предлагаемые  реформы позволят установить стабильные и долговременные принципы формирования межбюджетных отношений, что улучшит  экономическое положение муниципальных  образований, а также создаст  условия для их устойчивого социально-экономического развития на долговременную перспективу.

С 2006 года в России практически  в полном объеме начинается реализация реформы местного самоуправления. Все  населенные пункты с числом жителей  свыше 1 тыс., а на территориях с  высокой плотностью населения свыше 3 тыс. человек, становятся муниципальными образованиями. Во всех ныне действующих муниципальных образованиях будут сформированы поселения, муниципальные районы и городские округа. За ними в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» будут закреплены расходные и доходные полномочия.

К полномочиям, передаваемым из бюджетов вышестоящих уровней  и осуществляемым на территории муниципального образования следует отнести:

- обеспечение государственных  гарантий на получение общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего, среднего образования;

- социальная поддержка  и социальное обслуживание детей  и сирот и детей оставшихся  без попечения родителей;

- финансовое обеспечение,  направленное на социальную поддержку  населения автономного округа;

- расходы на содержание  учреждений по социальному обслуживанию  населения.

В связи с этим и  учитывая предстоящие территориальные  изменения в органах местного самоуправления подготовительной работой  необходимо заниматься безотлагательно.

Необходимо разработать  нормативный правовой акт, регламентирующий бюджетный процесс в соответствующем  муниципальном образовании (муниципальном  районе, городском округе, сельском поселении), в котором в т.ч. предусмотреть: полномочия участников бюджетного процесса, порядок планирования бюджета, его исполнение и предоставление отчетности.

Учитывая недостаток обученных кадров, организационные  сложности (приобретение соответствующего оборудования, программных продуктов  и т.д.), возможно, целесообразнее большую часть полномочий поселений по планированию и исполнению бюджета осуществлять по агентскому соглашению с муниципальным районом (городским округом).

Планирование бюджета  начинается с определения доходного (налогового) потенциала территории. Налоговый  потенциал соответствующей территории зависит от ее социально -экополитического развития и развития производственного сектора.

Законом «О внесении изменений  и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» должны быть решены следующие задачи в части финансового обеспечения деятельности местного самоуправления в России:

1. Обеспечено соответствие  числа уровней бюджетной системы  в местном самоуправлении его  территориальной организации. Для  этого все поселения, муниципальные  районы и городские округа должны сформировать свои бюджеты.

2. Созданы законодательные  условия для финансового обеспечения  деятельности муниципальных образований  всех типов, в том числе: 

- определен единый  порядок и система формирования  бюджетов на уровне муниципальных районов, поселений и городских округов, для каждого типа муниципальных образований в соответствии с расходными полномочиями, установленными ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

Информация о работе Бюджетный федерализм