Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Содержание

Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный федерализм.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление:

Введение

Глава 1 . Бюджетный федерализм

1.1.            Сущность бюджетного федерализма

1.2.            Становление и развитие бюджетного федерализма в России

1.3.            Международный опыт бюджетного федерализма

Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней

2.1.     Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов

2.2.            Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма

2.3.            Анализ межбюджетных  отношений в Российской Федерации

Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России

3.1.            Проблемы межбюджетных  отношений в Российской Федерации

3.2.            Финансовые проблемы развития регионов

3.3.            Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.

Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

С одной стороны, бюджетный федерализм является базой, на которой основываются  межбюджетные отношения  - отношения по поводу распределения расходов и доходов  по различным уровням бюджетной системы. С другой стороны, сам бюджетный федерализм и его принципы наиболее четко реализуются именно в системе межбюджетных отношений.

Я считаю, что эта тема актуальна  сегодня, так как стабильные бюджетно-налоговые  отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, способствующие или тормозящие экономическое развитие страны, могут строиться только на основании бюджетного федерализма. То есть сильный бюджетный федерализм – основа социально-экономического благополучия нашей страны.

Данная курсовая работа посвящена вопросам сущности, содержания  и проблемам бюджетного федерализма в России. Анализируя бюджетный федерализм в России, нельзя не обратиться также к истории его развития, международному опыту, и к принципам взаимодействия бюджетов.

Курсовая работа состоит из трех глав, каждая из которых имеет три параграфа. Работа содержит      страниц, таблицы, рисунки и схемы.

Бюджетный федерализм проявляется в основном через эффективную систему межбюджетных  отношений, поэтому в данной работе анализировались межбюджетные отношения и рассматривались современные проблемы отношений между бюджетами.

Также было уделено внимание федеральному бюджету Российской Федерации, потому что его роль очень важна   в обеспечении стабильности финансовой системы. 

Особое внимание уделяется также системе бюджетного федерализма страны, что позволяет понять, какие реформы могут потребоваться для того, чтобы российская система заработала более эффективно и рационально.

Существуют различные проблемы бюджетного федерализма, но  центральной из них является проблема выравнивания доходной обеспеченности бюджетов субъектов федерации. Поэтому я посчитала нужным обозначить некоторые задачи по реформированию межбюджетных  отношений и возможные пути решения.

Актуальность данной темы подтверждается еще и тем, что бюджетный федерализм преследует, в конечном счете, важную цель – цель объединения федерального государства и всех граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

Как финансовая категория бюджетный федерализм имеет объективное содержание. Это означает, что бюджетный федерализм, прежде всего, выступает формой финансо­вых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных ресурсов. Поэтому бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и. использованию бюджетных фондов (рис. 1.1.1).      

Субъекты межбюджетных

              отношений

 

 

 

Правовые основы бюджетно- налогового механизма

 

Объективные финансовые процессы и система бюджетных фондов

                                              

 

 

 

Рис. 1.1.1 Объективное и субъективное в межбюджетных  отношениях.

В системе бюджетного федерализма денежный поток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. Бюджетный федерализм характеризуется рядом свойств и особенностей. Рассмотрим эти особенности [№4]

Субъекты межбюджетных отношений и субъекты бюджетного федерализма. В бюджетном процессе, если его рассматривать в общем виде, субъектами бюджетных отношении выступают государство, с одной стороны, и налогоплательщики - с другой. В системе межбюджетных отношений иной характер финансово-юридических связей. Здесь нет налогоплательщиков. В современных условиях налогоплательщиками являют­ся юридические лица и физические лица, а не органы государственной вла­сти.

Следует различать понятия субъектов межбюджетных отношений и субъектов  бюджетного федерализма. Не все субъекты межбюджетных отношений являются субъектами бюджетного федерализма.

Направленность бюджетных потоков предусматривается в соответствии с общей мо­делью (концепцией) бюджетного федерализма и бюджетной политикой, выраженной в законах о федеральном и региональных бюджетах. Ос­новная часть бюджетных ресурсов в системе бюджетного федерализма направляется по схеме "сверху вниз" как средства, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной обеспеченности различных регионов страны. Имеются и бюджетные потоки "снизу вверх" (возврат бюджетных ссуд). Направленность бюджетных потоков более конкретно может характеризоваться их адресностью, то есть определенностью физического или юридического лица, получающего в конечном итоге бюджетные средства.

В бюджетном федерализме важное значение имеют такие категории, как потенциал и интенсивность межбюджетных связей. В системе бюджетного федерализма могут проводиться политика расширения потенциала и интенсивности межбюджетных связей и политика сокра­щения, свертывания межбюджетных потоков. В Российской Федерации существует потребность расширять потенциал межбюджетных отношений и усиливать интенсивность бюджетных потоков между центром и регионами. В нашей стране име­ется большое разнообразие субъектов Федерации, реально существует неравенство финансовых возможностей, которые тот или иной субъект Федерации может обратить на реализацию своих функций

Причинно-следственная обусловленность бюджетных потоков, их повторяемость, воспроизводимость и замкнутость свидетельствуют о том, что отношения бюджетного федерализма в целом представляют собой возобновляемую финансовую систему, кото­рой присущи определенные постоянно воспроизводимые закономерности. Эти законо­мерности и свидетельствуют о наличии объективного основания всего "здания" бюд­жетного федерализма. Системность, воспроизводимость бюджетных потоков создают устойчивые финансовые кругообороты, которые существуют в межбюджетных отноше­ниях.

Финансовый кругооборот - это возобновляемая система финансовых потоков, обес­печивающая образование, распределение и расходование денежных фондов. Понятие денежного фонда является одной из основных категорий финансовой науки и соответ­ственно теории бюджетного федерализма. Денежный фонд, если его рассматривать в системе бюджетных потоков, выступает как существенная фаза финансового кругооборота, "резервуар" финансовых потоков, как их "оператор", накопитель и регуля­тор.

Законодательная основа бюджетного федерализма в Российской Федерации.

Из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Межбюджетные отношения являются непосредственным отражением уровня развития федеративных отношений вообще, которые по сей день, находятся в процессе становления. Бюджетное устройство и бюджетный процесс определяются и ограничиваются Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс – совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центрального и местных органов  государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

В Российской Федерации формируется особая национальная система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского федерализма являются:

-             обеспечение единства и целостности государства;

-                     развитие и капитализация единого российского рынка;

-                     выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы;

-           демократизация межбюджетных отношений.

Принципы бюджетного федерализма определены Конституцией Российской Федерации и бюджетно-налоговым законодательством:

-                     разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

-                     исключи­тельные полномочия Российской Федерации в отношении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с субъектами Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

-                     самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта Федерации;

-                     возможность взаимной передачи бюджетных полномочий органами исполнительной власти;

-                     наделение законодательных органов субъектов Федерации правом законодательной инициативы в области бюджет­ного устройства, бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики;

-                     предоставле­ние субъектам Федерации через Совет Федерации Федерального Собрания бюджетных и финансовых полномочий в рассмотрении федерального бюджета, федеральных нало­гов и сборов, вопросов финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова­ния и денежной эмиссии;

-                     юридическое отделение местных бюджетов (бюджетов орга­нов местного самоуправления) от государственной бюджетной и налоговой систем.

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации определяются общим конституционным положением (ст. 73 Конституции Российской Федерации).   Из этого положения и из указанных выше бюджетных полномочий Российской Фе­дерации следует, что субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно формировать и исполнять бюджеты субъектов Федерации, создавать свою бюджетную систему, определять свой бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое за­конодательство.

Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются со­вместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. Из Конституции следует, что могут действо­вать три системы налогообложения; федеральная, региональная (субъектов Федерации) и местная (местные налоги и сборы), однако не предусматривается полное отделение бюджетов и налоговых систем разных уровней. Федерация и ее субъекты совместно ведают эко­номической, налоговой базой в виде совместного разграничения государственной соб­ственности, совместного ведения владением, пользованием и распоряжением землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие трех указанных выше налоговых систем (налоговый федерализм).



 

Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации

Информация о работе Бюджетный федерализм