Бюджетное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
рассмотрена бюджетная система РФ и принципы ее построения;
произведен анализ формирование бюджетной системы в РФ;
представлено содержание и этапы бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение 4
1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения 6
2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ 11
3. Содержание и этапы бюджетного процесса 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа финансы и кредит.DOC

— 5.68 Мб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Бюджетное устройство Российской Федерации


 

 

 

 

                                               Выполнил: студент 1-го курса

                                               Факультета заочного обучения

                                          Кирьянова Ксения Юрьевна

                                                           Руководитель:____________________

                                                             _____________________________

 

 

Работа защищена «___» ___________20__г.

Оценка______________________________

Подпись научного руководителя_________

 

 

 

                                                               Новосибирск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                            4

1. Бюджетная система РФ и принципы  ее построения                                 6

2. Анализ формирование бюджетной системы в РФ                                    11

3. Содержание и этапы бюджетного  процесса                                              18

Заключение                                                                                                       25

Список использованной литературы                                                             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
В курсовой работе будет рассматриваться  тема «Бюджетное устройство РФ».

К бюджетной системе  относятся органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты (сметы доходов и расходов), контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.

Бюджетная система в  соответствии с существующими тремя  уровнями субъектов государственного управления и собственности (общегосударственный, региональный - субъектов Федерации, и местный или муниципальный) также является трехуровневой - общефедеральной, региональной и местной. Бюджет всех трех уровней называется консолидированным (сведенным вместе) бюджетом.

Реализуются бюджетные  отношения через систему бюджетного устройства страны.

В действующем в настоящее  время Бюджетном кодексе РФ не дано определения бюджетного устройства. Отсутствие на законодательном уровне трактовки такого основополагающего понятия не только в существенной мере осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стране, но и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики, поскольку проблема сводится к организации бюджетной системы.

Между тем понятие  бюджетного устройства не ограничивается только определением структуры статической модели бюджетной системы и принципов ее построения. Характер бюджетного устройства в существенной мере зависит от социально-экономического и от национально-государственного устройства страны

Бюджетное устройство - это  основанная на правовых нормах организация  системы взаимосвязей не только между  звеньями бюджетной системы, но и  между участниками бюджетного процесса, включающей, кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система государства  является составным элементом его  бюджетного устройства.

Тема курсовой работы достаточно актуальна, поскольку бюджету  принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Цель курсовой работы - раскрыть процесс формирования бюджетного устройства и бюджетной системы.

Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие  задачи:

рассмотрена бюджетная  система РФ и принципы ее построения;

произведен анализ формирование бюджетной системы в РФ;

представлено содержание и этапы бюджетного процесса в  РФ.

В работе будет использоваться литература последних лет издания, как монографическая так и  периодические издания, которая  помогут нам наиболее полно и современно отразить тему курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетная  система РФ и принципы ее  построения

 

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено  задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым  непосредственным образом связано  с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного  хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.1

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

1) перераспределение национального  дохода;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной  сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная  система. Бюджетная система - это  совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.2

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.3

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

В настоящее время  бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).4

Следует отметить, что  в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и  территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).

Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

В доходной части баланса  используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие  бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.5

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации