Теоретико-методические основы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования состоит в разработке научно-методических положений по созданию эффективных межбюджетных отношений путем разработки доходных источников и расходных полномочий бюджетов всех уровней.
Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений, дать авторскую трактовку межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные этапы развития межбюджетных отношений, выявить их основные проблемы и противоречия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..…………..6
1.1 Анализ категориального аппарата бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений ……………………………………….……………..6
1.2 Этапы становления и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации …………………………………………………………..19
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Проблемы межбюджетных отношений и пути их реформирования на современном этапе 37
2.3 Формы финансового взаимодействия межбюджетных отношений в Российской Федерации 46
Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Вложенные файлы: 1 файл

межбюджет_отнош_в_РФ.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Централизация основных налоговых доходов, уменьшение региональных и местных налогов, передачи в муниципалитеты не закрепленных расходных полномочий в достаточной степени приводит к поиску решения проблем разграничения доходов и расходных полномочий через совершенствование неналоговых доходов.

Особое место  в системе неналоговых доходов  бюджетов занимают доходы от использования  и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Кроме того, муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (но лишь в целях погашения своего дефицита). Муниципальные ценные бумаги выпускаются главным образом в виде облигаций – как именных, так и на предъявителя. Эмиссия ценных бумаг при этом осуществляется отдельными выпусками.

В наращивании  неналоговых доходов местных  бюджетов на наш взгляд особое место  имеет также создание муниципальных банков.

В формировании межбюджетных отношений ключевым вопросом является предоставление финансовой помощи субъектам РФ на решение вопросов регионального и местного значения. Начиная с 2005 г. и по настоящее время субъектами РФ приводятся в соответствие с новыми требованиями Бюджетного кодекса РФ региональные законы о межбюджетных отношениях.

Оказание  из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ осуществляется в форме предоставления:

  • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Формирование  бюджетного законодательства РФ как  специфической отрасли права началось в 90-е гг. прошлого века. Объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики.

На наш  взгляд, настало время активнее и разностороннее использовать бюджет в качестве инструмента рыночного хозяйствования, не ограничивая его роли участием в макроэкономической сбалансированности.

Бюджетное законодательство должно открывать просторы для дальнейшего  развития межбюджетных отношений, влияющих на изменение экономических и  социальных условий. Правовые нормы бюджетных законов должны быть достигнуты путем снятия преград на пути развития бюджетной сферы страны.

Успешное  развитие межбюджетных отношений в  РФ зависит от возможности проводить самостоятельную бюджетно-налоговую политику на уровне субъект РФ – муниципальное образование в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня.

При закреплении  налоговых доходов за бюджетами  разных уровней бюджетной системы следует руководствоваться необходимостью достижения наиболее эффективной «вертикальной» и «горизонтальной» сбалансированности расходных обязательств и доходных источников. Достижение данной цели возможно только при наиболее равномерно размещенных и немобильных налогах, так как только такое закрепление позволит максимально сократить различия в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, межбюджетное регулирование будет эффективным.

Выбор наиболее оптимального подхода к распределению  налоговых доходов между бюджетами разных уровней создает предпосылки для повышения качества управления финансами, предоставления бюджетных услуг, а, следовательно, укрепления основ бюджетного федерализма.

На наш  взгляд, закрепление части доходных отчислений от федеральных финансово-значимых налогов, таких как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество организаций на постоянной основе за региональными и местными бюджетами будет способствовать усилению заинтересованности территориальных органов в собираемости этих налогов, наращивании собственных доходов и повышении самостоятельности бюджетов. Налог на доходы физических лиц предлагаем в перспективе полностью закрепить за местными бюджетами, т.е. сделать местным налогом. Это позволило бы органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления своевременно утверждать бюджет на очередной финансовый год, вести среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование.

Поиск основных направлений совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые вытекают из новаций бюджетного законодательства и перевода бюджетных взаимосвязей между федеральным центром и субъектами Федерации в среднесрочный временной интервал.

Закрепление части доходных отчислений от федеральных финансово-значимых налогов, таких как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество организаций на постоянной основе за региональными и местными бюджетами будет способствовать усилению заинтересованности территориальных органов в собираемости этих налогов, наращивании собственных доходов и повышении самостоятельности бюджетов. Налог на доходы физических лиц предлагаем в перспективе полностью закрепить за местными бюджетами, т.е. сделать местным налогом.

Основным  направлением совершенствования межбюджетных отношений должен стать постепенный переход к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов Федерации и обеспечению заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.

Для совершенствования  бюджетного процесса приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

  • переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию;
  • выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;
  • изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;
  • расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;
  • создание стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по снижению дотационности;
  • обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

Главным стратегическим курсом последовательных действий этапов развития межбюджетных отношений и среднесрочной перспективы должны стать ощутимые результаты решения проблем, касающиеся в улучшении социально-экономического положения граждан РФ и упрощении получения бюджетных услуг со стороны государственных органов на местах. Достижению поставленной цели в свою очередь должны способствовать заинтересованность федеральных, региональных и местных органов государственной власти в сфере бюджетно-налоговой политики. Необходимо развивать инфраструктуру, расширять возможности развитию экономического потенциала, помогать развитию бизнеса, эффективно использовать неналоговые доходы, создавать условия инвестиционной базы и улучшению качества государственных услуг муниципальных образований.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2011 г.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2011 г.
  4. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997г., № 39, ст.4464.
  5. ФЗ «О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». // Собрание законодательства РФ, 1999 г., № 26. ст. 3176.
  6. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998г. № 860 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999 – 2001 гг.» // Собрание законодательства РФ, 10.08.1998г, №32, ст.3905.
  7. Постановление Правительства РФ от 06.06.2000г. №780 «О временных методических рекомендациях субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений». // Собрание законодательства РФ, 18.06.2000г, №26, ст.3179.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001г. №584 «О Программе развития Бюджетного Федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Собрание законодательства РФ, 20.08.2001, №34, ст. 3503.
  9. «Отчет облфо по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик за 1957 год». Ф. – № 3918, Описи – 3, Ед. хр. – 64, связки – 10. стр. 1,4,5,6,7,8. Государственный архив Ростовской области.
  10. «Бюджет г. Ростов н/Д за 1956 год», Финансовый отдел исполкома Ростовского-на-Дону городского совета депутатов трудящихся. Ф. - № 4194, Опись – 1, Ед. хр. – 162, Связки – 15. стр. 8-9,11. Государственный архив Ростовской области.
  11. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010 -2013 гг. //Финансы. – 2010. - №3.
  12. Анисимов С. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. 2009. №11.
  13. Анисимов С., Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2008. №1.
  14. Афанасьев М., Криворогов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. 2010. №11.
  15. Т.И. Барашева. Управление бюджетными доходами на субрегиональном уровне.// Финансы. 2009. №11.
  16. Бирюков А. О роли бюджетных ограничений в бюджетном процессе // Финансы. 2009. №3.
  17. Х.М. Богов. Развитие межбюджетных и предпосылок экономического роста.//Финансы и кредит. 2009. № 28
  18. Бородин А. О результативности расходования бюджетных средств // Финансы. 2010.№11.
  19. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. - СПб., 1926.
  20. Бюджетно-налоговая политика государства /Под ред. Т.В.Игнатовой. Учебное пособие. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2007.
  21. Бюджетная система Российской Федерации . Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999
  22. Васильев Ю. Бюджет-2006 – бюджет развития // Финансы. 2005. №10.
  23. Вахрин П. И. , Бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.
  24. Витте С. Конспект лекций о Государственном хозяйстве. 1914.
  25. Годин А. М. Максимова Н. С. Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  26. Годме П. Финансовое право. М.: Прогресс. 1978. С.370.
  27. Гринкевич Л. Проблемы и перспективы современного этапа реформирования российской налоговой системы // Финансы и кредит. 2005. №32
  28. В.И. Гришин Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения.//Финансы.-20010.-№4.
  29. Грязнова А. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов // Финансы и кредит. 2009. №6(174).
  30. Е.Б. Дуплинская. Совершенствование системы прогнозирования бюджетно-налоговых доходов.//Финансы. 2007. № 31.
  31. Ермилов В. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. 2009. №8.
  32. Е. А.Ермакова. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджменты. //Финансы и Кредит. 2010. №8
  33. Едронова В., Мамыкина Н. Проблемы и тенденции развития региональной налоговой политики // Финансы и кредит. 2008. №12
  34. Жез Г. Общая теория бюджета. - М„ 1930.
  35. Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления: Дисс. к.ю.н. - Тюмень, 2001.
  36. Законодательство и экономика. Механизм правового регулирования межбюджетных отношений: теория и практика. 2007 №8
  37. Игудин А. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2009. №10
  38. А.Г. Игудин, А.В. Зарубин. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников// Финансы. 2009. №2.
  39. Иванова Н. Реформа межбюджетных отношений в РФ: законодательство и практика // Финансы и кредит. 2008. №6 (174).
  40. Иванова М. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы. 2009. №3.
  41. Иловайский С. Финансовое право. Одесса. 1912.
  42. Ильин А. Российская налоговая система на рубеже XXI века // Финансы. 2004. №4.
  43. В.В. Ковалева. Финансы: Изд-во Проспект- М, 2006.
  44. Клоцвог Ф., Чернова Л., Сухотин А. О выборе перспектив развития до 2010 г. // Экономист. 2005. №8.
  45. Кудрин А. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 г. // Финансы. 2006. №2.
  46. Кнышов А. В., Пономарев А. И. Потребление, потребительский спрос и маркетинг. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ высшей школы., - 2003.
  47. Кюрджиев С. П. Внедрение принципов бюджитирования, ориентированного на результат, в систему бюджетного планирования. Бюджетно-налоговая политика государства. /Под. ред. Т. В. Игнатовой. Уч. пособие. Ростов н/Д. СКАГС. – 2007. – С. 169.
  48. Н.С. Максимова. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы.2008. №8
  49. Мельникова Н. Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы (обзор круглого стола) // Финансы и кредит. 2009. №6
  50. Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. - М., 1924.
  51. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы.-М.:ИНФРА-М, 2007.
  52. Нити Ф. Основные начала финансовой науки. М. 1904.
  53. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов.: Изд-во Финансы и статистика- М, 2003.
  54. Пономарев А. И., Игнатова Т. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. Уч. пособие. Изд- во «Финансы и статистика». 2007
  55. Придачук М. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. 2003.
  56. М.П. Придачук. Межбюджетные трансферты и экономический смысл.//Финансы и кредит. 2009. №10.
  57. Роик В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года? //Российский экономический журнал. 2005. №7-8.
  58. Романовский М., Врублевская О. Бюджетная система Российской Федера-ции. М.: ЮРАЙТ. 2005.
  59. Радионова В. М. Совершенствование бюджетного законодательства - необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России. //Финансы и кредит. 2006. - №2 (206).
  60. Романовский М., Врублевская О. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер. 2003.
  61. С.В. Сигова, В.А.Гуртов. Типология субъектов Федерации на основе анализа бюджетных доходов и расходов.// Финансы. 2009. № 10.
  62. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста. //Вопросы экономики. 2007. - № 5.
  63. Сперанский М.М. План финансов в сборнике императорского русского исторического общества, 1885. - Т. 45.
  64. Совершенствование законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений // Финансы. 2008. №11.
  65. Соколов А. Теория налогов. М.: Юр ИнфоР – Пресс. 2003. С.226.
  66. Соменков А. Д. - Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции./Финансы №1. 2004г.
  67. Степанов А. Г. к вопросу о совершенствовании межбюджетных отношений. //Финансы и кредит. 2006. - №28.
  68. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.
  69. И. Трунин. «Межбюджетные отношения в Российской Федерации» 1998 г. Институт Экономики переходного периода (ИЭПП) www.jet.ru
  70. Трунин И.В. Оценка налогового потенциала субъектов Федерации и разработка методики распределения Фонда финансовой поддержки регионов на 2007г. // (электронный ресурс)- www.jet. ru
  71. Черкасова Т. П. Бюджетно-налоговая политика России в условиях современной трансформации. Бюджетно-налоговая политика государства. / Под. ред. Т. В. Игнатовой. Уч. пособие. Ростов н/Д. СКАГС. – 2007.
  72. Шаталов С. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста // Финансы. 2009. №2.
  73. Эркечева З., Шанавазова М. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов (на примере Республики Дагестан).//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Финансовые инструменты регулирования экономики». Т. 2- Махачкала.2008.
  74. Янжул И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статаут. 2002.
  75. Официальный сайт Министерства Финансов РФ //www.minfin.ru
  76. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России //www.nalog.ru

1 В.М. Пушкарева. История финансовой мысли и политики налогов.: Изд- во Финансы и статистика. М. 2003-С.47

2 Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. 1924. - С. 563

3 Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки, - С. 53.

4 Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. - М., 1924.-С. 138-139.

5 Родионова В. М., Вавилов Ю. А., Гончаренко Л. И. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1994. - С. 252.

6 Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Бюджетный процесс Российской Федерации. - М., 1998. С.8.

7 Ст.6. Гл. 1 Ч I. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2008г.

8 «Отчет облфо по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик за 1957 год». Ф. – № 3918, Описи – 3, Ед. хр. – 64, связки – 10. стр. 1,4,5,6,7,8. Государственный архив Ростовской области.

9 Данные: «Бюджет г. Ростов н/Д за 1956 год», Финансовый отдел исполкома Ростовского-на-Дону городского совета депутатов трудящихся. Ф. - № 4194, Опись – 1, Ед. хр. – 162, Связки – 15. стр. 8-9,11. Государственный архив Ростовской области.

10 ст.6.Гл. 1 Ч I. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.:ГроссМедиа, 2008г.

11 Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999.-С.30.

12 Вахрин П. И. , Бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.- С. 43.

13 В.В. Ковалева. Финансы. М. 2004. С.512

14 См., напр.: Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления: Дисс. ... к.ю.н. — Тюмень, 2001. — С. 16; Коровкин Д.И. Реализация правового статуса субъекта Российской Федерации в системе межбюджстных отношений: Дисс. ... к.ю.н. — М.: РАГС, 2001. С. 7.

15 Законодательство и экономика. Механизм правового регулирования межбюджетных отношений: теория и практика. 2004 №8 С.24 .

16 Хорхе Мартинес-Васкес и Джеймсон Бо. Россия: переход к новому федерализму., Изд-во «Весь Мир» 2002.С.110

17 Сборник законодательных актов Российской Федерации 1991. Выпуск IV. № 46. ст. 1543

18 Для этого необходимо на данный момент 6,5 трлн. рублей, а весь консолидированный бюджет России на 2003г. составляет 3,5 трлн. рублей, т. е 3 трлн. рублей это невыполненные обязательства государства перед гражданами» (близко к тексту) Из выступления В.В. Путина. Май 2003г.

19 Н.С. Максимова. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации//Финансы.2002. №8. С.8

20 ст. 71, 72. Гл. 3, Разд. I; ст. 132. Гл. 8. Разд. I, Конституция РФ от 12.12.93г.

Информация о работе Теоретико-методические основы межбюджетных отношений