Теоретико-методические основы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования состоит в разработке научно-методических положений по созданию эффективных межбюджетных отношений путем разработки доходных источников и расходных полномочий бюджетов всех уровней.
Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений, дать авторскую трактовку межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные этапы развития межбюджетных отношений, выявить их основные проблемы и противоречия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..…………..6
1.1 Анализ категориального аппарата бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений ……………………………………….……………..6
1.2 Этапы становления и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации …………………………………………………………..19
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Проблемы межбюджетных отношений и пути их реформирования на современном этапе 37
2.3 Формы финансового взаимодействия межбюджетных отношений в Российской Федерации 46
Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Вложенные файлы: 1 файл

межбюджет_отнош_в_РФ.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Переход к новым принципам федеративных отношений существенно повлияли на финансовые институты и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Укрепление финансовых основ страны невозможно без совершенствования межбюджетных отношений, что связано с закреплением необходимых доходных и расходных полномочий, бюджетных прав и гарантий финансовой самостоятельности органов субъектов федерации и местного самоуправления. Обеспеченность финансовыми ресурсами напрямую зависит от межбюджетных отношений, которые в настоящее время устремлены на формирование социальной направленности всей действующей политики государства.

Централизация финансовых средств в федеральном бюджете  и наличие значительных встречных  финансовых потоков между всеми  уровнями бюджетной системы, лишает возможности существующей экономической политики решать важные для населения проблемы. Налоговые доходы региональных и местных бюджетов не покрывают расходных потребностей местных бюджетов.

В условиях финансового  кризиса требуется рационализация распределения финансовых ресурсов в целях покрытия расходных потребностей местных бюджетов. Поэтому научное исследование, направленное на повышение эффективности межбюджетных отношений, имеющих социальную направленность, весьма актуально и своевременно.

Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации  вызывает сегодня повышенный интерес, обусловленный проводимыми в стране преобразованиями и социальными реформами.

Определению и развитии сущности понятия бюджета внесли свой вклад такие ученые как Ф. Нитти, Р. Стурм и т.д., а среди отечественных авторов можно выделить М. Боголепова, Г. Болдырева, Ф. Менькову, И. Озерова, В. Радионову.

Проблемы межбюджетных отношений исследовались и исследуются  целым рядом специалистов в этой области, это: Барский А., Давыдова Л., Дмитриев М., Золотарева А., Иванова Н., Игудин А., Козакова Л., Лавров А., Левин А., Мокрый В., Максимова И., Макаров И., Трунин И., Поляк Г. и т.д.

Изучению проблем налогообложения  и разграничения налоговых полномочий между уровнями власти, посвящены научные труды таких ученных, как Ю. Васильева, О. Горлова, В. Панскова, Л. Севрюковой, И. Тхамадакова, А. Шестова, С. Шаталова.

Целью дипломного исследования состоит в разработке научно-методических положений по созданию эффективных межбюджетных отношений путем разработки доходных источников и расходных полномочий бюджетов всех уровней.

Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность  бюджета, бюджетной системы и  межбюджетных отношений, дать авторскую трактовку межбюджетных отношений;

- рассмотреть основные этапы развития межбюджетных отношений, выявить их основные проблемы и противоречия;

- выявить основные  проблемы межбюджетных отношений,  проанализировать организационно-правовые формы бюджетной и налоговой политики и определить основные пути их совершенствования;

- раскрыть принципы  разграничения доходных и расходных  полномочий между уровнями бюджетной системы, определить возможные варианты решения проблем доходных источников и расходных полномочий бюджетов всех уровней;

- проанализировать основные формы финансовой помощи субъектов РФ; разработать основные направления повышения социально-экономической эффективности межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе и предложить способы решения ряда проблем межбюджетных отношений.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральные Законы, Указы Президента, Постановления Правительства, нормативно-правовые акты РФ, обеспечивающие правовое регулирование межбюджетных отношений.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в исследовании, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1 Теоретико-методические основы межбюджетных отношений

1.1 Анализ категориального аппарата бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений

Бюджет - слово  английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства1.

Многосторонность бюджета обусловливается трудностями исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия бюджета. Определение бюджета как росписи доходов и расходов являлось распространенным. Надо согласиться с И.Х. Озеровым, что бюджет - более широкое понятие и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится 6юджету так же, как и часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

 Государственному бюджету теория предъявляет ряд требований: бюджет должен быть публичным, т.е. должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения. Ф. Нитти публичностью бюджета называет гласность и правдивость: «В бюджете должны быть указаны все доходы и все расходы без всяких бесполезных утаек, или таинственных определений»7.

Проблемам сущности бюджета уделяли внимание советские теоретики финансов 20-х гг.: М.И. Боголепов, И. Болдырев, Д.П. Боголепов и др. По мнению М.И. Боголепова «в области государственного хозяйства под бюджетом понимают, прежде всего, совокупность доходов и расходов в течение определенного периода времени; во-вторых, выраженный в цифрах план ведения государственного хозяйства, установленный на предстоящий бюджетный период, закон, на основании которого собираются доходы и производятся расходы»3. Бюджет определяет границы собирания доходов государства и, что еще более важно, границы для производства всех расходов.

Для того чтобы  все цифры бюджета имели общеобязательную силу, необходимо придать ему силу закона. И с формальной стороны бюджет есть акт законодательной власти, есть утвержденный ею закон, или декрет. В этом заключается особенность бюджета»4.

Другие исследователи  вкладывали в понятие «бюджет» правовое содержание. Французский финансист Р. Стурм определял, что «государственный бюджет есть акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов». Определение бюджета, данное Ф. Нитти, содержит два признака, присущие бюджету, момент его исчисления (роспись доходов и расходов) и момент юридического действия (акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов).

Первый кто  отметил плановую природу бюджета, является немецкий финансист Шанц, который показал не только значение баланса (бюджета), но и дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречается у И.Х. Озерова, М.Д. Загряцкова, М.И. Митилино.

Содержание  понятия «бюджет» в российской научной литературе остается предметом дискуссий.

Профессор В.М. Родионова следующим образом  трактует бюджет: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории»5.

Таким образом, В.М. Родионова определяет бюджет как формирование и использование денежных отношений и как экономическую форму удовлетворения потребностей общества.

Авторы учебного пособия «Бюджетный процесс в Российской федерации» считают, что «системная оценка бюджета должна охватывать следующие аспекты: бюджет как денежные отношения; как фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня; как плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов данного уровня»6 но они не рассматривают в отличие от Родионовой бюджет как самостоятельную экономическую категорию.

В Бюджетном  кодексе РФ бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»7. Автор считает, что каждое из предложенных выше понятий «бюджет» заслуживает внимания, так как бюджет представляет собой сложное явление экономического, финансового и правового порядка.

Нам более  близко определение, данное А. Меньковой, которая под бюджетом понимает «план государственного хозяйства на предстоящий период, представляющий предположительное исчисление всех доходов и расходов государства. Бюджет определяет границы собирания доходов государства и, что еще более важно, границы для производства всех расходов».

Таким образом, исходя из сущности бюджета, бюджет выполняет следующие задачи:

Во-первых, это  перераспределение части ВВП, посредством образования доходной части бюджета и одновременно ее использование для текущих или капитальных расходов.

Во-вторых, это  регулирование и стимулирование экономики со стороны государства, посредством определения основных направлений потоков финансовых средств в различные отрасли экономики.

В-третьих, это финансовое обеспечение из бюджета реализации полномочий органов власти в области социальной сферы.

Все эти задачи приводят к необходимости построения бюджетной системы в условиях новой трансформировавшейся экономической и политической системы

С XIX века прослеживается история становления бюджетной системы России, в то время местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

По Конституции  РСФСР 1918 года, бюджетная система  включала в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. Государственный бюджет финансировал общегосударственные направления, местные бюджеты в свою очередь выделяли средства на хозяйственно-финансовые и культурно-просветительские нужды местного значения.

Большую роль в развитии бюджетной системы сыграла налоговая реформа 1930- 1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи таких как, налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

Главным новшеством налоговой реформы можно считать то, что в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных налогов, таких как, налог с оборота и др., их передача осуществлялась в виде процентных отчислений от государственных налогов, которые теперь стали закрепленными источниками для сбалансирования региональных бюджетов.

Стоит отметить, что самостоятельность местных бюджетов отсутствовала как в довоенные, так и в послевоенные годы, центральные органы власти полностью диктовали им свои решения, и доходы местных бюджетов формировались в основном за счет отчислений от общегосударственных доходов и налогов. Основным был налог с оборота. Длительное время данный налог обеспечивал существенную статью доходов республиканских бюджетов (до 20%), а также всего союзного бюджета, например если судить по данным годового отчета по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик за 1957 год, по Ростовской области, то можно увидеть что общая сумма, перечисленная областным бюджетом в союзный бюджет составляет 3 млрд. 182 млн. 292 тыс. 700 руб., из которых на долю налога с оборота приходится 2 млрд. 120 млн. 279 тыс. 370 руб., а это порядка 68% от общей суммы средств перечисленных областным бюджетом в союзный бюджет8.

С 1960-1989гг. можно  сказать, что важнейшую роль в доходной части местных бюджетов играл налог с оборота, в отдельные годы он достигал 70% от общей доходной части местных бюджетов9.

Для проведения разумной бюджетной политики важно правильное понимание бюджетной системы.

Бюджетный кодекс РФ (ст.6) определяет бюджетную систему  Российской Федерации как «основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»10.

Ряд специалистов (М. В. Романовский, О. В. Врублевская) считают, что «бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах»11.

Информация о работе Теоретико-методические основы межбюджетных отношений