Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия Стабилизационного фонда Российской Федерации, целесообразности его формирования, источников формирования, распределение средств Стабилизационного фонда РФ.
Для выполнения данной цели были решены задачи:
1. Рассмотрен Бюджетный кодекс РФ в части законодательных основ Стабилизационного фонда РФ (понятие, цели Стабфонда);
2. Исследованы экономические предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ;
3. Изучены Стабилизационные фонды других стран;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Стабилизационный фонд Российской Федерации……………………..5
1.1. Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ………………...5
1.2. Стабилизационные фонды других стран………………………………...9
Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного
Фонда РФ……………………………………………………………………….....11
Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ………………15
3.1. Распределение средств стабилизационного фонда РФ………………...18
3.2. Доходность Стабилизационного фонда РФ…………………………….21
Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных
денег России………………………………………………………………………23
Выводы и предложения ………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Имеются заказчики на эти ресурсы. Мировой спрос на энергоносители к 2030 году вырастет на 60% в сравнении с данным показателем 2000 года при прогнозируемом увеличении численности населения Земли с 6 млрд. до 8 млрд. человек.

Добыча нефти к 2030 составит в мире 320 млрд. баррелей в сутки. Потребуется вложения в 20 трлн. долларов. Ежегодно употребление нефти в мире будет увеличиваться на 1,4%, газа - на 1,7%, угля - на 1,6%.

Поэтому представляется целесообразным часть резервных средств страны перевести из денежной формы в материальную, то есть вложить их в те объекты и структуры, которые формируют будущее. Механизм подхода к инвестированию в развитие нефтегазового комплекса необходимо проработать с таким расчетом, чтобы «резервные» деньги не смешивались с бюджетными средствами и другими имеющимися ресурсами в стране.

Главная опасность - дополнительная инфляция в стране из-за вбрасывания в экономику и социальную сферу «лишних» денег. Как этого избежать или, в крайнем случае, свести неблагоприятные последствия к минимуму? Здесь нужно говорить, в первую очередь, об инвестировании «длинных» денег, то есть вкладывать средства в такие инвестиционные проекты, которые как бы замораживают их на длительные сроки, изымают из народнохозяйственного оборота и, таким образом, не разгоняют инфляцию.

Вложение средств в развитие нефтяной и газовой промышленности предопределяет использование долгосрочных инвестиций, то есть тех самых «длинных» денег. От начала работы по освоению новых нефтегазовых месторождений до получения из них продукции проходит 7-8 лет на наземных месторождениях и 10-12 лет на шельфе.

Кроме того, крупные средства потребуется вложить в инфраструктуру новых районов освоения нефтегазовых ресурсов. Это транспортное развитие таких регионов: железные и автомобильные дороги, аэродромы, причалы, электрические мощности и линии электропередачи, социальная инфраструктура - города, поселки, вахтовые поселки для привлечения и закрепления кадров.

Нефтяная и газовая индустрии - капиталоемкие и материалоемкие отрасли. Нужно дорогостоящее оборудование, строительная техника, специальные транспортные средства, платформы для бурения скважин и эксплуатации промыслов на шельфах, трубопроводы и т.п.

Конечно, самым простым для связывания инвестиционных денег, учитывая необходимость сдерживания инфляции, было бы потратить их на закупку всего необходимого для освоения нефтегазовых ресурсов за рубежом. В том числе на: новейшее буровое оборудование, оборудование для промыслов, компрессорных и насосных станций, буровые платформы и т.д. Но нужно развивать и собственную машиностроительную и трубную промышленность. Поэтому здесь потребуется провести необходимые инфляционные расчеты и определить пропорции вложения средств в собственное машиностроение и другие отрасли, работающие на нефтегазовую сферу, и проведение закупок за рубежом.

Центробанк и Минфин, в ответ на критику в их адрес о замораживании средств и неправильном использовании имеющихся ресурсов ссылаются на законы, которыми и определяется, как хранить и использовать такие средства.

Но ведь не все понимают, что в последние годы в России исполнительная и законодательная власти практически срослись, причем исполнительная власть диктует парламенту свои проекты законов, а те, как правило, все это спокойно и аккуратно принимают. Оппозиции не видно и не слышно, а если нужно что-то принять быстро, по указанию президента страны, то работают депутаты быстро, невзирая на каникулы и выходные. Так что, если будет политическая воля президента и правительства, по принятию какого-либо экономического решения то любые законы будут изменены в нужные сроки.

Следует также обратить внимание на реализацию бюджетных планов и статей в России, так как осуществляются они не очень последовательно и строго. Счетная палата выявила недостатки исполнений федерального бюджета в 2006 году. Недопоступление отдельных налоговых и неналоговых доходов, по сравнению с законодательно утвержденными показателями, по данным палаты, составило 61,5млрд. рублей. Недовыполнение расходов федерального бюджета составило 159 млрд. рублей.

Может возникнуть вопрос, а что, кроме нефтегазового комплекса, у нас в стране нет других сфер и направлений вложения капитала, с расчетом на устойчивое развитие в будущем и, тем самым, создание определенного «фонда будущих поколений»? Резервные источники не стоит распылять по многим направлениям экономического и социального развития страны, для этого существуют традиционные бюджетные средства.

Кроме нефтегазового комплекса, как «кормильца» страны и доминанты ее экономического и политического влияния на международной арене, в настоящее время и на обозримую перспективу следовало бы из централизованных резервных источников направить определенные средства на образование – как основу развития интеллектуального потенциала страны, и сельское хозяйство – как главную составляющую обеспечения безопасности страны – полное удовлетворение населения отечественными продуктами питания.

Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году будет направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития– на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ– Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям–130 млрд. руб.; Инвестфонд–90 млрд. руб.

У российского гражданина возникает вопрос, в чью пользу будут потрачены народные деньги, отданные в управление корпораций? Однозначного ответа никто не дает, но, во всяком случае, трудно в этих тратах найти рациональное зерно прекрасного будущего, стабилизации и процветания народа и страны. Скорее всего, их «перетрет» государственная машина чиновничьего аппарата.

 

 

Выводы и предложения

 

Стабилизационный фонд Российской Федерации создан на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 96.1 БК РФ Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

На основании статьи 96.3 БК РФ средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. руб.

Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год.

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» Правительство РФ вправе направлять в 2007 году средства Стабилизационного фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации.

Сейчас очень важным становиться вопрос об использовании средств стабилизационного фонда.

В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно — в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

Сейчас самым приоритетным, самое эффективным направлением использования средств Стабилизационного фонда - это  финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт //Вопросы экономики, 2006, №2,с.28-45.
  3. Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая. Неравные части стабфонда // Ведомости, № 241 (2015), 20 декабря 2007
  4. http://www.minfin.ru/ru/stabfund
  5. Ольга Кувшинова. Хорошо сохранился // Ведомости, № 239 (2013), 18 декабря 2007 г.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»
  7. Павленко Г.С. Стабилизационный фонд //Проблемы местного самоуправления, № 19, 2007 г.
  8. Возняк В.Я. Как лучше использовать резервные деньги России // Проблемы местного самоуправления, № 24, 2009 г.
  9. www.admportal.tula.ru/catalog/4126.aspx
  10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"
  11. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год"
  12. ПРИКАЗ от 22 мая 2006 г. N 158 «Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ»
  13. ПРИКАЗ от 22 мая 2006 г. N 157 «Об утверждении нормативной валютной структуры средств Стабилизационного фонда РФ»

 

 

  1. Информационное сообщение об остатках на счетах по учету средств Стабилизационного фонда РФ пресс-службы Минфина России
  2. Отчет о результатах проверки формирования, использования и  управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации в 2005 году в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном казначействе и Банке внешнеэкономической деятельности СССР
  3. «Политический журнал» №15-16 (158-159) 21 мая 2007

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств