Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия Стабилизационного фонда Российской Федерации, целесообразности его формирования, источников формирования, распределение средств Стабилизационного фонда РФ.
Для выполнения данной цели были решены задачи:
1. Рассмотрен Бюджетный кодекс РФ в части законодательных основ Стабилизационного фонда РФ (понятие, цели Стабфонда);
2. Исследованы экономические предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ;
3. Изучены Стабилизационные фонды других стран;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Стабилизационный фонд Российской Федерации……………………..5
1.1. Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ………………...5
1.2. Стабилизационные фонды других стран………………………………...9
Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного
Фонда РФ……………………………………………………………………….....11
Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ………………15
3.1. Распределение средств стабилизационного фонда РФ………………...18
3.2. Доходность Стабилизационного фонда РФ…………………………….21
Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных
денег России………………………………………………………………………23
Выводы и предложения ………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

    1. 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
    2. 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
    3. 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
    4. 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации [15].

Счетная палата РФ 24 мая 2007 г. включила в план проверок на этот год проверку расходования средств Стабилизационного фонда в 2006 г. Об этом заявил на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой зампред Счетной палаты Александр Семиколенных. По мнению Счетной палаты: средства Стабилизационного фонда расходуются нецелесообразно. "Деньги там лежат без движения, то, что при этом наше государство еще и заимствует деньги - это мы не одобряем", - подчеркнул А. Семиколенных [16].

Счетная палата уже предлагала различные варианты инвестирования средств из Стабилизационного фонда. Она считает, что деньги, накопленные государством, необходимо инвестировать.

Стерилизуемая Стабилизационным фондом денежная масса является одним из основных факторов сдерживания инфляции. Средства фонда разрешено тратить на два приоритетных направления - покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату внешних долгов. Так, правительство собирается в ближайшие несколько лет погасить долг в 43 миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов. Средства, необходимые для этого, будут изыскиваться в том числе и из Стабилизационного фонда.

При использовании средств Стабфонда на цели инвестирования существует три варианта. Первый - за границу, то, что делала Норвегия, пользуясь дивидендами зарубежных инвестиций. Но Норвегия с населением в два раза меньше, чем в Москве, с дешевой электроэнергией, для России, в данном случае, не самый лучший пример еще и потому, что тогда, 20 лет назад, финансовый рынок мировой был стабилен. Сегодня идет перманентный валютно-финансовый глобальный кризис. Устойчивых, высоконадежных ценных бумаг нет. Какой будет курс доллара послезавтра, никто не знает. Рынок ценных бумаг находится в фазе турбулентного, такого хаотического и кризисного состояния. И возникает другая альтернатива - инвестировать в нашу страну. Здесь тоже есть два варианта. Государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов, в обустройство 2 миллионов беспризорников. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помочь частному бизнесу. Мобилизовать инвестиционные ресурсы.

Чтобы сравнить эффективность этих направлений расходов - за границу вкладывать или в развитие своей страны, можно сопоставить следующее. Сейчас Америка дает 40% мировой наукоемкой продукции. Это локомотивы экономического роста, где темпы не 3-4%, а 30-40% в год. При этом одну четверть американского хай-тека дают бывшие российские специалисты, уехавшие за рубеж. Россия сегодня дает полпроцента мирового рынка высокотехнологической продукции. Получается, что российские специалисты за рубежом производят в несколько раз больше высокотехнологической продукции, чем вся наша страна, все, работающие здесь. Почему? Потому что здесь не создается условий. Поэтому самое приоритетное, самое эффективное направление использования средств стабфонда - это наука, образование и здравоохранение.

 

 

 

 

 

 

3.2 Доходность Стабилизационного фонда РФ

Расчетная доходность Стабфонда с начала операций по его размещению (с 24 июля 2006г.), взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,75% годовых в долларах США.

Расчетная доходность от размещения средств Стабфонда на счете в долларах составила 6,23% годовых, на счете в евро - 3,62% годовых, на счете в фунтах стерлингов - 5,52% годовых. Курсовая разница от переоценки остатков средств на данных счетах с 15 декабря 2007г. по 31 января 2008г. составила 2,53 млрд. руб.

При этом расчетная сумма дохода от размещения средств фонда с 15 декабря 2007г. по 30 января 2008г. составила 1,17 млрд. долл., что эквивалентно 28,63 млрд. руб. Данные средства будут перечислены в Резервный фонд (рис. 1).

На 30 января 2008г. совокупный объем Стабфонда составил 3 трлн. 851,8 млрд. руб., что эквивалентно 157,38 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте на 30 января составили 66,85 млрд. долл., 50,95 млрд. евро и 7,7 млрд. фунтов стерлингов.

 

Рисунок 1 – Распределение средств Стабилизационного фонда

Совокупный объем Резервного фонда на 31 января 2008 г. составил 3 трлн. 069 млрд. руб., или 125,4 млрд. долл. Остатки средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте составили 56,43 млрд. долл., 38,21 млрд. евро и 6,31 млрд. фунтов стерлингов.

Объем Фонда национального благосостояния на 31 января составил 782,8 млрд. руб., или 31,98 млрд. долл. Остатки средств на счетах фонда в иностранной валюте составили 10,42 млрд. долл., 12,73 млрд. евро и 1,39 млрд. фунтов стерлингов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных денег России

В советское время мы часто использовали для сравнения своего развития народнохозяйственные показатели 1913 года (лучшего предвоенного года развития царской России). Считалось, что уровня экономического развития царской России 1913 года Советский Союз достиг к 1936 году, или за 18 лет советской власти. Нужно учесть, что в этот период были годы войны, иностранной интервенции, гражданской войны, полнейшей разрухи народного хозяйства, гибели населения, военного коммунизма - их необходимо вычесть из периода созидательного развития - и отчет следовало бы вести где-то с 1922 года. Тогда остается 14 лет на восстановление отдельных разрушенных производств царской экономики и построения социалистической экономики, хотя многие экономисты считают, что официально заявленные руководством СССР достижения 1936 года были, мягко говоря, завышены.

Как же обстоят дела в настоящее время, с победой нового общественного строя? Считается, что Россия в текущем году вышла на основные экономические показатели 1990 года, то есть, если считать новый отчет с 1992 года (так как 1991 год был годом полного безвластия, и ни о каком развитии в этот период речь не идет), то получается, что на становление нынешней экономики, уже капиталистической, ушло 15 лет. Таким образом, примерно данный период соответствует продолжительности зарождения и прохождения первого этапа социализма в СССР, хотя с учетом мирного перехода власти и отсутствия гражданской войны в конце двадцатого века данный период должен бы быть значительно короче.

Основное наше развитие началось уже после 2000 года и во многом связывается, в настоящее время, с правлением президента В.В. Путина. Сейчас перед Россией стоят задачи созидательного развития, обеспечения высоких темпов экономического роста страны и достижение социального благополучия граждан. Для решения этих задач имеются объективные предпосылки, на одной из них мы и остановимся в данной статье.

Любое экономическое и социальное развитие, будь-то страны, отрасли, региона или семьи основывается на той объективной посылке, что часть заработанного необходимо откладывать на «черный день» и свое дальнейшее развитие. В противном случае будет самоедство, топтание на месте и, в конечном счете, даже уменьшение того, что было, из-за старения, ветхости имущества, отставания в научно-техническом развитии, как основы любого развития.

Важным фактором развития страны является создание и наращивание финансовых ресурсов страны, а также их правильное использование. Как же у нас обстоят дела с этим вопросом? Нужно сразу отметить, что ряд обстоятельств способствовали тому, что накопление таких ресурсов проходило в последние годы прямо таки стремительными темпами, и здесь мы достигли больших успехов.

Теперь рассмотрим более подробно, как Россия наращивала свои финансовые резервы. Нужно отметить, что почти 2/3 в экспорте страны занимает экспорт нефти и газа (включая продукты переработки нефти).

До повышения цен на нефть и газ в 1998-1999 годах объем экспорта составлял около 75 млрд. долларов, затем при первом повышении цен в 2000 году (начало правления президента В.В. Путина) он сразу вырос на 40% и в 2000-2002 годах составлял около 105 млрд. долларов в год. Затем с 2003 года началось ежегодное и значительное повышение экспортных цен, и соответственно объем экспорта подскочил в 2003 году до 136, в 2004 году-до 305 млрд. долларов. Таким образом, за 7 лет объем экспорта увеличился в 4 раза, а приток валюты в страну на 230 млрд. долларов в год.

При этом экспорт почти вдвое превышал импорт, и положительное сальдо внешней торговли с 2005 года значительно превысило 100 млрд. долларов. Такой приток валюты вызвал огромный рост резервных валютных фондов, находящихся в распоряжении Центробанка (золотовалютные резервы) и Правительства (стабилизационный фонд и профицит бюджета), суммарный размер которых недавно превысил 500 млрд. долларов (более половины валового продукта страны). По этому показателю Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии.

Кроме того, многократно вырос объем федерального бюджета, куда поступает подавляющая часть валютных налогов, прежде всего, налог на экспорт. Объем федерального бюджета с 18 млрд. долларов в 1998-1999 годах вырос до 240 млрд. долларов в 2006 году, то есть увеличился за семь лет в 13 раз.

Таким образом, можно отметить, что стране очень повезло в результате сложившейся после 2000 года конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей, и она получила большой шанс сделать «прорыв» в свом социально-экономическом развитии.

И многое сделано за последние 7 лет, решение наболевших экономических и социальных проблем не только было сдвинуто с «мертвой» точки, но и по некоторым направлениям удалось существенно продвинуться вперед (например, реализация 4-х национальных проектов, в том числе в области образования).

Но подавляющая часть выгод от использования нефтегазовых ресурсов пошла либо на формирование чрезмерных неработающих резервов государства, к тому же ежегодно обесценивающихся из-за повышенной инфляции и увеличение курса рубля по отношению к другим валютам, либо на проедание средств по линии бюджета.

Эти средства не пошли сколько-нибудь заметной долей на обновление безнадежно устаревших основных фондов, не сформирована рыночная инфраструктура инвестиций - фонды «длинных денег», не создан рынок капитала, обеспечивающий прилив огромных средств из традиционных отраслей в новую экономику, тем самым мы не вложили средства в свое будущее.

В настоящее время основная доля российских золотовалютных резервов вложена в государственные облигации благонадежных стран, в первую очередь такой страной является США. А действительно ли можно считать США вполне благонадежной страной в этом отношении?

Стоит вопрос и так: зачем нам продолжать скупать доллары, тем самым финансировать экономику США, когда у нас имеются собственные серьезные задачи по развитию экономики и социальной сферы, на которую требуются крупные финансовые вложения?

Многие экономисты в нашей стране и зарубежном все больше склоняются к мнению, что золотовалютные резервы целесообразно эффективно разделить на фонд будущих накоплений «инвестиционный» и каждой стране разработать стратегию и правила инвестирования таких средств.

В отдельных странах мира получают развитие фонды национального богатства. В Норвегии в 1990 году учрежден Государственный нефтяной фонд, в который стекаются нефтедоллары и часть резервов национального ЦБ. первую прибыль он начал приносить в 1996 году, и в настоящее время объем его средств превышает 323млрд долларов - это крупнейший в Европе государственный фонд.

В расчете на одного норвежца получается более 60 тыс. долларов. У российского Стабилизационного фонда подушевой показатель - менее 1 тыс. долларов.

Вернемся к источникам нашего государственного богатства и зададимся вопросом: «Что дает обществу освоение и использование минерально-сырьевых ресурсов?». В мире за последние 20-30 лет разработаны и успешно реализованы подходы к интеграции задач освоения минерально-сырьевой базы с решением широкого круга социально-экономических задач.

А как в России? Да можно сказать, что такой связи и не прослеживается. Полученные от ТЭКа деньги распределяются через бюджет на различные направления развития и просто «проедаются».

В то же время следует отметить, что в нефтегазовой сфере в настоящее время далеко не все обстоит благополучно и можно сказать, что обстановка ухудшается сегодня и реальные перспективы не очень впечатляют.

Нефтяная промышленность вышла в положение хронического отставания, добыча нефти уменьшается примерно на 1,5% в год. В текущем году со снижением с начала года идет и добыча газа. Новые проекты реализуются медленно, нахватает инвестиционных средств, нужно думать, а чем заполнять строящийся крупный нефтепровод в Восточной Сибири на Дальний Восток и в Китай, крупный газопровод через Алтайский край в Китай?

В то же время, потенциальные ресурсы нашей страны по нефти и газу огромны. Россия занимает одно из ведущих мест в структуре мировой нефтегазовой системы, имея до 12% мировых запасов нефти и до 30% газа. Ее суммарный углеводородный потенциал составляет более 343 млрд. тонн условного топлива, в то числе более 90 млрд. тонн условных запасов, около 221 млрд. тонн ресурсов и более 32 млрд.тонн накопленной добычи.

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств