Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 01:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия Стабилизационного фонда Российской Федерации, целесообразности его формирования, источников формирования, распределение средств Стабилизационного фонда РФ.
Для выполнения данной цели были решены задачи:
1. Рассмотрен Бюджетный кодекс РФ в части законодательных основ Стабилизационного фонда РФ (понятие, цели Стабфонда);
2. Исследованы экономические предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ;
3. Изучены Стабилизационные фонды других стран;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Стабилизационный фонд Российской Федерации……………………..5
1.1. Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ………………...5
1.2. Стабилизационные фонды других стран………………………………...9
Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного
Фонда РФ……………………………………………………………………….....11
Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ………………15
3.1. Распределение средств стабилизационного фонда РФ………………...18
3.2. Доходность Стабилизационного фонда РФ…………………………….21
Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных
денег России………………………………………………………………………23
Выводы и предложения ………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Стабилизационный фонд РФ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Фонды будущих поколений (Аляска, Кувейт, частично к этому типу относится фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного фонда

Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. Сложный для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда.

Управление и контроль средств Стабилизационного фонда РФ определяется в статье 96.4   Бюджетного   кодекса   Российской Федерации

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда.

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации. [1, гл. 13.1, ст. 96.4]

Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

  • путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
  • путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время (актуальность — май 2007) средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %[2]. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

Управление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд) может осуществляться:

    1. путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов (далее - разрешенная иностранная валюта) и ее размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте (далее - счета по учету средств Стабилизационного фонда). За пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда (далее - договор банковского счета);
    2. путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое должно представлять в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о размещении средств Стабилизационного фонда. При этом:

  1. в квартальном отчете по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября отражаются:
      • объем   приобретенной   разрешенной   иностранной    валюты    и разрешенной иностранной валюты, размещенной на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
      • расчетные     ставки     процентов     за    пользование    денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
      • расчетные суммы дохода за пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;
      • наименования и основные характеристики приобретенных за счет средств     Стабилизационного     фонда    долговых     обязательств иностранных государств;
      • доход,  полученный  от размещения средств Стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств по видам долговых обязательств иностранных государств;
  2. в годовом отчете, кроме    информации,    предусмотренной подпункте "а" настоящего пункта, отражаются:
  • сведения об остатках средств на счетах по учету средств 
    Стабилизационного фонда;
  • сведения о процентах, уплаченных за истекший год за пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда;

- годовой доход, полученный от размещения средств 
Стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств по видам долговых обязательств иностранных государств [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ

 

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену [1, гл. 13.1, ст. 96.1).

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

    1. путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
    2. путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации [6].

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств    на    валютных    счетах    в    Банке    России).    При    этом    согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

    1. долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
    2. долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторе Сервис» (Moody’s Investors Service);
    3. долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
    4. долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
    5. долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро- для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд.      фунтов      стерлингов для     долговых      обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
    6. долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах) [12]:

  1. Минимальный срок - 0,25;
  2. Максимальный срок - 3

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре [13]:

  1. Доллар США - 45 %
  2. Евро - 45 %
  3. Фунт стерлингов - 10 %

Утвержденная Минфином России нормативная валютная структура средств фонда обеспечивает минимизацию влияния высокой волатильности международных валютных рынков на финансовые результаты размещения его средств. Данное соотношение валют соответствует текущей тенденции снижении веса доллара США и увеличении веса других валют при формировании иностранными центральными банками своих валютных резервов. В то же время доллар также будет сохранять важную роль в мировой экономике, и его рано сбрасывать со счетов.

В настоящее время в целях повышения эффективности размещения средств Стабилизационного фонда Минфином России проводится анализ целесообразности дополнения перечня иностранных    валют,    в    которые    могут    быть    инвестированы    средства Стабилизационного фонда.

По состоянию на 1 марта 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 2 708,85 млрд. рублей, что эквивалентно 103,55 млрд. долларов США. Указанный объем средств соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Стабилизационного фонда в рублях и иностранной валюте по состоянию на конец предыдущего дня, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на эту дату. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2007 г. составили [14] :

44,31 млрд. долларов США;

34,60 млрд. евро;

5,19 млрд. фунтов стерлингов Соединенного  королевства.

 

3.1 Распределение средств стабилизационного фонда РФ

Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:

    • на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;
    • на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

В соответствии с законодательством РФ средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год [1, гл. 13.1, ст. 96.3].

В начале 2006 г. Счетной палатой была проведена проверка по вопросам формирования и использования Стабилизационного фонда Российской Федерации и по вопросам эффективности размещения средств Стабилизационного фонда.

По результатам проверки Счетной палаты работы Стабилизационного фонда в 2005 г. было определено, что механизм, обеспечивающий юридическую безопасность средств Стабилизационного фонда при их инвестировании в долговые обязательства иностранных государств не утвержден, и по этому операции по управлению средствами Стабилизационного фонда не проводились.

Информация о работе Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств