Совершенствования системы бюджетирования и финансового планирования в ООО «Дарлинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, целью курсовой работы является проведение анализа и изучение формирования системы бюджетирования и финансового планирования в коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретической базы бюджетирования и финансового планирования;
- анализ финансового состояния предприятия;
- анализ существующей системы бюджетирования ООО «Дарлинг»
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования и финансового планирования ООО «Дарлинг»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рассматриваемой темы 5
1.1. Сущность, принципы и цели финансовго планирования 5
1.1.1. Стратегическое планирование 7
1.1.2. Бизнес-планирование 9
1.1.3. Бюджетирование 11
1.2. Роль анализа в процесе бюджетирования 14
1.3. Роль анализа в процессе планирования 20
Глава 2. Анализ системы бюджетирования и финансового планирования на примере ООО"Дарлинг" 30
2.1. Краткая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ системы бюджетирования на предприятии 31
2.3. Анализ финансового планирования на предприятии 36
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы бюджетирования и финансового планирования в ООО «Дарлинг» 51
Заключение 62
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-вторая редакция.docx

— 131.56 Кб (Скачать файл)

Бюджетирование  – это основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего повышения  ответственности руководителей  различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурами. Бюджетирование предполагает стимулирование не за единовременный финансовый результат (который чаще всего может обернуться большими потерями в будущем), а за вклад  в повышение финансовой устойчивости всей компании. Причем премирование чаще всего вообще не связано с бюджетированием, а базируется лишь на достигнутых  показателях качества продукции  и работы. Куда важнее роль бюджетирования в обеспечении контроля за всеми  видами затрат, за которые может  нести ответственность конкретный руководитель, в установлении так  называемого контроля снизу. Все  необходимые ограничения отслеживаются  и обеспечиваются самим исполнителями, которые в случае необходимости  должны «найти внутренние резервы», чтобы  конечный результат соответствовал установленным лимитам и нормативам затрат.

В условиях глобального дефицита инвестиционных ресурсов не менее важно определить, куда нужно вкладывать деньги в первую очередь. Бюджетирование помогает выбрать  наиболее перспективные сферы приложения инвестиций [16, стр. 96].

Кроме того, бюджетирование позволяет сделать  предприятие «финансово прозрачным», а потому более привлекательным  для внешних инвесторов. В Российской Федерации для подавляющего большинства  предприятий острой проблемой является обилие приватизированной собственности и неумение эффективно управлять ей. Бюджетирование позволяет определить неэффективные активы, от которых предприятию необходимо избавиться. Наследство старой системы хозяйствования таково, что многие производственные процессы, технологии, оборудование, здания и сооружения, без которых хозяйственная деятельность в прошлом была немыслима, сегодня выступают в качестве фактора неконкурентоспособности. Поэтому бюджетирование является основой для осмысленного принятия управленческих решений по вопросам реструктуризации предприятия, оптимизации его структуры капитала (активов).

Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволяет решить проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств  и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи [29, стр. 125].

При постановке бюджетирования важно не просто понимать общее назначение финансового планирования для принятия управленческих решений, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия призвано обеспечить бюджетирование. Прежде всего  имеются в виду задачи, соответствующие  главным целям компании. Назначение бюджетирования при принятии управленческих решений во взаимосвязи с некоторыми главными целями предприятия показано в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Назначение бюджетирования во взаимосвязи с  главными целями фирмы

Главные финансовые цели

Наиболее вероятные значения показателей

Некоторые задачи бюджетирования в  компании

Быстрорастущий бизнес

Рост объемов продаж в сопоставимых ценах более чем на 20% в год

Контроль за дебиторской задолженностью.

Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных  кредитов.

Контроль за состоянием ликвидности  компании.

Высокорентабельный бизнес

Обеспечение нормы чистой прибыли  в размере 25%

Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных  видов бизнесов (продуктов, проектов).

Установление лимитов затрат и  норм расходов с целью их последующего сокращения.

Определение оптимального соотношения  «цена – объем продаж».

Быстрорастущая стоимость компании

Увеличение стоимости акционерного капитала на 100% в год

Контроль за доходностью общих  активов компании.

Сравнительный анализ динамики массы  нераспределенной прибыли по видам  деятельности.


 

Итак, внедрение системы бюджетирования на предприятии позволит руководству:

  • получить возможность прогнозирования состояния предприятия, организовать регулярный контроль над процессами;
  • повысить уровень информированности – аналитичность, оперативность, полноту, точность;
  • усилить связь стратегии развития компании и ее годовых планов;
  • ввести в практику регулярный контроль и анализ выполнения плановых показателей, анализ причин отклонения факта от плана;
  • увеличить глубину координации служб Управления и структурных подразделений предприятия;
  • документально регламентировать процесс разработки планов, контроля их исполнения;
  • повысить финансовую прозрачность предприятия;
  • повысить инвестиционную привлекательность предприятия.

Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе принятия управленческих решений. Причем эта роль зависит  от различных особенностей предприятия. К особенностям можно отнести  отраслевую принадлежность, размер компании и т.п.

В то же время, несмотря на имеющиеся отраслевые и иные особенности, бюджетирование крайне важно для системы управления предприятием любой отрасли.

В целом, в результате изучения теоретических  вопросов бюджетирования можно сделать  ряд выводов.

Во-первых, бюджет  - это финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются.

Соответственно, бюджетирование – это процесс  разработки сводного и частичных  бюджетов предприятия и контроля за их исполнением. это технология финансового  планирования, учета и контроля доходов  и расходов, получаемых от бизнеса  на всех уровнях управления, которая  позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Во-вторых, внедрение бюджетирования на предприятии  приводит к упрощению системы  управления, планирования и контроля за деятельностью всех организации  и ее отдельных подразделений.

При этом на каждом предприятии выделяются различные  виды бюджетов. Некоторые из них  составляются регулярно, другие лишь в  отдельных ситуациях. Но наиболее результативной системы бюджетирования можно добиться, лишь разрабатывая все бюджеты в  их совокупности.

 

1.3. Роль анализа в финансовом  планиовании

Как составление бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа, можно даже сказать, что  основой планирования является экономический  анализ. При составлении плана  используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.

В основе планирования лежат  в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том  числе моделирование, используются все типы моделей.

Особенно важен экономический  анализ при составлении плана  производства, при исследовании и  анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового  плана и финансовой стратегии.

Метод факторного анализа.

Целью экономической деятельности предприятия всегда является некий  результат, который зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Очевидно, что, чем более детально будет  изучено влияние факторов на величину результата, тем точнее и достовернее  будет прогноз о возможности  его достижения. Без глубокого  и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить  резервы производства, обосновать бизнес-план и принять управленческое решение. Факторным анализом, по определению, является методика, включающая в себя единые методы измерения (постоянного  и системного) факторных показателей, комплексного изучения их воздействия  на величину результативных показателей, теоретические принципы, лежащие  в основе прогнозирования.

Различают следующие типы факторного анализа:

  • анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);
  • прямой и обратный;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамичный;
  • ретроспективный и перспективный.

Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния факторов в  том случае, когда результативный показатель может быть представлен  в виде произведения, частного или  алгебраической суммы факторов. [34, с.528]

Корреляционный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). Например, производительность труда на разных предприятиях при  одном и том же уровне капиталовооруженности  может зависеть и от других факторов, воздействие которых на этот показатель предсказать сложно.

При прямом факторном анализе  исследование ведется от общего к  частному (дедуктивным способом). Обратный факторный анализ осуществляет исследование от частных, отдельных факторов, к  обобщающим (способом индукции).

Одноступенчатый факторный  анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной  ступени) подчинения без их детализации  на составные части. Например, у=А·В. При многоступенчатом факторном  анализе проводится детализация  факторов А и В: разделение их на составные элементы с целью изучения взаимозависимостей.

Статический факторный анализ применяется при изучении влияния  факторов на результативные показатели на соответствующую дату.

Динамический – представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике.

Ретроспективный факторный  анализ изучает причины изменений  результативных показателей за прошлые  периоды, перспективный - прогнозирует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

  • отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;
  • определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
  • разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;
  • расчет влияния различных факторов на изменение величины результата;
  • показателя и сравнение этого влияния;
  • составление прогноза на основе факторной модели.

С точки зрения воздействия  на результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, факторы  делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные  и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.

Внутренними называют факторы, на которые предприятие может  воздействовать. Им должно уделяться  наибольшее внимание. Однако внешние  факторы (конъюнктура рынка, инфляционные процессы, условия поставок сырья, материалов, их качество, стоимость и др.), безусловно, отражаются на результатах работы предприятия. Их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних факторов и обеспечить более достоверный  прогноз развития производства.

Объективные факторы не зависят  от воли и желаний людей, (в договорах  для обозначения этих факторов используют термин – непреодолимая сила; это  может быть стихийное бедствие, неожиданная  смена политического режима и  т.п.). В отличие от объективных  субъективные причины зависят от деятельности отдельных людей и  организаций.

Общие факторы характерны для всех отраслей экономики. Специфическими являются те, которые действуют в  условиях отдельной отрасли или  предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности  отдельных предприятий и сделать  более точную оценку их деятельности.

Постоянные и переменные факторы различают по сроку воздействия  на результаты производства. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно  на протяжении всего исследуемого периода (отчётного периода, производственного  цикла, срока жизни товара и т.п.). Воздействие же переменных факторов – разовое, нерегулярное.

К экстенсивным относятся  факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного  показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья  скота, количества рабочих и т.д.

Интенсивные факторы характеризуют  качественные изменения в процессе производства, например, повышение  урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.

Факторы разделяют также  на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс  измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние  отдельных факторов характеризуют  качественно (больше – меньше, лучше  – хуже).

Информация о работе Совершенствования системы бюджетирования и финансового планирования в ООО «Дарлинг»