Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения на территории города Красногорск и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
Предмет исследования – система социальной защиты населения.
Задачи , решаемые в работе:
- рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России ;
- охарактеризовать систему социальной защиты населения города Красногорска;
- предложить пути совершенствования системы социальной защиты населения города Красногорска.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть 5
1.1 Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения 5
1.2 Современная система социальной защиты 7
1.3 Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения 8
Раздел 2. Аналитическая часть 12
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования 12
2.2 Анализ категорий граждан, нуждающихся в социальной защите 14
2.3 Характеристика управления социальной защиты населения муниципального образования 15
2.4 Анализ организационной структуры управления социальной защиты населения 20
2.5 Анализ основных направлений деятельности управления социальной защиты населения 22
2.6 Анализ финансирования социальной защиты населения 25
2.7 Анализ выполнения программ по социальной поддержке социально уязвимых групп 27
Раздел 3. Проектная часть 34
3.1 Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов 34
3.2 Организация срочного социального обслуживания 38
3.3 Развитие системы социальных служб для незащищенных и слабо защищенных групп населения. Семейные воспитательные группы 41
Раздел 4. Экономическая часть 47
Заключение 51
Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения - курсовая.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

Социальный паспорт  избавит граждан от необходимости  многократного посещения различных организаций социальной сферы, будет способствовать эффективному обмену социальной информацией в регионе между госорганами, повысит доступность получения информации о проходящих мероприятиях, событиях, проектах в области культуры.

         Защита детей – одна из самых  главных задач на уровне муниципального  управления. Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальных центрах социальной защиты населения семейной воспитательной группы ( СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представление  о семейных ролях, традициях, нравственных и культурных ценностях, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ дает возможность ребенку в теплой семейной обстановке пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в  случае не возможности возврата , он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме.5

 

 

 

 

 

Раздел 2. Аналитическая  часть

2.1 Социально-экономическая  характеристика муниципального  образования

 

Площадь: Площадь Красногорского района составляет 22 тысячи гектаров. Озелененные площади в Красногорском районе составляют 60%, в том числе лесной фонд - 55%.

Население: Постоянное население района составляет 150,25 тысяч человек, трудоспособного возраста – 96,56 тысяч человек, или 64,3%. Миграционный прирост трудоспособного населения – 570 человек. Экономика: В экономике района было занято 37,8 тысячи человек, из них 26 тысяч - в материальном производстве. Основу экономики Красногорского района составляет промышленность. В промышленности занято 13,3 тыс. человек. Из них 85% работают на крупных и средних предприятиях. Количество работающих в промышленности увеличилось по сравнению с 2002 годом на 700 человек. Средняя заработная плата в промышленности за 2006 год увеличилась на 18% и составила 12642 руб. в месяц .

В сельском хозяйстве района в 2006 rоду количество занятых – 971 человек. Среднемесячная заработная плата составила 8886 рублей (по Московской области – 5113 рублей).

Строительство: В 2006 году в населенных пунктах района одновременно строилось более 40 многоэтажных жилых домов. За счет всех источников финансирования введено в действие 133 тыс кв. м благоустроенного жилого фонда. За год в строительстве в целом освоено более 2 млрд руб.

Дороги и  транспорт: Особенность Красногорского района является недостаточная плотность дорожной сети, не со всеми территориями района есть удобная связь. Радиальное направление ярко выражено имеющимися шоссейными магистралями, но почти полностью отсутствуют поперечные дорожные направления, что негативно сказывается на условиях жизни населения. Из года в года проблемным вопросом остается развязка Волоколамского и Ильинского шоссе.

Правопорядок: В 2006 году зарегистрировано 1544 преступления, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период 2002 года (1389). Треть всех раскрытых преступлений совершена неработающими, четверть – иногородними гражданами.

Спорт: В районе культивируется более 30 видов спорта. Физкультурой и спортом занимаются около 10 тыс. человек. Ежегодно проходят около 100 спортивно-массовых мероприятий и соревнований. Работают 4 спортивные школы (две из них олимпийского резерва – по хоккею с мячом и баскетболу). В районе функционируют три спортивных клуба «Зоркий» – хоккейный, волейбольный, футбольный

Связь: Плотность основных телефонных аппаратов в Красногорском районе в 2006 году составила городской телефонной связи: на 100 жителей – 32,2 (Московская область – 26,8); на 100 семей – 77,3 (Московская область – 67,6); сельской телефонной связи: на 100 жителей – 10,0 (Московская область – 11,4).

Образование: В Красногорском районе в 27 образовательных учреждениях работают 1007 учителей и 664 воспитателя. Из них имеют высшую квалификационную категорию 267, первую – 309 педагогических работников.

Культура: Объем бюджетных средств, выделенных на культуру, составил в 2006 году 2,6% от расходной части бюджета муниципального образования «Красногорский район». На 1 января 2006 года в сети муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования Красногорского района – 49 учреждений, в которых работают свыше 500 человек.

Крупнейшие  компании (налогоплательщики): СП "ТИГИ Кнауф", "Москоу Кантри Клаб", ЗАО "Бецема", МЖК "Росинка", СО УДП РФ, "ТИГИ-Кнауф-Маркетинг", "Автоцентр КАМАЗ", "ТИГИ-Рихтер", ООО "Валентина", АОЗТ "Никольское", "Красногорскмежрайгаз".

2.2 Анализ  категорий граждан, нуждающихся в социальной защите

 

Из 64 тысяч лиц пенсионного  возраста, проживающих в Красногорском  районе, 23 тысяч состоят на учете  в органах социальной защиты населения  и нуждаются в социально-бытовой помощи. Из них 40 процентов нуждаются в материальной помощи, каждый второй - в социальных услугах. И это понятно. Положение пожилых людей усугубляется такими факторами, как ухудшение состояния здоровья, одиночество, утрата привычного социального статуса.

На территории района проживает 51300 жителей. Количество жителей льготных категорий составляет - 14684 человек (29% от общего числа жителей района). Из них: 653 - участники и инвалиды ВОВ, 1559 - ветераны войны (труженики тыла), 739 человек - одинокие пенсионеры, состоящие на обслуживании на дому в ЦСО «Тверской», 6075 - инвалиды 1, 2,3 группы6.

По состоянию на 1.01.2007 г  всего  в Красногорском районе состоит на учете, как нуждающиеся  в социальной поддержке 4 641 семья7. Категории стоящих на учете в процентном отношении от общего количества состоящих на учете приведены на рис. 2.1.

рис. 2.1 Диаграмма распределения  категорий населения, состоявших на учете в органах социальной защиты населения в муниципальных образованиях

в 2006 году ( в % от общего числа )

На решение проблем граждан старшего поколения направлена деятельность 6 муниципальных учреждений и подразделений, представляющих социальные услуги пожилым людям.

В 2006 году услугами различных  отделений центров социального  обслуживания воспользовались более 7,9 тысяч человек; 11 тысяч пожилых и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания, обслуживались отделениями социального и социально-медицинского обслуживания на дому; 5,2 тысяч пенсионеров и инвалидов получили срочную социальную помощь, 2,6 тысяч воспользовались услугами бытового характера.8

Таким образом, различные  виды поддержки получили более 26,1 тысяч  человек, а потребность в различных формах социального обслуживания удовлетворена на 82,0 процента.

2.3 Характеристика  управления социальной защиты населения муниципального образования

УСЗН осуществляют административное и методологическое руководство подчиненными им органами и учреждениями социальной защиты населения, контроль за их деятельностью и обеспечивают, в пределах своей компетенции, проведение единой государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов и других нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории соответствующего административного округа. Деятельность УСЗН осуществляется в тесном взаимодействии с другими органами исполнительной власти, а также с общественными, благотворительными, коммерческими и другими организациями.

Основными задачами УСЗН являются9:

  • осуществление государственной политики в области социальной защиты граждан, проживающих на территории округа;
  • участие в разработке проектов программ по социальной поддержке, а также проведение организационных мероприятий по их реализации;
  • организация работы и контроль за деятельностью органов и учреждений социальной защиты населения округа по назначению, перерасчету и выплате пенсий, пособий, установленных компенсаций, доплат и других социальных выплат, социальному и материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных граждан, медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов;
  • анализ состояния социальной защиты населения и прогнозирование путей ее развития;
  • обеспечение контроля за правильным и единовременным применением органами и учреждениями, расположенными на территории административного округа, законодательства по вопросам социальной защиты населения, оказание им правовой и методической помощи.

УСЗН Крансогорского района является структурным подразделением администрации Красногорского района. Управление осуществляет реализацию Законов РФ и нормативных актов местного самоуправления по социальной защите населения, руководство работой по обеспечению единой социальной политики, координацию и взаимодействие с учреждениями социальной направленности, обеспечение прав граждан в сфере социальной защиты в Крансогорском районе  Московской  области10.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными территориальными органами государственной власти и местного самоуправления.

Управление создается  на основании распоряжения главы района, подотчетен администрации района , и министерству социальной защиты населения Московской области.

В своей деятельности Управление  руководствуется Конституцией РФ, Указами Президента, постановлениями  и распоряжениями Правительства РФ, Правительства Московской области, нормативно-правовыми актами главы Управы, Приказами, инструкциями вышестоящих органов социальной защиты.

Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и другие печати, штампы структурных подразделении. Управление может создавать, выступая учредителем, по согласованию с администрацией города обособленные структурные подразделения как с правом юридического лица, так и без такового, образуя в комплексе с ним единую систему социальной защиты населения на территории своего округа.

  На основании Законов  РФ, нормативных актов Совета депутатов, администрации, по вопросам социальной защиты населения Управление создает систему социальной защиты, способной комплексно решать социальные проблемы населения района.

Функции Управления социальной защиты администрации Красногорского района следующие11:

          А.   В области организационной  работы.

  • управление организует свою деятельность и деятельность других структурных подразделений на основании планов ( годовых, квартальных, ежемесячных), предусматривающих комплексное решение своих задач;
  • организует паспортизацию категорий населения и формирование информационных баз “Адресная социальная помощь” в целях анализа социально-экономического состояния населения, планирования и прогнозирования деятельности Комитета, подведомственных учреждений;
  • организует прием граждан, анализирует письма, обращения, жалобы, заявления граждан с целью решения обозначенных ими проблем, совершенствования работы с населением;
  • осуществляет взаимодействие и координацию деятельности структурных подразделений, в целях эффективности оказания практической помощи социально незащищенным категориям населения;
  • информирует главу администрации по вопросам своей деятельности, готовит статистическую, бухгалтерскую и другую отчетность;
  • осуществляет анализ деятельности структурных подразделений, подведомственных учреждений;
  • информирует население района о деятельности Управления социальной защиты населения и подведомственных учреждений;
  • ведет справочно-кодификационную работу систематизации действующего законодательства по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения;
  • обеспечивает внедрение автоматизированных технологий;
  • организует учебу кадров, аттестацию, изучает и обобщает опыт работы.

        Б. В области социальной защиты, управление социальной защиты12:

  • обеспечивает реализацию действующего законодательства РФ по социальной защите населения;
  • разрабатывает целевые комплексные мероприятия и предложения в городские и окружные программы по социальной защите;
  • развивает сеть учреждений и служб комплексного социального обслуживания и реабилитации отдельных категорий населения;
  • развивает направления, формы, виды и географию социального обслуживания;
  • совместно с Центром, подведомственным управлению, организует адресную материальную, срочную ( в виде продовольственных и промышленных товаров, талонов на питание и т.д.);
  • направляет инвалидов на медицинское освидетельствование в лечебные учреждения и медико-социальную экспертизу для выявления медицинских показаний на обеспечение спецавтотранспортом, оформляет документы на их получение;
  • способствует решению вопросов обеспечения протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации;
  • оформляет и выдает выплатные документы на выплату компенсаций, установленных законодательством РФ;
  • содействует созданию рабочих мест для инвалидов, организаций специализированных предприятий для инвалидов, развитию надомного труда, профобучению и переквалификации;
  • содействует созданию служб по обслуживанию одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов отделениями социальной и специализированной помощи;
  • оказывает содействие в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • осуществляет совместно с другими заинтересованными ведомствами (образованием, здравоохранением, органами опеки и попечительства, внутренних дел и др.) необходимые меры по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, нормализации семейных отношений, устройству безнадзорных детей;
  • взаимодействует с негосударственными структурами, оказывающими благотворительную и социальную помощь нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам;
  • осуществляет координацию, методическое руководство и контроль над деятельностью подведомственных учреждений.

       Управление социальной защиты  имеет право13:

  • Принимать участие в разработке федеральных, региональных и межмуниципальных нормативных документов, программ и мероприятий социальной защиты населения.
  • Выходить в окружные, городские, областные органы, общественные и благотворительные организации вопросами о предоставлении социально незащищенным семьям и управлениеьным категориям граждан льгот, пособий, компенсаций, кредитов, ссуд и др.
  • Разрабатывать и утверждать смету расходов, средств, выделенных на социальную защиту населения округа, осуществлять контроль за их исполнением.
  • Руководить работой подведомственных учреждений социальной защиты населения. Контролировать состояние учета и отчетности в подведомственных учреждениях.
  • Запрашивать и получать информацию от комитетов, ведомств, управлений, управлениеов администрации округа, общественных организаций, предприятий для выполнения возложенных на комитет задач и функций.
  • Вступать в гражданско-правовые отношения с любыми государственными, иными организациями, отдельными гражданами.

Информация о работе Совершенствование организации работы с льготными категориями. Составление социальных паспортов