Наблюдение: понятие процедуры, ее назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование правового регулирования наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников. В первой главе рассмотрен следующий аспект: дано понятие процедуры наблюдения, обозначены основания и последствия введения наблюдения. Во второй и третьей главах основное внимание было уделено правовому положению должника и временного управляющего в ходе наблюдения, а также рассмотрены содержание и завершение процедуры наблюдения.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятия, основания и последствия введения наблюдения 4
1. 1.Понятия и основания введения наблюдения 4
1.2. Последствия введения наблюдения.……………………………………………………6
Глава 2 Правовое положение должника и временного управляющего 7
2.1. Правовое положение должника в ходе наблюдения 7
2.2 Правовое положение временного управляющего 9
Глава 3. Содержание и завершение наблюдения..……………………………..12

3.1 Содержание наблюдения.……………………………………………….12

3.2 Завершение наблюдения.……………………………….………………14
Заключение.………………………………………………………………………16
Список источников…..….……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему наблюдения понятие процедуры, ее значение .docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Кафедра

«Антикризисное  Управление» 
 

Реферат 

     По  курсу«Правовые основы проведения процедуры       банкротства» 

     На  тему:    «Наблюдение: понятие процедуры, ее         назначение» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 

Оглавление

Введение3

Глава 1. Понятия, основания  и последствия введения наблюдения4

        1. 1.Понятия и основания введения наблюдения4

    1.2. Последствия введения наблюдения.……………………………………………………6

Глава 2 Правовое положение  должника и временного управляющего 7

    2.1. Правовое положение должника в ходе наблюдения7

    2.2 Правовое положение  временного управляющего 9

Глава 3. Содержание и завершение наблюдения..……………………………..12      

       3.1 Содержание наблюдения.……………………………………………….12 

       3.2 Завершение наблюдения.……………………………….………………14

Заключение.………………………………………………………………………16

Список источников…..….……………………………………………………….17

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Основной  целью любого государства является обеспечение стабильного экономического роста и устойчивости экономической  системы. Достижение этой цели осуществляется при помощи различных приемов  и методов государственно-правового  регулирования.

       Банкротство - это иногда единственный правовой способ ликвидировать организацию с долгами или реструктурировать долги, избегая при этом уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения задолженности, с дальнейшим полным восстановлением организации. Так как известно, что при введении процедуры банкротства перестают начисляться штрафы, пени, приостанавливается исполнительное производство.

     Процедура наблюдения наиболее часто подвергается неправомерному использованию и  захвату контроля над организацией, в частности в целях передела собственности или устранения конкурентов.

     Целью работы является исследование правового  регулирования наблюдения как процедуры  несостоятельности (банкротства) и разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве).

       Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников. В первой главе рассмотрен следующий аспект: дано понятие процедуры наблюдения, обозначены основания и последствия введения наблюдения. Во второй и третьей главах основное внимание было уделено правовому положению должника и временного управляющего в ходе наблюдения, а также рассмотрены содержание и завершение процедуры наблюдения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ  И ПОСЛЕДСТВИЯ  ВВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ 

     
    1. Понятие и основания введения наблюдения

     Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством  совокупность мер в отношении  должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

     По  мере развития законодательства о несостоятельности  растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее  управление, санацию и мировое  соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)»  содержал положения о четырех  процедурах банкротства - наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении1.

     Процедура наблюдения - институт российского  законодательства о несостоятельности (банкротстве), появившийся с принятием  Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и регламентирующий вопросы несостоятельности. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 года. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 года показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

     Практика  применения порядка и оснований  введения процедуры наблюдения, регламентированных Законом о банкротстве 1998 года, показала необходимость изменений такого порядка и таких оснований.

     Легальное определение понятия «наблюдения» законодатель дает в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве  к должнику в целях обеспечения  сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния  должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов.

     Цель  наблюдения - сохранить в неприкосновенности активы должника и, по возможности, увеличить  их за счет взыскания дебиторской  задолженности, а кроме того, максимально  способствовать обоснованному принятию главного решения: банкротить должника или нет2.

     Согласно  ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» основными задачами законодатель определил обеспечение  сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве до назначения реорганизационных, оздоровительных или ликвидационных процедур; выяснение имущественного состояния должника и возможности  восстановления его платежеспособности; максимальное обеспечение баланса  прав и интересов должника и кредиторов, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов3.

     Стадия  наблюдения позволяет определить дальнейшую судьбу должника и, соответственно, выбрать  дальнейшую процедуру (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение)4.

     Основанием  для введения процедуры банкротства (несостоятельности) является наличие  признаков банкротства.

     Признаки  банкротства определены в Законе о банкротстве. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     Важно отметить, что Законом о банкротстве установлен ряд случаев, когда процедура наблюдения вообще не применяется. Например, такое возможно согласно ст. 228 Закона о банкротстве в отношении отсутствующего должника.

     Кроме того, Закон устанавливает и специальный порядок, например, для должника, который находится в стадии добровольной ликвидации. К такому должнику подлежит применению процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве. В соответствии со статьей 225 о банкротстве должник признается банкротом и в отношении его вводится процедура конкурсного производства. Такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление либо внешнее управление, в отношении ликвидируемого должника не вводятся5.

     Таким образом, можно сказать, что по российскому  Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество. 

     1.2 Последствия введения  наблюдения

     Введение  процедуры наблюдения влечет за собой  возникновение определенных правовых последствий. Статья 63 Закона о банкротстве  определяет правовые последствия введения в отношении должника процедуры  наблюдения.

     Эти последствия наступают с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения на специальном заседании по рассмотрению обоснованности требований кредиторов (если о банкротстве заявил кредитор либо уполномоченный орган) либо при принятии заявления о банкротстве (если заявитель - должник)6.

     Пункт 1 статьи 63 Закона о банкротстве устанавливает последствия.

          Порядок определен ст. 71 Закона и состоит в предъявлении требований к должнику и проверке их арбитражным судом. Обратим внимание, что данное правило касается только денежных требований, все остальные в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона могут быть предъявлены в суд и рассматриваются во внеконкурсном порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

     Применение  последствий может зависеть как от должника либо временного управляющего, так и от других субъектов. Поэтому в целях обеспечения наступления названных выше последствий арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона о банкротстве обязан направить определение суда о введении наблюдения в кредитные организации, с которыми должник связан договором банковского счета (они должны быть указаны должником в заявлении либо в отзыве на заявление), а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы7.

     Для участия в деле о банкротстве  срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве. 
 

     ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО 

     2.1 Правовое положение  должника в ходе  наблюдения

     Должник - юридическое лицо, оказавшееся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

     Денежное  обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.

     Обязательные  платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

     С учетом того, что процедура наблюдения является также и стадией подготовки дела к рассмотрению в рамках арбитражного процесса, логично, что ее введение и назначение временного управляющего не влекут за собой отстранения от должности руководителя должника. В  случае если он своими действиями препятствует временному управляющему выполнять  его функции, по ходатайству последнего арбитражный суд может отстранить руководителя от исполнения его обязанностей.

     Однако, в отличие от Закона о банкротстве 1998 года, полномочия руководителя не переходят  к временному управляющему. Выполнение этих функций руководителя суд возлагает  на лицо, представленное уполномоченным органом должника, при непредставлении  такой кандидатуры - на одного из заместителей бывшего руководителя, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника8.

     Статья 64 Закона о банкротстве устанавливает  ограничения, вводимые для должника в рамках наблюдения, и связанные  с этим обязанности.

     Ограничение прав учредителей должника и его  органов управления на этой стадии законодатель связывает с необходимостью обеспечить сохранность имущества9.

Информация о работе Наблюдение: понятие процедуры, ее назначение