Доходная и расходная части бюджета города Ижевска за 2007-2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона, на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
· были раскрыты содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их функции;
· была исследована структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы по имеющимся данным;
· были сделаны основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом и культурном развитии региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………...5
Понятие бюджета, муниципальные бюджеты. Функции местных бюджетов…………………………………………………………………...5
Доходная и расходная части муниципальных бюджетов………………13
Роль муниципальных бюджетов в развитии экономики и социальном обслуживании населения……………………………………………..…..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИЖЕВСКА…………………...….23
Краткая характеристика исследуемого образования - города Ижевска……………………………………………………………………23
Доходная и расходная части бюджета города Ижевска за 2007-2012……………………………………………………………..……….....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 102.71 Кб (Скачать файл)

В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих  органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно  меняется объем концентрируемых  в нем денежных средств, виды поступлений  в него, направления расходов и  т.п.

Бюджет — совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для  осуществления общих задач государственных  и муниципальных образований  и выполнения функций соответствующих  органов власти и самоуправления.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса (БК РФ) бюджет—это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Сконцентрированные в  бюджете средства предназначены  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, утверждается государственным собранием, имеет силу закона.

Функции бюджета:

1. Перераспределение национального  дохода и ВВП;

2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3. Финансовое обеспечение  социальной экономики;

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Местное самоуправление —  обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также  являются важным компонентом обеспечения  жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это  централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением  которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

 

    1. Доходная и расходная части местных бюджетов

 

Доходная часть местных  бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам.

Закрепленные доходы (собственные) — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты (налог на имущество предприятий — региональный налог).

Регулируемые доходы — совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

В состав местных налогов  и сборов входят:

Земельный налог

·  Земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

·  Земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;

·  Доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

·  Возмещение потерь сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

·  Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

1.  Налог на имущество физических лиц (13%);

2.  Налог на рекламу (5%);

3.  Налог на наследство или дарение (ставки налога указаны в законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения");

4.  Местные лицензионные сборы;

5.  Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:

·  Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

·  Доходы от продажи земли;

·  Доходы от продажи квартир гражданам;

6.  Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

К числу главных регулируемых доходов местных бюджетов относятся  отчисления:

1.  От налога на добавленную стоимость;

2.  От акцизов;

3.  От налога на прибыль (доход) предприятий;

4.  От подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в  зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его  собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами местных  органов власти, но и в повышении  из заинтересованности в мобилизации  средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Расходная часть местных  бюджетов наиболее ярко отражает последствия  экономических и социальных процессов в стране.

Главные стороны деятельности местных органов власти – разработки и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства  и улучшению благоустройства  населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения.

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно – коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач  социально-экономического развития территорий.

 

    1. Роль муниципальных бюджетов в развитии экономики и социальном обслуживании населения.

 

Главным направлением использования  средств местных бюджетов, как  уже было рассмотрено в расходной  части местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

Это расходы на:

- социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов,

-  жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

Следует отметить, что в  расходах консолидированного бюджета  Российской Федерации на:

-  жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,

-  на образование – 67%,

-  на здравоохранение и физическую культуру – 55%,

-  социальную политику – 49%,

-  культуру и искусство – 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного  хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского  хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи  – 40%.

Структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не одинакова  и зависит от объема хозяйства, непосредственного  географического расположения и  подведомственности его территориальным  органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как  основы для получения в будущем  собственных доходов.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь  учреждений народного образования  и здравоохранения. Поэтому в  расходах местных бюджетов значительно  преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.

Информация о работе Доходная и расходная части бюджета города Ижевска за 2007-2012