Бюджетный контроль на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы исследовать организацию бюджетного контроля на предприятии.
В связи с целями темы курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетного контроля на предприятии;
- рассмотреть экономическую сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием;
- изучить принципы, методы и функции бюджетного контроля;
- раскрыть организацию бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии;
- раскрыть теоретические аспекты организации системы бюджетирования и контроля в системе управленческого учета на примере ТОО «Крендель»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
5
1.1
Экономическая сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием
5
1.2
Принципы, методы и функции бюджетного контроля
8
1.3
Организация бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии
11
2
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЕНДЕЛЬ»
15
2.1
Характеристика предприятия и его учетная политика
15
2.2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
19
2.3
Организация системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель»
21
3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный контроль.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

5

1.1

Экономическая сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием

5

1.2

Принципы, методы и функции бюджетного контроля

8

1.3

Организация бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии

11

2

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЕНДЕЛЬ»

15

2.1

Характеристика предприятия и его учетная политика

15

2.2

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

19

2.3

Организация системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель»

21

3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Бухгалтерский баланс ТОО «Крендель» за 2009-2010 гг.

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2009 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2010 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы является актуальной, так как в современных условиях любое предприятие функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы бюджетного контроля на предприятии.

Объектом в курсовой работе является ТОО «Крендель».

Субъектом в курсовой работе является бюджетный контроля на предприятии.

Цель курсовой работы исследовать организацию бюджетного контроля на предприятии.

В связи с целями темы курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты бюджетного контроля на предприятии;

- рассмотреть экономическую сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием;

- изучить принципы, методы и функции бюджетного контроля;

- раскрыть организацию бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии;

- раскрыть теоретические аспекты  организации системы бюджетирования и контроля в системе управленческого учета на примере ТОО «Крендель»;

- провести характеристику предприятия и его учетная политика;

- проанализировать финансово - хозяйственную деятельности предприятия;

-  представить организацию системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель»;

- представить возможные пути совершенствования процесса бюджетирования и контроля исполнения бюджета на современных предприятиях в экономике Республики Казахстан.

Система бюджетного контроля на предприятии должна ориентироваться на обеспечение следующих основных параметров эффективности функционирования в современных условиях: на устойчивое положение компании на рынках; на своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и казахстанских рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе бюджетного контроля на предприятии.

В современных условиях бюджетный контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически эффективная система бюджетного контроля - это гарантия успешной деятельности компании.

Основой системы бюджетного контроля является информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Ключевой для системы бюджетного контроля является информация о степени управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений.

1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА                  ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Экономическая сущность и  значение бюджетного контроля  в                   управлении предприятием

 

Экономические реформы в Казахстане создали условия для повышения деловой активности экономических субъектов страны. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы финансового управления предприятием.

Термины «контроль с прямой связью» и «контроль с обратной связью» используются для пояснения того, какие результаты сравниваются. Контроль затрат и оценка эффективности работы руководителей тесно связаны между собой. Так, для целей управления затратами, фактические показатели сравниваются с плановыми и полученные отклонения служат не только средством оценки экономической эффективности использования ресурсов, но и показателем оценки работы менеджеров, отчего зависят премии, социальные выплаты, продвижения по службе.

С помощью контроля разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей. Поэтому система бюджетирования является одним из инструментов финансовой политики направленной на более эффективное управление организацией.

Ниже, представлены определения бюджетирования.

Бюджетирование - это управленческая технология, показатель качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям.

Бюджетирование - это формализованный процесс планирования, позволяющий установить базы отсчета для оценки фактических показателей функционирования деятельности организации.

Бюджеты и сметы используются для многих целей: не только способствуют планированию и координированию экономической деятельности, информируют о ней руководящий и управленческий персонал, но и служат средством контроля и стимулирования, основой оценки эффективности деятельности руководящего персонала.

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Отчетность об исполнении бюджетов (смет) является составной частью процесса бюджетирования. Однако следует иметь в виду, что универсальных, разработанных на все случаи деятельности и применяемых в любой организации рекомендаций не существует. Здесь следует исходить из теории непредвиденных обстоятельств в экономической жизни, исходящей из того, что все зависит от множества факторов и многочисленных ситуаций, которые требуют к себе постоянного внимания, изучения, анализа. Кроме того, деятельность крупных организаций все более усложняется, возникает необходимость фильтровать и сжимать бухгалтерские данные так, чтобы их можно проанализировать в более короткие сроки и экономить, таким образом, время руководителя – ценный ресурс управления.

В процессе бюджетирования реализуются не только функции планирования целевых показателей деятельности организации, но и функции контроля – наблюдение за выполнением плана и выявление возникших отклонений.

Контроль – это действие, которое способствует выполнению запланированных решений и представление оценки, обеспечивающей обратную связь.

Цель бюджетного контроля – совершенствование процесса принятия управленческих решений. Основным критерием для выбора контрольной системы в соответствии с ее целью является эффективность. Оценка эффективности в свою очередь, конкретизируется вторичными критериями: целевого соответствия и усилий.

Сравнение бюджетных и фактических результатов означает контроль с обратной связью, а сравнение желаемых результатов, то есть целей, с бюджетными – контроль с прямой связью. Для контроля с обратной связью требуется значение фактических результатов, которые будут известны тогда, когда события произойдет. Поэтому этот вид контроля носит ретроспективный характер.

Контроль с прямой связью, наоборот, ориентирован в будущее, его называют управлением с опережающей связью, так как с его помощью даются оценки ожидаемого результата к тому или другому моменту в будущем. Если эти оценки отличаются от запланированных показателей, то предпринимаются действия, направленные на то, чтобы свести возможные различия к минимуму.

Основная цель управления с опережающей связью, установить контроль до того, как возникнут какие-либо отклонения от требуемого результата. Возможные ошибки могут быть предотвращены, то есть, предпринимаются действия, чтобы избежать их. Для реализации управления с опережающей связью требуется наличие прогнозной модели с достаточно высокой степенью надежности прогнозирования будущих результатов, чтобы при использовании корректирующих мер не ухудшить ситуацию.

В отчетах об исполнении бюджета практически всегда есть статьи, на которые ответственные лица не могут оказывать влияние, достаточного, чтобы ими управлять, или, управление которыми разделено, или же в краткосрочном периоде они вообще неуправляемы. Это связано с неподконтрольностью статей бюджета в данный период.

В связи вышеизложенного, можно сделать вывод, что бюджет как   экономический прогноз: руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.

1.2 Принципы, методы и функции  бюджетного контроля 

 

Бюджетный контроль за правильностью заполнения бюджетных форм и достоверностью включенной в них информации осуществляется централизованно службой предприятия по экономическим вопросам. Она же осуществляет подготовку сводного бюджета и анализ предоставленной финансовой информации.

Бюджетный контроль осуществляется на основе целевых показателей и нормативов, устанавливаемых на бюджетный период. Эти показатели устанавливаются до начала бюджетного периода (на период 12 месяцев) и остаются стабильными на протяжении всего бюджетного срока.

При постановке бюджетного контроля необходимо следовать основным его принципам, представленным на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Принципы бюджетного контроля

 

Бюджеты (сметы) и отчеты об их исполнении являются одним из способов контроля деятельности центров ответственности. Отклонения, которые выявляются с помощью бюджетного контроля, считаются благоприятными, если полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, или неблагоприятными при обратной ситуации.

Важно понимать, что следует анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и все значимые отклонения. Значимость отклонений, с помощью бюджетного контроля, определяется с помощью различных подходов (методов), представленных на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Подходы (методы) бюджетного контроля

 

В виде абсолютной величины в денежном выражении значимость отклонений устанавливается по решению руководства организации. Главный недостаток такого подхода заключается в том, что абсолютная величина очень часто не отражает фактической значимости различий.

Подход к определению значимости отклонений в «процентах к бюджету» заключается в том, что для целей анализа величину отклонений определяют в процентах к бюджетным величинам. Например: подвергать детальному рассмотрению каждое отклонение, величина которого превышает 5% бюджетного значения. Этот метод легко осуществим на практике, но границы отклонений устанавливаются, как и в первом случае, произвольно, и поэтому надежность контрольных процедур, основанных на таких подходах, остается под вопросом.

Объективный метод определения значимости отклонений может представить статистика. Однако, статистический метод установления границ контроля требует значительных затрат и может использоваться в организациях, занимающихся производством продукции, при котором результаты деятельности носят повторяющийся характер.

Кроме перечисленных подходов (методов) определения значимости отклонений в последнее время нашел применение метод, основанный на профессиональном суждении специалистов-практиков (менеджеров).

Функциям бюджета на предприятии, может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Функции бюджета предприятия представлены на рисунке 3.

Информация о работе Бюджетный контроль на предприятии