Бюджетное регулирование и проблемы межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:12, доклад

Краткое описание

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
В РФ основными предпосылками формирования межбюджетных отношений являются наличие трехуровневой бюджетной системы, неравномерность социально-экономического развития территории и различия в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, предусмотренная Конституцией РФ гарантия равного доступа всех граждан к государственным и муниципальным услугам, обязательность компенсации дополнительных расходов или потерь доходов бюджетов, вследствие принятия решений бюджетом вышестоящего уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное регулирование и проблемы межбюджетных отношений в РФ.docx

— 21.90 Кб (Скачать файл)

* в разграничении доходных  источников между уровнями бюджетной  системы РФ. В этой части был  четко обозначен перечень налогов  и определены права различных  органов власти по их введению. Предполагалось, что распределение  поступлений от отдельных федеральных  налогов между федеральным бюджетом  и бюджетами субъектов РФ будет  производиться по единым базовым  нормативам, закрепленным в федеральном  законодательстве не менее чем  на три года, такой же порядок  устанавливался для местных бюджетов;

* в совершенствовании  методики формирования фонда  федеральной поддержки регионов  на основе сопоставления среднедушевых  налоговых доходов субъектов  РФ, скорректированных с учетом  объективно сложившегося уровня  удорожания бюджетных расходов.

Многие положения Концепции  нашли отражение в Налоговом  и Бюджетном кодексах РФ. Период, в котором проходила реализация Концепции, по праву можно считать  этапом построения федерализма.

В 2001 году одновременно с  завершением реализации Концепции  начался новый этап реформы межбюджетных отношений, направленный на повышение  ответственности региональных и  местных органов власти и управления за эффективное использование бюджетных  ресурсов, обеспечение равного доступа  граждан к бюджетным услугам  и социальным гарантиям, повышение  прозрачности финансовых потоков и  снижение конфликтов вокруг распределения  и использования бюджетных средств.

Базовым документом, определяющим начало нового этапа, следует назвать  Программу развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 августа 2002 года. Цель Программы заключалась в  формировании и развитии системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов РФ и местного самоуправления проводить самостоятельную налоговую политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Эта система призвана обеспечивать:

* экономическую эффективность  - создание долгосрочных стимулов  для органов власти субъектов  Федерации и местного самоуправления  проводить структурные реформы,  поддерживать конкурентную среду,  благоприятный инвестиционный и  предпринимательский климат, содействовать  росту доходов населения и  экономическому развитию соответствующих  территорий;

* бюджетную ответственность  - управление общественными финансами  от имени и в интересах населения  при максимально эффективном  использовании налоговых и иных  ресурсов соответствующих территорий  для предоставления бюджетных  (общественных) услуг, прозрачности  и подотчетности налогово-бюджетной  политики, сбалансированности всех  стадий бюджетного процесса, повышение  законодательно установленной взаимной  ответственности органов власти  разных уровней при выработке  и проведении бюджетной политики;

* социальную справедливость - выравнивание доступа граждан  независимо от места их проживания  к основным общественным услугам  и социальным гарантиям;

* политическую консолидацию - достижение общественного согласия  по вопросам распределения между  властями разных уровней налогово-бюджетных  полномочий, создание условий для  эффективного выполнения органами  власти субъектов РФ и местного  самоуправления своих функций,  содействие развитию гражданского  общества;

* территориальную интеграцию - обеспечение единства налогово-бюджетной  системы, предотвращение и смягчение  диспропорций регионального развития, упрочение территориальной целостности  страны.

Параллельно с федеративной реформой и реформой местного самоуправления в Российской Федерации в рамках предусмотренных основных мероприятий  Программы проходит изменение бюджетного законодательства. Принятие изменений  и дополнений в федеральные законы «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Бюджетный кодекс РФ позволило создать необходимую нормативную базу для коренного изменения межбюджетных отношений по всей вертикали бюджетной системы.

Примечательно, что впервые  за весь период существования Российской Федерации было принято решение  о законодательном определении  на федеральном уровне общих для  всей бюджетной системы принципов  и механизмов организации межбюджетных отношений, в том числе на уровне субъектов РФ и муниципальных  образований различных типов.

Так, Бюджетным кодексом РФ закрепляются:

- перечни налоговых доходов  для всех видов бюджетов;

- расходные обязательства  всех уровней государственной  власти и местного самоуправления;

- формы и условия предоставления  межбюджетных трансфертов, направляемых  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ, местных бюджетов.

Большое внимание в настоящее  время уделяется системе межбюджетных трансфертов, в основу построения которой  положено образование различных  фондов. При этом порядок образования  и распределения средств фондов должен утверждаться законодательно на долговременной основе, что позволит создать четкие «правила игры» для  всех участников межбюджетных отношений.


Информация о работе Бюджетное регулирование и проблемы межбюджетных отношений в РФ