Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Авторы работ по финансовому планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать причиной прекращения их деятельности.
Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового планирования, учебной литературы и проводимых исследований по данному вопросу, все перечисленное и предопределяет актуальность изучения выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Сущность, методы и виды внутрифирменного финансового планирования
1.1 Основные понятия финансового планирования, история его возникновения и развития
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2. Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования
2.1 Сущность процесса бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на предприятии
2.3 Основные проблемы при создании и внедрении системы бюджетирования
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Сущность, методы и виды  внутрифирменного финансового планирования

1.1 Основные понятия финансового  планирования, история его возникновения  и развития

1.2 Методы финансового  планирования и прогнозирования

1.3 Виды финансового планирования

2. Бюджетирование как инструмент  внутрифирменного финансового планирования

2.1 Сущность процесса бюджетирования

2.2 Организация бюджетирования  на предприятии

2.3 Основные проблемы при  создании и внедрении системы  бюджетирования

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Развитие рыночных отношений  в нашей стране, обострение борьбы за рынки сбыта, интеграция российской экономики в мировое экономическое  сообщество неизбежно ставят вопрос повышения конкурентоспособности  предприятий. Это может быть обеспечено только за счет четкого планирования их деятельности и быстрого реагирования на изменение условий функционирования.

Авторы работ по финансовому  планированию в основном сходятся во мнении, что недооценка планирования финансовой деятельности в компании и учета всех рыночных факторов может  привести к резкому снижению доходности, возможно к убыточности их функционирования и в конечном итоге может стать  причиной прекращения их деятельности.

Большое число публикаций в периодических изданиях по внутрифирменному планированию, в том числе по бюджетированию, как инструменту финансового  планирования, учебной литературы и  проводимых исследований по данному  вопросу, все перечисленное и  предопределяет актуальность изучения выбранной темы.

Таким образом, основной целью  данной курсовой работы является обоснование  необходимости использования финансового  планирования, а именно системы бюджетирования в процессе функционирования организации, как в долгосрочной перспективе, так и в текущей его деятельности.

Реализация основной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

  • рассмотреть основные понятия финансового планирования на предприятиях, место и значение финансового планирования в системе внутрифирменного планирования;
  • изучить историю его возникновения, развития и современное состояние на российских предприятиях, особенности организации планирования в условиях кризиса;
  • определить основные методы и виды внутрифирменного финансового планирования;
  • рассмотреть подробно создание и внедрение системы бюджетирования в компаниях;
  • проанализировать основные тенденции процесса бюджетирования на российских предприятиях в настоящее время;
  • оценить эффективность использования системы бюджетирования на российских предприятиях.

Теоретические основы внутрифирменного финансового планирования в достаточной  мере отражаются в учебной литературе таких авторов, как Ковалев В.В., Лихачева О.Н., Щуров С.А., Колчина  Н.В., Поляк Г.Б. и других. Труды  представленных авторов и были использованы при написании курсовой работы. Также  были использованы публикации известных  периодических изданий: журналы "Финансовый менеджмент", "Финансы", "Финансовый директор", "Экономический анализ: теория и практика" и другие.

1. Сущность, методы и виды внутрифирменного  финансового планирования

1.1 Основные понятия финансового  планирования, история его возникновения  и развития

Планирование является одним  из методов управления экономикой, который весьма активно и успешно  разрабатывался советскими учеными, а  потому в нашей стране в этой области  накоплен весьма немалый положительный  опыт. Планирование представляет собой  процесс разработки и принятия целевых  установок и определения путей  наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые  чаще всего в виде дерева целей, характеризуют  желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми  для данного уровня управления.

Необходимость составления  планов определяется многими причинами. Перечислим основные из них: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий  и другие1.

В любой компании разрабатывается  множество планов, однако основными  являются стратегический, производственный и финансовый. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов, сфер и направлений  развития компании, исходя из её потенциальных  ресурсных возможностей. Производственные планы составляются на основе стратегического  плана и предусматривают определение  производственной, маркетинговой, научно-исследовательской  и инвестиционной политики. В основе финансового планирования лежат  стратегический и производственный планы.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования2.

Финансовый план представляет документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий  её доходы и расходы. В процессе финансового  планирования:

  1. идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;
  2. устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;
  3. формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей3.

Авторы Лихачева О.Н. и  Щуров С.А. достаточно лаконично  обозначили что, финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия.

Цели финансового планирования зависят от выбранных критериев  принятия финансовых решений, таких  как максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности  владельцев компании и другие4.

Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование связано, с  одной стороны, с предотвращением  ошибочных действий в области  финансов, с другой – с уменьшением  числа неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового  планирования следующие:

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
  • выявление внутрихозяйственных резервов прибыли;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия и т.д.

Отечественная финансовая наука  выработала ряд принципов финансового  планирования.

  1. Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов.
  2. Целевая направленность – один из основных принципов организации управления финансами.
  3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.
  4. Координация финансовых планов заключается в том, что финансовые планы структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.
  5. Непрерывность и гибкость процесса планирования.
  6. Соответствие источников финансирования цели их привлечения.
  7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организации при финансовом планировании ее деятельности.

Объектом финансового  планирования организации служат:

    • выручка от продажи продукции;
    • прибыль и её распределение;
    • объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;
    • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка и т.д.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все  стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному  использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов5.

Профессор Ковалев В.В. в  своей работе выделяет шесть этапов финансового планирования:

1) анализ финансового положения  компании;

2) составление прогнозных  смет и бюджетов;

3) определение общей потребности  компании в финансовых ресурсах;

4) прогнозирование структуры  источников финансирования;

5) создание и поддержание  действенной системы управленческого  и финансового контроля;

6) разработка процедуры  внесения изменений в систему  планов (контур обратной связи)6.

Рассмотрение вопроса  об истории возникновения финансового  планирования позволит нам понять очень  важный момент, касающийся необходимости  появления этого процесса, а также  ознакомиться с мнением других авторов  относительно сущности финансового  планирования.

За основу возьмем работу автора Кулика О.С., в которой предложено 3 подхода к изучению истории возникновения  и эволюции финансового планирования: с позиции эволюции уровня знаний в менеджменте; с позиции этапов развития финансового менеджмента; с позиции развития экономики  России.

В рамках рассмотрения данного  вопроса мы будем придерживаться подхода с точки зрения развития экономики России. Финансовый план предприятия неразрывно связан с  макроуровнем, то есть определяется господствующей на конкретный момент времени экономической  ситуацией в стране. Первые два  подхода не учитывают это, рассматривая финансовое планирование только как  элемент финансового менеджмента. В подходе с позиции развития экономики этот недостаток устраняется.

В данном подходе дата становления  финансового планирования определяется моментом появления административно-командной  экономики7.

В условиях административно-командной  экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся  заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей8.

Переход от административно-командной  экономики к рыночной системе  хозяйствования ликвидировал существующую в стране систему долгосрочного  государственного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность в условиях непредсказуемости, стихийности экономики, а новые созданы не были. Финансовое планирование потеряло свою значимость и постепенно было забыто.

В работе авторов Кычанова Б.И. и Храповой Е.В отмечены положительные  и отрицательные моменты планирования в советской экономике. А именно, негативность была в жесткости устанавливаемых  сверху планов, которая сковывала  инициативу предприятий, лишая их самостоятельности. При этом сверху устанавливали десятки  показателей, правильность которых  можно было оценить лишь на местах (например, перечень производств, где  можно применять сдельную форму  оплаты труда).

Другой крупный недостаток – планирование от достигнутого уровня, что также не стимулировало использование  резервов9.

Профессор Кудров В.М. в труде "Крах советской модели экономики" доступно поясняет, что данный вид планирования позволяет хитроумным хозяйственникам на низовом уровне не раскрывать плановым органам все производственные возможности своих предприятий и легко "перевыполнять" план. Практически предприятия не заинтересованы в напряжённом плане, всячески скрывают свой производственный потенциал10.

Вместе с тем в советской  экономике был накоплен и ценный, положительный опыт планирования:

  • составление долгосрочных планов;
  • использование прогрессивных методов планирования, включая экономико-математические методы и модели;
  • разработка нормативной базы планирования и т.д.

Негативное отношение  к планированию в первые годы рыночных реформ постепенно сменилось признанием значимости планирования. В условиях роста конкуренции на международных  и внутренних рынках роль этой функции  управления постоянно повышается.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:

  • высокая степень неопределенности на российском рынке;
  • незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса и многие другие11.

Существенное число публикаций в периодической печати о финансовом планировании связано с особенностями  организации планирования в условиях кризиса. Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ провела исследование на тему, какие метаморфозы произошли с системами планирования в условиях кризиса. Было опрошено 16 топ-менеджеров российских компаний из разных регионов и отраслей. Среди этих компаний можно назвать ГК «ГазРезерв», кондитерское объединение «Любимый край», Магнитогорский металлургический комбинат, Сибэлектромотор, Генподрядная компания СТЭП, «Топливные системы», Ювелирная сеть «585» и другие.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент внутрифирменного финансового планирования