Экономико-финансовая характеристика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть организацию учета расчетов по социальному страхованию и социальному обеспечению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать экономико-финансовую характеристику рассматриваемого СПФ «Мнюто» ОАО «Глубокский МКК»;
- раскрыть теоретические принципы сущности и значения социального обеспечения;
- рассмотреть учет расчетов по социальному страхованию и социальному обеспечению и их совершенствование;

Содержание

Введение 2
1. Обзор литературы 4
2. Экономико-финансовая характеристика организации. 9
3. Сущность, роль и значение социального страхования и социального обеспечения. 22
4. Правовые основы и формы взаимоотношений организаций с Фондом социальной защиты населения. 32
5. Учет расчетов с Фондом социальной защиты населения и его совершенствование.
5.1. Синтетический и аналитический учет расчетов с Фондом социальной защиты населения. 46
5.2. Учет расчетов с Фондом социальной защиты населения при автоматизированной форме учета. 53
Заключение. 57
Список использованной литературы 59
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по Бу.docx

— 116.77 Кб (Скачать файл)

Анализ  различных фондов социального обеспечения  и выплат из них показывает, что  источником одних является необходимый  продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной  нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и  трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют  необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые  жизненные блага работнику в  период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно  связаны с затратами на воспроизводство  рабочей силы.

Иное  положение с выплатой пенсий. Это  выплаты нетрудоспособным гражданам.

До начала трудовой деятельности каждое молодое  поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С  начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это поколение  создает общественный продукт (необходимый  и прибавочный) во все увеличивающихся  объемах. Значительно увеличивается  часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального  богатства. Следовательно, каждое новое  поколение передает последующему значительно  больший объем национального  богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем  само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества [27, с.46].

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов  части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды  представляют собой зарезервированную  часть необходимого продукта, которую  работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

В нашей  стране право на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в  соответствии с Конституцией РБ гарантируется  различными формами социального  обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего 1 % от своего заработка. Не образуется заранее пенсионный фонд для будущих  пенсионеров и за счет государства. Фонды для обеспечения нетрудоспособных выделяются и используются ежегодно в процессе распределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают  ни необходимого, ни прибавочного продукта, и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого  пенсионного фонда является та часть  внутреннего валового и национального  дохода, которая создана прибавочным  трудом работающего поколения, то есть прибавочный продукт.

Важной  особенностью социального обеспечения  являются гуманные принципы его построения.

1. Всеобщность  — распространение социального  обеспечения при наступлении  нетрудоспособности по возрасту  или вследствие инвалидности  на всех трудящихся, без каких-либо  исключений и независимо от  пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм  ее оплаты. Принцип всеобщности  заключается в том, что он  распространяется на все категории  трудящихся: рабочих, служащих, колхозников,  военнослужащих, учащихся и других  граждан. Социальному обеспечению  подлежат все нетрудоспособные  члены семьи умершего кормильца:  несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные  жены (муж), отец, дед, бабушка и  некоторые другие [12, с.88].

2. Общедоступность  — условия, определяющие право  на ту или иную пенсию, доступны  для всех. Так, при средней продолжительности  жизни 70 лет право на пенсию  по старости возникает у мужчин  в возрасте 60 лет, а у женщин  в возрасте 55 лет, а для занятых  на тяжелых видах труда пенсионный  возраст для мужчин понижен  до 50 —55 лет, а для женщин —до  45—50 лет. Стаж, необходимый для  получения этой пенсии, установлен  для мужчин 25 лет, для женщин  — 20 лет, а занятых на тяжелых  работах — еще ниже. Следовательно,  всем, кто честно трудится, этот  стаж доступен еще задолго  до наступления старости.

3. Установление  зависимости размеров и форм  обеспечения от прошлого труда:  длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной  деятельностью. Этот принцип находит  свое отражение в социальном  обеспечении опосредованно, через  заработную плату, поскольку пенсии  и многие виды пособий исчисляются  от заработной платы.

4. Большое  разнообразие предоставляемых видов  обеспечения и услуг. Это пенсии  и пособия, трудоустройство, разнообразные  мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для  инвалидов и престарелых, обеспечение  мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и другие.

5. Демократический  характер организации и управления  проявляется в решении всех  вопросов социального обеспечения.  Особенно велика в этом роль  профессиональных союзов. Их представители  участвуют в работе комиссий  по назначению пенсий и в  работе врачебно-трудовых экспертных  комиссий, они принимают непосредственное  участие совместно с администрацией  в оформлении документов уходящих  на пенсию работников через  комиссии по пенсионным вопросам  при фабричных, заводских местных  комитетах профсоюза. Большую  работу по социальному обеспечению  трудящихся проводят постоянные  комиссии по социальному обеспечению  и здравоохранению местных органов  власти [1, с.63].

Социальное  обеспечение способствует постоянному  обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца  создают детям возможность учиться  и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное  законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более  тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих  отраслях народного хозяйства —  горной, металлургической, химической промышленности и т.д. Этой же цели способствует порядок выплаты пенсий по старости и других, при котором пенсионерам полностью сохраняется выплата пенсии.

Основным  источником финансирования территориальных  центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние  годы приходилось от 75 до 97 % общего объема финансирования. Другой источник — спонсорская помощь — от 0,7 до 25,0 %, третий — поступления в  качестве оплаты за социальные услуги — от 0,7 до 5,6 % . Спонсорская помощь во многом носит случайный характер и зависит от наличия в районе крупных прибыльных организаций  реального сектора экономики, а  также согласия администрации этих организаций поддерживать социальные учреждения.

С целью  применения более прогрессивных  методов обслуживания, расширения видов  услуг, регулирования порядка их предоставления с 2001 г. отделениями  социальной помощи на дому и другими  структурными подразделениями центров  социального обслуживания населения  осуществляется предоставление социальных услуг на платной основе.

Средства  Фонда образуются за счет:

обязательных  страховых взносов работодателей, работающих граждан, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия  «Белгосстрах» за лиц, получающих ежемесячные  страховые выплаты и пособия  по временной нетрудоспособности в  связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

обязательных  страховых взносов физических лиц, уплачиваемых ими самостоятельно;

обязательных  страховых взносов, уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими  предпринимательскую деятельность;

поступлений от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым  на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

доходов от капитализации средств Фонда;

добровольных  перечислений (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд;

других  поступлений (процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными  средствами Фонда, экономических санкций  и административных штрафов, налагаемых органами Фонда, и иных предусмотренных  законодательством поступлений) [23, с.94].

В свою очередь  средства Фонда используются на:

выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, оказание услуг по выплате пенсий и пособий;

выплату назначенных досрочно пенсий по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости  населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222);

выплату пособий по государственному социальному  страхованию (по болезни и временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением  ребенка, женщине, ставшей на учет в  медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на погребение);

оплату  ежемесячно предоставляемого по заявлению  матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня;

выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

оказание  материальной помощи нуждающимся пожилым  и нетрудоспособным гражданам;

страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения;

выплату взыскателям в качестве компенсации  недополученной суммы алиментов  в связи с простоем или иными  обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, с последующим возмещением Фонду  выплаченных сумм нанимателем;

финансирование  выплат на санаторно-курортное лечение  и оздоровление;

финансирование  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности Фонда и  его территориальных органов, в  том числе на финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения;

финансирование  иных выплат в соответствии с законодательством  о государственном социальном страховании.

Средства  Фонда имеют целевое назначение и не подлежат расходованию на нужды, не предусмотренные настоящим пунктом.

Использование средств Фонда осуществляется через  территориальные органы главного государственного казначейства Министерства финансов

Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений  выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно- территориальным устройством государства и т.д.

В расходы  бюджета включаются затраты на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и  правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) [6, с.57].

В современном  индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера  — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую  входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В Беларуси в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых  в народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые  предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим  фактором воспроизводства рабочей  силы и интенсификации производства.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом  развитии страны. Однако суммы бюджетных  ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего  бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так  и в денежном исчислении. Например, законодательством определено, что  для системы образования государственный  заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный  образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Информация о работе Экономико-финансовая характеристика организации