Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:22, реферат

Краткое описание

Проблема данной работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения».

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Необходимость и сущность Центрального банка 5
2. Банковская система РФ. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ. 8
3. Функции Банка России: их понятие, виды и условия их эффективного выполнения 11
4. Денежно-кредитная политика Центрального банка 17
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк государства функции и условия их эффективного выполнения.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

по курсу:  Организация деятельности центрального банка

 

на тему: «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка  V  курса

Специальность                                                                                                          

«Финансы и кредит»

…….

Проверил:

……………………….                                                            

 

 

 

 

 

Москва 2010 г.

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

       Для  своего реферата  я  выбрала   тему:  «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения»  потому,  что считаю  ее очень значимой в общей теме «Организация деятельности центрального банка».

 

Проблема данной работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения».

Вопросам темы посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

 

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данной работы. Дальнейшее внимание к вопросу о данной проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

 

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

 

Цель работы – рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, изучить банковскую систему РФ, денежно-кредитную политику Центрального Банка.

 

 

Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:

  • сущность Центральных банков;
  • функции и задачи Центральных Банков;
  • принципы организации и деятельности системы Банка РФ;
  • цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
  • денежно-кредитную политику Центрального банка;

 

По результатам исследования данной темы был вскрыт ряд проблем и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила мой выбор темы «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике данной темы, справочная литература, интернет ресурсы и прочие актуальные источники информации.

 

1. Необходимость и сущность Центрального банка

 

Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.1

Центральный банк является неотъемлемым элементом банковской системы, поэтому её реформирование невозможно без пересмотра целей, функций и задач, статуса центрального банка в экономической и банковской системах. Но невозможно в должной мере рассматривать правовой статус какого-либо институционального элемента экономической системы без глубокого понимания его экономической сущности, понимания тех изменений, которые обусловлены современными трансформационными преобразованиями в экономике и происходят в деятельности центральных банков. В конечном счёте, проблемы правового статуса, его закрепления в законодательстве должны опираться на понимание роли и значения центральных банков в экономике, вытекать из их экономической сущности. Поэтому представляется современным и актуальным обращение к этой проблеме. Определение правового и юридического статуса центрального банка должно следовать из его экономической сущности, а не наоборот.

С появлением центральных банков начинается формирование двух уровневых банковских систем, необходимость формирования которых обуславливается противоречивым характером рыночных отношений, требующим и свободы предпринимательства, распоряжения частными финансовыми средствами, и определенных элементов их регулирования. Кроме того, ослабление, а затем отмена жёсткой зависимости эмиссии банкнот от золотого запаса, их обеспечивающего, приводит к необходимости контролирования выпускаемой денежной массы, к регулированию денежного обращения. В дальнейшем изменения, происходящие в денежном обращении, вызывают потребность видоизменения роли и значения центрального банка, изменения используемых им инструментов регулирования. Все эти изменения функциональной роли центрального банка, вызванные преобразованием экономических отношений в сфере денежного обращения, влияет также и на возможности определения сущности центрального банка. У него появляются новые функции, причём эмиссионная функция (в основном это – монопольная эмиссия) становится не самой важной. На первый план выходит регулирующая функция.

Прежде чем сформулировать экономическую сущность центрального банка на современном этапе, следует учесть следующие обстоятельства:

  1. изменение функциональной роли центральных банков в связи с изменением экономических отношений, появлением новых факторов и параметров;
  2. необходимость обеспечения социально-экономических интересов гражданского общества;
  3. обеспечение развития реального сектора экономики, на что, в конечном итоге, и нацелена проводимая денежно-кредитная политика, обеспечивающая тем самым инвестиции в экономику;
  4. необходимость защиты интересов разных групп потребителей банковских услуг, что достигается через надзор и контроль над коммерческими банками, выполнение расчётной и иных функций.

Следовательно, экономическая сущность центрального банка в современной экономике заключается в том, что центральный банк представляется как совокупность функциональных и институциональных элементов, отражающее экономические отношения в обществе, связанные с обеспечением регулирующей роли центрального банка в денежно-кредитной и банковской системах, направленной на защиту социально-экономических интересов гражданского общества, экономических интересов различных экономических субъектов, связанных с получением и потреблением банковских услуг, развитием экономической системы и обеспечением устойчивого экономического роста.2

Институциональные элементы заключаются во внутренней структуре самого центрального банка, наличии и взаимодействии его различных подразделений. Функциональные элементы отражены различными инструментами и методами, различными операциями, которые центральный банк может использовать и осуществлять для решения поставленных перед ним целей и задач.

Сущность центрального банка двойственна с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной стороны, центральный банк осуществляет и валютное, и пруденциальное регулирование в денежно-кредитной системе. В этом качестве он выступает представителем всей банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства во многих банковских отношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а в конечном счёте – на состояние всей экономики страны, у него всегда есть возможность произвести эмиссию денег и тем самым увеличить денежную массу в обращении или, скажем, повысить резервные требования к банкам и таким образом повлиять на процентные ставки и на объём выдаваемых банками кредитов. В последнем случае происходит сокращение безналичного обращения и соответственно уменьшается рост денежной массы. Центральный банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежной массы в обращении, а значит, и на масштаб цен, который объективно складывается на рынке товаров и услуг.

Свойства центрального банка находятся в определённом сочетании. Законодательство может прибавить ему рыночных свойств и убавить свойства государственной структуры либо сделать всё наоборот. После этого остаётся ожидать, к чему приведёт такой эксперимент на практике.

Само по себе свойство центрального банка осуществлять перераспределение денег из денежно-кредитной в государственную финансовую систему – это инструментальное свойство. Всё зависит от использования этого свойства. Оно может использоваться и во благо, и во вред обществу. Во вред – когда государство действует в разрез с интересами общества, а центральный банк этому соответствует, и во благо обществу – когда центральный банк регулирует денежные потоки в интересах населения страны, расширения финансовых возможностей её развития с учётом всех принципов гражданского общества.3

 

2. Банковская система РФ. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ.

 

Эффективное функционирование любой системы, государственного органа, юридического лица возможно при их надлежащей организации в соответствии с основополагающими принципами, закреплёнными в действующем законодательстве, которые обусловлены стоящими перед ними целями и задачами.

Система Банка России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями, присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое.

Принципы системы Банка России можно определить как закреплённые в законе, безусловно, обязательные для исполнения всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения (создании и организации) и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов.4

 В литературе выделяют:

1.Конституционный принцип законности. Согласно этому принципу, Банк России и все входящие в его систему элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Непротиворечивость законодательства должна быть. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБР, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.

2. Принцип независимости Банка России – определён ФЗ. Согласно этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий (ст. 1 ФЗ). Банк России вправе обращаться в суды (ст. 6 ФЗ) за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБР или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.

3. Основные организационные принципы Банка России:

  • Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности (ст. 2 ФЗ): Уставный капитал и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.
  • Принцип централизации системы Банка России означает, что система Банка России действует таким образом, чтобы обеспечить реализацию государственной политики в кредитно-денежной и банковской сферах во всех регионах РФ под общим централизованным руководством ЦБР. Банк России наделён всей полнотой полномочий в этой сфере (регулирование, надзор, контроль). Деятельность всех главных территориальных управлений, входящих в систему Банка России, контролируется и направляется из единого центра, возглавляемого Председателем Банка России. Принцип централизации не исключает для денежно-кредитной политики возможность взаимодействия в части реализации со всеми остальными участниками этого процесса, от которых она зависит.
  • Принцип единства системы Банка России предполагает, что всем элементам системы Банка России присущи общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушения действующего законодательства. Единство системы означает также, что все её элементы руководствуются едиными правовыми нормами, закреплёнными в Федеральном законодательстве и т.д. Полномочия по сферам компетенции различны, но единство целей т.п. каждый элемент системы при необходимости может по распоряжению Банка России заменить другой, обеспечивая тем самым единство денежно-кредитной политики и банковской системы.
  • Принцип вертикальной структуры управления системой банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Председатель назначается Государственной думой по представлению Президента РФ. Нижестоящие подчиняются вышестоящим и не имеют горизонтальных связей подчинения местным органам власти.
  • Принцип коллегиальности управления всей системой Банка России вытекает из ст.12 – 18. совет директоров банка – коллегиальный орган управления. Национальный банковский совет также является коллегиальным органом.

Информация о работе Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения