Формирование системы управленческой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы внутрихозяйственной отчётности;
– изучить организационную структура предприятия;
– рассмотреть составление отчетности по уровням управления;
– изучить порядок построения управленческой отчётности в организации.
Для анализа было выбрано предприятие санаторно-курортного типа санаторий «Енисей».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Теоретические основы внутрихозяйственной отчётности ………………… 5
2. Формирование системы управленческой отчётности ……………………...17
2.1. Организационная структура предприятия………………………………...17
2.2. Составление отчетности по уровням управления………………………...22
2.3. Построение управленческой отчётности в организации ………………...32
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 15.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

4) аналитичность.  Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;

5) гибкость и  инициативность. Конкретный блок  информации должен отвечать вышеназванными принципами и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена;

6) полезность. Информация  должна привлекать внимание управляющих  к сферам потенциального риска  и объективно оценивать работу  менеджеров предприятия;

7) достаточная  экономичность. Затраты по подготовке  внутрифирменной информации не  должны превышать экономический  эффект от ее использования [11, c. 86].

Как правило, информация бухгалтерского управленческого учета  носит конфиденциальный характер и  требует защиты.

Необходимо рассмотреть также вопрос о взаимодействии и соотношении финансового, управленческого и производственного учета.

Бухгалтерский учет подразделяется на две части: финансовый и производственный, объектом которого выступают затраты и доходы организации. Аналитическая информация производственного учета используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же учете в основном собирается информация, не являющаяся коммерческой тайной организации, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям [6, c. 59].

Такое подразделение  бухгалтерского учета можно объяснить  тем, что в принципе вся система  бухгалтерского учета является составной  частью управленческой системы организации. Однако при использовании терминов «финансовый учет» и «производственный учет» основной упор делается на учетные процедуры. Управленческий же учет не ограничивается только учетными процедурами, а за счет других функций управления, по существу, превращает производственный учет в управленческий. Его данные содержат коммерческую тайну и в отличие от финансового учета используются исключительно внутри организации.

Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является учет затрат и доходов, необходимый как в финансовом, так и в управленческом учете. Общепринятые принципы финансового учета могут действовать также и в управленческом учете, поскольку руководители предприятий в своей деятельности не могут пользоваться исключительно непроверяемыми, субъективными оценками и мнениями. Кроме того, информация обеих подсистем используется для принятия необходимых управленческих решений, как на внешнем, так и на внутреннем уровне [8, c. 104].

Однако, несмотря на наличие объединяющих признаков, эти два вида учета существенно отличаются один от другого. Обобщенная характеристика управленческого учета и его отличия от финансового учета приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 –  Различия финансового и управленческого  учета

Квалификационные  признаки

Финансовый  учет

Управленческий  учет

Обязательность  ведения учета

Обязательно (ст. 18 Закона РФ «О бухгалтерском учете»)

Необязательно и зависит от решения руководителя

Главные потребители

Внешние

Внутренние

Цели ведения  учета

Состояние финансовой отчетности для внешних пользователей 

Обеспечение процесса управления внутри предприятия

Свобода выбора методов ведения учета

Ограничена  общепринятыми принципами ведения  бухгалтерского учета

Никаких ограничений.

Учетная система

Двойная запись

Любая удобная  система

Измерители

Денежные

Любые

Ориентация  во времени

Оценка прошлых  событий

Нацеленность  на будущее

Временной интервал

Год, месяц, квартал

Любой необходимости

Набор показателей

Определен точно. Относительные показатели используются незначительно

Набор определяется руководством самостоятельно

Объекты учета

Предприятие описывается  как единое целое

Центры ответственности

Источники информации

Данные учетной  системы предприятия

Любые источники

Степень надежности

Документально подтвержден, но его оценки не могут быть абсолютно точными

Приблизительные оценки

Степень открытости информации

Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев  заверяется независимыми аудиторами

Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер

Основные требования к информации

В большей степени  точность

В большей степени  оперативность предоставления

Формы представления  информации

Утверждены  Минфином России и центральными ведомствами

В произвольной форме

Степень ответственности

Руководители  несут административную и уголовную  ответственность

Дисциплинарную  ответственность несут менеджеры.

Базисная структура

Актив = Собственный  капитал + Обязательства

Зависит от запросов пользователей


 

Определение системы  управленческого учета – вопрос дискуссионный. Не существует какого-либо идеального определения, которое устраивало бы всех специалистов в этой области. Мнение авторов при понимании управленческого учета разняться.

Так, по мнению Национальной ассоциации бухгалтеров США, управленческий учет есть «процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов.

В книге «Управленческий  учет» под редакцией А.Д. Шеремета приводится такое определение: «Управленческий  учет – подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной  организации обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации [30, c. 41].

Созвучное определение  дает в книге «Бухгалтерский управленческий учет» М.А. Вахрушина: «Управленческий  учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации целом, а также её структурных подразделений» [13, c. 57].

«Учетно-информационную»  направленность управленческого учета  подчеркивают О.Е. Николаева и Т.В. Шишкова: «Управленческий учет охватывает все виды учетной информации для  внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием».

По мнению М.М. Стажковой, «Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной  деятельности в необходимых аналитических  разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Следует отметить, что официального определения управленческого  учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации, нет. И по мнению М.М. Стажковой это правильно, поскольку организация управленческого учета – внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения.

Цель управленческого  учета – помочь управляющим в  принятии эффективных управленческих решений – реализуется в его  задачах:

  1. формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;
  2. планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
  3. исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
  4. анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;
  5. обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
  6. формирование информационной базы для принятия решений;
  7. выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия [14, c. 84].

В отличие от финансового учета, правила ведения  которого в соответствии с законом  Российской Федерации «О бухгалтерском учете» определяются четырёхуровневой системой нормативного регулирования, управленческий учет подобной регламентации не подтвержден. Менеджмент каждой коммерческой организации имеет собственную целевую направленность, в связи с чем построение системы управленческого учета становится для нее своеобразным ноу-хау. В этих условиях роль государства сводится лишь к оказанию методической помощи организациям.

Необходимо  отметить, что в последние годы существенную работу по становлению и развитию управленческого учета в российских организациях проводит Министерство торговли и экономического развития, а также Министерство финансов Российской Федерации. Предполагается дальнейшая организационная работа в этом направлении – создание отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета затрат и калькулирования. При желании предприятия смогут воспользоваться ими.

Основные пользователи информации управленческого учета  – высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей оно получает:

  • интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период;
  • материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений;
  • плановые и прогнозные показатели на предстоящий период [7, c. 59].

Руководители  структурных подразделений формируют  оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции  о деятельности организации и  ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.

Из этого  следует, что основными объектами  управленческого учета являются расходы и доходы предприятия, а  также результаты как сопоставление  доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяют такие объекты учета, как «центры ответственности» и система внутренней отчетности.  

2. ФОРМИРОВАНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

2.1. Организационная  структура предприятия

 

Проведём анализ на основании санатория «Енисей». Санаторий «Енисей» функционирует с 1986 г., расположен на живописном берегу Великой сибирской реки, в честь которой он был назван. Среди великолепных сосен нашли свой приют незатейливые, но очень уютные корпуса, в которых отдыхают и восстанавливают свое здоровье жители Красноярского края и других регионов России. Санаторий «Енисей» традиционно пользуется популярностью как место отдыха и лечения.

Санаторий «Енисей» в полной мере можно назвать комплексным хозяйством, в состав его входят: два спальных корпуса на 500 мест, коттеджи на 160 спальных мест, лечебный корпус на тысячу посещений в день, открытый и закрытый плавательные бассейны с морской водой, клуб, столовая с актовым залом на 400 мест и тремя залами для питания на 840 посадочных мест, библиотека, киноконцертный зал, гараж на 25 автомобилей, котельная производительностью 15 т пара в чес, база ремонтно-строительного участка, прачечная, база парковой службы, подсобное хозяйство, складское помещение, жилой фонд.

В настоящее  время санаторий «Енисей» принимает 8000 человек в год, т.е. является круглогодичным. Зимой он работает в том же режиме, что и в летнее время.

Есть в санатории своя грязелечебница, различные процедурные кабинеты: физиотерапии, магнитотерапии, рефлексотерапии, электрона, лазеротерапии, ванные комнаты для получения радоновых, мацестинских ванн. К услугам отдыхающих предоставлена возможность медицинского обследования современными методами диагностики – всем видами рентгенологического, клинического и биохимического, лабораторного исследования.

Информация о работе Формирование системы управленческой отчетности