Формирование системы управленческой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы внутрихозяйственной отчётности;
– изучить организационную структура предприятия;
– рассмотреть составление отчетности по уровням управления;
– изучить порядок построения управленческой отчётности в организации.
Для анализа было выбрано предприятие санаторно-курортного типа санаторий «Енисей».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Теоретические основы внутрихозяйственной отчётности ………………… 5
2. Формирование системы управленческой отчётности ……………………...17
2.1. Организационная структура предприятия………………………………...17
2.2. Составление отчетности по уровням управления………………………...22
2.3. Построение управленческой отчётности в организации ………………...32
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 15.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Материальная  группа:

- осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением, использованием этих ресурсов;

- разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;

- принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

- осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета  затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, ведет учет затрат труда  по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров  затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому  центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи продукции определяет порядок учета и выпуска готовой продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности  деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

Разработаем систему управленческого учета для предприятия санаторий «Енисей».

Санаторий «Енисей», реализуя путевки, обеспечивает санаторно-курортное лечение. Имеет широкий спектр диагностической аппаратуры, отпускает бальнеологические и физиотерапевтические процедуры, грязелечение. По медицинским показаниям проводятся иглорефлексотерапия, психотерапия, мануальная терапия. На территории санатория располагаются киноконцертный зал, бассейн, лечебная сауна, тренажерный зал, площадки для спортивных игр, теннисный корт, пляж, аэросолярий.

Руководство санаторием осуществляют: главный врач, директор, а также заместитель директора, заместитель по медицинским вопросам, главный инженер, главный бухгалтер.

Деятельность  санатория обеспечивают следующие  подразделения: регистратура; пищеблок; автогараж; материальный склад; продуктовый склад; лечебные отделения; аптека; бар; магазин товаров первой необходимости; служба текущего и капитального ремонта; отдел реализации путевок и лечебных услуг; служба зеленого хозяйства.

На балансе  санатория имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства (дома, построенные для проживания сотрудников) и детский сад для детей сотрудников.

На схемах, приведенных  в приложениях, отражена подчиненность  руководителей высшего и среднего звена, на основе которой можно разрабатывать постановку системы управленческого учета.

Для практического  воплощения идеи, прежде всего, нужно сформулировать задачи, которые необходимо решить.

Система управленческого  учета, разрабатываемая нами, должна обеспечить анализ финансово-хозяйственной деятельности и контроль деятельности всех подразделений организации. Эта система будет представлять собой функционально выделенный модуль, работающий в общей информационной среде. Одной из основных функций системы управленческого учета будет обеспечение пользователей различного уровня информацией для принятия ими управленческих решений.

Информация  должна содержать минимум следующие  разделы:

- денежные потоки, остатки денежных средств (в кассе и на банковских счетах);

- состояние расчетов с организациями и дебиторско-кредиторской задолженности;

- состояние расчетов и задолженности подотчетных лиц;

- наличие и движение материальных ценностей по центральному складу и материально ответственным лицам;

- наличие, поступление и расходование продуктов питания: на складе, в пищеблоке, баре, детском саду;

- информация по кадрам;

- движение отдыхающих и наличие свободных мест;

- медикаменты: наличие, поступление, расход;

-доходы и расходы – как по отдельным подразделениям, так и по организации в целом;

- расходы по статьям финансирования;

- себестоимость и реализационная цена койко/дня;

- финансовый результат;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности [17, c. 127].

Разрабатываемая система должна служить для получения  информации за любые заданные периоды, должна обеспечивать сравнение с аналогичными периодами и применяться для оценки финансового состояния организации в любой заданный момент. Система должна позволять проведение анализа всех участков деятельности организации.

Программа должна обеспечивать постоянную информацию заинтересованных руководителей о количестве отдыхающих, прибывших за определенный период, а занятости палат, свободных местах и планируемом освобождении мест.

Пользователь  мог бы контролировать себестоимость  койкодня на ткущий момент, в связи с чем принимать решение о предстоящих расходах.

Предлагаемая  система должна обеспечивать контрольно-оценочную  функцию, которая заключается в  представлении руководителю и использовании им информации следующего рода:

- остатки денежных средств на определенный момент, а также их поступление и расход за заданный период времени;

- наличие, передача, поступление и выбытие материальных ценностей (основных средств, материалов, продуктов питания, медикаментов) как в суммовом, так и в количественном выражении;

- сведения по неоплаченным счетам за поступившие ценности и услуги;

- списки дебиторов и кредиторов;

- прибыль/убыток организации на запрашиваемую дату, а также на текущий момент [20, c. 164].

Далее представлены наиболее часто встречающиеся вопросы, требующие управленческого решения. В качестве примера взятии вопросы к директору санатория и главному врачу.

1. Заведующая детским садом направила в адрес директора санатория служебную записку с просьбой о выплате премии сотрудникам детского сада по итогам работы за I квартал 2012 года.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) выполнение плановых показателей по детскому саду за I квартал (специальный блок);

б) расходы на заработную плату по детскому саду (наличие, отсутствие экономии) (бухгалтер детского сада и ЖКХ);

в) расходы на заработную плату по санаторию (наличие, отсутствие экономии) (главный бухгалтер);

г) приоритетные платежи (специальный блок);

д) наличие средств  в кассе (бухгалтер-кассир).

2. Начальник отдела реализации путевок и услуг просит директора санатория рассмотреть вопрос о заключении договора с АО «Инфопульс» на приобретение акционерным обществом в следующем году путевок санатория в соответствии с предложенным графиком заезда. В свою очередь, АО «Инфопульс» обязуется поставлять в санаторий рыбную продукцию в соответствии с договоренностями.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) плановый график заездов на следующий год (специальный  блок);

б) фактическая  заполняемость санатория по месяцам  за прошедший период (специальный блок);

в) фактический  расход рыбных продуктов в заданный период (специальный блок).

3. К директору обратился его заместитель со служебной запиской заведующего продуктовым складом о выплате премий агенту по снабжению, мотивирую тем, что мясная продукция в последний месяц приобреталась санаторием по ценам ниже рыночных и высокого качества.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) цены на мясные продукты по предшествующим закупкам (специальный блок);

б) расходы по санаторию на заработную плату (наличие, отсутствие экономии) (главный бухгалтер);

в) приоритетные платежи (специальный блок);

г) наличие средств  в кассе (бухгалтер-кассир).

4. К директору санатория обратилась организация – поставщик ГСМ с просьбой произвести авансовый платеж за бензин в сумме 50 тыс. руб., мотивируя предоставлением скидки к обычной цене в 10%.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) расход бензина  за месяц (бухгалтер по материалам);

б) наличие средств на банковском счете (бухгалтер-кассир);

в) приоритетные платежи (специальный блок).

5. Заместитель главного врача обращается к главному врачу о необходимости повышения квалификации врачей-терапевтов.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) количество врачей-терапевтов, нуждающихся в повышении квалификации (отдел кадров);

б) наличие необходимых  на эти цели средств (главный бухгалтер);

в) наличие в  штате санатория врачей с ученой степенью и возможности их привлечения  для повышения квалификации врачей-терапевтов на базе санатория (отдел кадров).

6. Заведующий пищеблоком обращается к главному врачу по поводу увеличения штатной численности официанток на две единицы, мотивируя улучшением качества обслуживания отдыхающих.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) существующая норма по обслуживанию отдыхающих на одну официантку (отдел кадров);

б) занятые ставки и фактическая численность официанток на пищеблоке санатория (отдел кадров);

в) экономия/перерасход по статье «Заработная плата» ха текущий период (главный бухгалтер).

7. Заведующий пищеблоком обращается к главному врачу с просьбой о срочной замене вышедшего из строя технологического оборудования, мотивируя невозможностью обеспечения питанием отдыхающих.

Необходимая информация для принятия решения, источник информации:

а) наличие средств  на банковском счете (бухгалтер-кассир).

Мы рассмотрели 7 вопросов (хозяйственных ситуаций), в решении которых руководители используют ту или иную информацию по управленческому учету.

Для дальнейшего  решения задачи на основании рассмотренных  вопросов следует сформулировать пакеты информации для каждого руководителя.

Пакет информации для директора санатория:

  1. график заезда отдыхающих. Информация вносится регистратурой по мере возникновения;
  2. данные регистратуры обеспечивают также сведения о количестве отдыхающих в санатории и наличии свободных мест за любой заданный период;
  3. расходы материальных ценностей по санаторию за заданные периоды. Информация формируется из расходов каждого месяца по наименованиям в количественном выражении; в стоимостном выражении; по материально ответственным лицам из данных бухгалтера по материалам и бухгалтера по продуктам;
  4. цены на те или иные ценности, ранее приобретенные санаторием. Этот блок создается на основании данных по оплаченным счетам, по наименованиям с указанием поставщика, даты поставки, № накладной (бухгалтер по материалам, бухгалтер по продуктам);
  5. экономия/перерасход по статьям расходов санатория. Данная информация представляется в виде плана расходов; фактических расходов и соответственно экономии либо перерасхода по каждой статье. Фактические расходы заносятся в автоматическом режиме по мере возникновения. Экономия/перерасход считается автоматически на момент запроса (контроль осуществляет главный бухгалтер);
  6. программа должна обеспечивать информацию о фактических расходах по статьям и в целом по санаторию за любой период по запросу. Результаты деятельности санатория формируются в виде таблицы со следующими показателями: доходы, расходы, прибыль/убыток; может предоставляться на момент запроса (главный бухгалтер, бухгалтер по путевкам и услугам);
  7. экономия/перерасход по статьям расходов детского сада. Данная информация представляется в виде плана расходов; фактических расходов и экономии/перерасхода по каждой статье расходов детского сада. Фактические расходы заносятся по мере возникновения (бухгалтер детского сада и ЖКХ). Экономия/перерасход считается автоматически на момент запроса (контроль осуществляет главный бухгалтер);
  8. наличие средств на банковском счете: информация по движению средств на счете вводится сразу после получения выписок из банка, остатки считываются в автоматическом режиме (бухгалтер-кассир);
  9. наличие средств в кассе санатория: по мере поступления и расходования наличных средств делаются записи по кассовому отчету, остатки программа считывает автоматически на момент запроса (бухгалтер-кассир);
  10. приоритетные задачи по статьям расходов. Данный информационный блок формируется руководителями по мере возникновения проблем, связанных с расходование средств;
  11. приоритетные платежи санатория. Данный блок формируют пять руководителей: директор, главный врач, заместитель директора, заместитель главного врача и главный инженер – по мере возникновения необходимости в платежах. Принимают решения по данным вопросам директор и главный врач.

Информация о работе Формирование системы управленческой отчетности