Учёт товарных операций в оптовой и розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления. Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии. Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Содержание

Глава 1. Теоритические аспекты учета товарных операций в оптовой и розничной торговле……………………….....4
1.1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета товарных операций в оптовой и розничной торговле.…..4
1.2 Учет выполнения договоров с поставщиками в оптовой и розничной торговле…………………………………....10
1.3 Документальное оформление поступления товаров в оптовой и розничной торговле………………………….….11
1.4 Документальное оформление реализации и отпуска товаров в оптовой и розничной торговле…………………...13
1.5 Учет товаров в местах хранения и в бухгалтерии……………………………………………………………………..16
Глава 2. Особенности учета товарных операций в оптовой и розничной торговле………………………………….....17
2.1 Учет товарных потерь завеса тары и переоценки товаров, тары……………………………………………………..17
2.2 Отчетность материально ответственных лиц по товарам и таре в оптовой и розничной торговле………………..19
2.3 Инвентаризация товаров и тары на предприятиях оптовой и розничной торговли………………………………...20
2.4 Синтетический и аналитический учет……………………………………………………………………………….....22
Глава 3. Зачача…………………………………………………………………………………………………………….....24
3.1 Условие задачи………………………………………………………………………………………………………...…24
3.2 Решение задачи………………………………………………………………………………………………………..…24
Заключение………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по бух учету 2.docx

— 165.78 Кб (Скачать файл)

Задачи, стоящие перед бухучетом в торговой организации могут быть выполнены при правильно организованном учете. Недостатки бухучета сказываются на отставании в учете, созданию условий для хищений товарно-материальных ценностей, увеличении расходов на продажу, запоздании предоставления отчетности, уменьшению получаемой прибыли.

Кроме руководителя и менеджеров организации пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица.                                                                                 Законодательство о бухгалтерском учете выдвигает следующие требования:                                                                                                       - бухгалтерский учет должен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество и все хозяйственные операции организации, не допуская выборочности;                                                                                                                                                 - бухгалтерский учет должен быть непрерывным во времени, то есть отражать хозяйственные операции непрерывно в хронологическом порядке изо дня в день;                                                                                                                                                            - бухгалтерский учет должен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать только на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:                                                                                                                                                                                                1) первичный учет;                                                                                                                                                                                               2) регистры бухгалтерского учета;                                                                                                                                                                                                                                               3) документооборот;                                                                                                                                                                                                  4) инвентаризация;                                                                                                                                                                                            5)отчетность.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает, по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестись бухгалтерский учет в организации.

Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетной политике. Документооборот - это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.                                                                                                                                                               Организация бухгалтерского учета товарных операций испытывает влияние различных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются:                                                                                                                                                                                               вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции, - внутренний или внешний;                                                         форма выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или опосредованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);                                                                                                                                                                                                     право собственности на товар: собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);                                                                                                                                                                                           содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок);                                                                                                                                        вид товарооборота (оптовый или розничный);                                                                                                                                             договорные условия;                                                                                                                                                                                     учетная политика предприятия;                                                                                                                                                             налогообложение.

Классификация и взаимосвязь факторов, оказывающих влияние на методологию бухгалтерского учета товарных операций представлена на схеме 1.

Инвентаризация имущества и обязательств организации это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того, главный бухгалтер определяет:                                                                                                       - отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета;                                                                                                               - объем и сроки представления отчетности внутренним и внешним пользователям;                                                                                         - круг должностных лиц (внутренних пользователей), которым представляются определенные формы отчета;                                             - наименования и адреса учреждений (внешних пользователей), которым представляется бухгалтерская отчетность;                                - способ представления отчетности (почтой, курьером, телекоммуникационными каналами связи и пр.);                                                         - фамилии работников бухгалтерии, ответственных за составление конкретных форм отчетности.

Организация может не иметь в своем штате главного бухгалтера и специалистов бухгалтерской службы. Она может поручить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям или лицам, на которых при этом возлагаются та же ответственность и те же обязанности в области бухгалтерского учета, что и на штатного главного бухгалтера.                Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.                                  Предметом бухгалтерского учета в оптовой торговле является хозяйственная деятельность торговой организации. Составными частями предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К ним относятся:                                                                     1) имущество (активы организации);                                                                                                                                                 2)обязательства организации (источники формирования имущества);                                                                                                               3) хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

Таблица 1 Состав имущества организации в виде следующей таблицы:

Активы организации                                                                                                                                                   Внеоборотные активы (основной капитал)                                                                                                                                                   Оборотные активы (оборотный капитал)                                                                                                                                                       - основные средства                                                                                                                                                                                                                            - материальные оборотные средства                                                                                                                                                                              - нематериальные активы                                                                                                                                                                                                              - денежные средства                                                                                                                                                                                                                                        - вложения во внеоборотные активы                                                                                                                                                                                                           - финансовые вложения                                                                                                                                                                                                                 - средства в расчетах 

К основным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев. Это может быть холодильное оборудование, контрольно-кассовые машины, торговые прилавки, весы.                                                                                        Нематериальные активы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход организации.                     К ним относятся, например, исключительные права владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации.                                                                                                                                                                     Под вложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которые будут в последующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или нематериальных активов.                                                                             Материальные оборотные средства - это товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходы будущих периодов.                                                                                                                                                                                                          К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути. Финансовые вложения - это инвестиции в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы.                                                                                                                     Средства в расчетах - это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.                                                                  Бухгалтер должен помнить, что при любой форме договора в бухгалтерском учете реализация товара отражается в момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю.                                                                                                Несколько иначе обстоит дело с налоговым учетом. Здесь возникает понятие «момент отражения реализации товаров для налогообложения». Согласно налоговому законодательству, возможно исчисление налогов, связанных с реализацией товара, как на дату отгрузки товара, так и на дату его оплаты. Для налогового учета дата отгрузки совпадает с датой перехода права собственности на товар.

Организация самостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации: «по отгрузке» (метод начисления) или «по оплате» (кассовый метод). Этот выбор фиксируется в налоговой политике организации. От выбранного метода зависит порядок начисления налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог, некоторые местные налоги.                                                                                                                                                                                           Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.                                                                                                                                  Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.                                                                                                                                                                                       Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:                                                                                                              . контроль за сохранностью товаров;                                                                                                                                                                           . своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:                                                                                                                   1. обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;                                2. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;                                                                                                                                                                                       3. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;                                                                                                                                                                                              4. обеспечение контроля  за   соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;                                                                                                                                                                             5. установление контроля  за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;                                                                                                                                                                                                              6. обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;                                      7. своевременное и правильное выявления валового дохода.                                                                                                                        В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:                                                                   8. единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;                                                  9. возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             10. организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным.

Информация о работе Учёт товарных операций в оптовой и розничной торговле