Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Если при правильности веса брутто недостача продукции  установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправе приостановить приемку остального груза.

Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить и затем  предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика). Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему не позднее 24 часов, а при наличии скоропортящейся продукции – немедленно после обнаружения недостачи.

В случае одногороднего  отправителя (поставщика) его представителю  следует явиться не позднее следующего дня после получения вызова, если в уведомлении не указан иной срок явки, а в случае приемки скоропортящейся  продукции – в течение четырех часов после извещения о вызове. Представителю иногороднего отправителя (поставщика) следует прибыть не позднее трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не вытекает из других обязательных правил или договора.

Необходимо помнить, что  представитель организации отправителя (поставщика) должен иметь при себе удостоверение на право участия  в приемке продукции у получателя. Отправитель (поставщик) может уполномочить на участие в этой операции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В таком случае удостоверение представителю выдает предприятие, назначившее его. При этом данное удостоверение должно содержать ссылку на документ, которым отправитель (поставщик) доверил право участия в приемке продукции данному предприятию.

Если при приемке  продукции одновременно с недостачей выявились излишки продукции  по сравнению с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. До подписи лиц, участвовавших в приемке, в акте должно быть указано, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт приемки продукции  утверждает руководитель предприятия-получателя. Если по результатам приемки выявлены факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-получателя обязан сообщить об этом органам МВД либо прокуратуры и направить туда соответствующие документы.

Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности таре упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю). Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах досылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя. Претензия по поводу недостачи продукции или ее ненадлежащего качества должна сопровождаться актом с вышеуказанными документами. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.

По получении претензии, руководитель или заместитель главы  предприятия-отправителя (поставщика) назначает проверку по материалам претензии. Данные проверки рассматривает и утверждает также руководство отправителя (поставщика, изготовителя).

В случаях, когда согласно законодательству есть основания для  возложения ответственности за недостачу  груза на транспортную организацию, получатель имеет право в установленном порядке предъявить ей претензию.

Условия приемки импортных  товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с  иностранными поставщиками. Если порядок  и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре.

При приеме товара у материально  ответственного лица предприятия-получателя кладовщик выписывает приходную  накладную или приходный ордер. Один экземпляр этой накладной он оставляет у себя, а второй передаёт материально ответственному лицу, доставившему товар.

В свою очередь материально  ответственное лицо составляет отчет  по выданной ему доверенности, к  которому прикладывает расходную накладную  от предприятия-поставщика, приходную  накладную со своего склада и другие документы. Все это он передает в бухгалтерию своей фирмы, где на основании отчета отражаются соответствующие операции, что фиксируется на счетах бухгалтерскими проводками.

 

3.5 Порядок учёта материалов в пути

 

       Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие акцептовало платёжные документы, а материалы на склад по ним не поступали. К учёту принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

           В журнале-ордере № 6 платежные  документы регистрируются в течение месяца в графу «За неприбывший груз» и в графе «акцепт». По окончании месяца  предприятие обязано принять эти ценности на баланс, т. е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчёты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера, приходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платёжных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счёта в не  законченных на начало месяца расчётах. При закрытии журнала-ордера № 6,по окончании месяца, эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

          При расчётах с поставщиками  за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7) Излишки приходуются по акту и расцениваются по учётным ценам предприятия или по договорным  (отпускным ценам),затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка – отдел  снабжения сообщает поставщику  об излишках и просит выставить платёжное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет  претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, скидок – пропорционально стоимости груза.

Списание дебиторской задолженности

Важным моментом при  списании дебиторской задолженности является разделение этой задачи на два вида: истребованную и неистребованную, т.к. порядок списания этих двух видов задолженностей различен.

Истребованной дебиторской  задолженностью считается та, по которой  организация-кредитор использовала все имеющиеся у нее возможности для погашения этой задолженности предприятием-дебитором. К таким возможностям следует отнести:

  • предъявление письменной претензии к должнику;
  • предъявление иска в арбитражный суд.

Очевидно, когда организация  использовала обе эти возможности, дебиторскую задолженность можно считать истребованной.

Истребованная дебиторская  задолженность списывается на финансовый результат деятельности предприятия  по истечении срока исковой давности, который составляет 3 года. Списанная истребованная дебиторская задолженность уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Неистребованной дебиторской  задолженностью принято считать  такую задолженность, к взысканию  которой предприятием-кредитором не были приняты все возможные меры.

Списание кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность  возникает у предприятия-покупателя при оприходовании товаров (потреблении  услуг), полученных от поставщика и  не оплаченных ему.

При этом задолженность  перед поставщиком будет числиться  на балансе у покупателя до тех пор, пока не истечет срок исковой давности, составляющий 3 года с момента возникновения кредиторской задолженности.

Сумма НДС, учтенная организацией-покупателем  на счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», не подлежит зачету из бюджета, т.к. условием для зачеты НДС по оприходованным материальным ценностям является их оплата поставщику.

По истечении трех лет с даты оприходования товара в учете делается запись:

Дебет счёта 60/76 Кредит счёта 80 – списана кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности).

 

Сумма списанной кредиторской задолженности относится к вне  реализационным доходам деятельности предприятия и входит в налоговую  базу по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет тары в организациях торговли раскрывают Патров В.В., и Пятов М.Л. [20].

Неизбежным спутником  движения многих товаров является тара, учет которой неразрывно связан с  учетом товарных операций. Основными  вопросами, возникающими при ведении  учета тары, являются определение  возможностей оприходования её на балансе организации и методики исчисления и бухучета НДС по таре.

Право собственности  на тару, не являющуюся многооборотной, в соответствии со ст.223 Гражданского Кодекса РФ, переходит к организации-приобретателю  в момент передачи её поставщиком, т.е. одновременно с переходом права собственности на товары, с которыми покупается тара. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991г. №56 (ред. от 17.02.1997г.), стоимость приобретенной организацией тары отражается на отдельном субсчете 4 «Тара под товарами и порожняя» к субсчету 41 «Товары».

Оприходование подлежащей оплате тары в организациях производится записями:

Дебет счёта 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товарами и порожняя»;

Кредит счёта 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость приобретения тары без НДС;

Дебет счёта 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит счёта 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму НДС, относящегося к приобретенной таре.

При оприходовании тары, стоимость которой не выделяется в сопроводительных документах поставщика, следует учитывать, что получение  такой тары не является безвозмездным. Стоимость тары в этом случае включена поставщиком в стоимость приобретения товаров без отдельного указания её цены. При этом выше приведенные записи по оприходованию тары должны составляться на основании акта приемки.

Отпуск тары покупателю оформляется теми же документами, что  и отпуск товаров, с указанием наименования, отличительных признаков, количества, цены и стоимости. На возврат тары поставщикам и сдачу тары тарособирающим организациям обычно выписывают товарно-транспортную накладную. Бой, лом и порча тары оформляется соответствующим актом. Если тара одной разновидности приобреталась по различным ценам, то оценка запасов тары, также как и товаров, может осуществляться по средним ценам, методами ФИФО и ЛИФО.

       В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.

Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Доверенность оформляется  по типовым формам. Учет доверенностей  как бланков строгой отчетности производств по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии  с отметкой о ее получении и  использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации).

Получение товара оформляется  по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и  второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и  на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого Материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций  железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)