Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Акты о приемке товароматериальных ценностей и сопроводительные документы  на товар поступают в бухгалтерию  и служат основанием для бухгалтерских записей по дебету счета 10 «Материалы, 41 «Товары». Эти документы являются первичными оправдательными документами и принимаются к учету в бухгалтерии, если они составлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. Поступающие товароматериальные ценности приходуются по фактическому количеству и сумме в день окончания их приемки. На основании оформленных документов на приемку товароматериальных ценностей производятся расчеты с поставщиком. После приемки показатели о количестве поступивших товарно-материальных ценностей не пересматриваются (за исключением потерь материалов от естественной убыли и боя при транспортировке).

Теперь посмотрим, как  заполняются унифицированные формы  при приемке товароматериальных ценностей, учитывается:

          - количество товароматериальных ценностей;

- ассортимент материалов;

- качество материалов;

- комплектность материалов;

- упаковка материалов  и тара.

Условиями договора могут  быть предусмотрены, дополнительные требования к характеристикам товароматериальных ценностей. При приемке товароматериальных ценностей следует проверить выполнение этих условий.

Все товароматериальные ценности, поступающие в организацию, должны быть сертифицированы, а в  числе сопроводительных документе  должен быть сертификат, то есть документ, удостоверяющий качество товароматериальных ценностей в соответствии с принятыми стандартами. При заполнении строки «Сертификат» необходимо указать его номер наименование органа регистрации, выдавшего этот документ и срок его действия.

По строке «Способ  доставки» надо указать вид транспортного средства, доставившего материал (вагон, состав, автофургон, рефрижератор,).

Грузополучатель производит приемку товара по фактическому наличию. Если обнаруживаются отклонения по количеству качеству или массе, то покупатель должен произвести такие действия:

- приостановить приемку  товароматериальных ценностей;

- обеспечить сохранность  товароматериальных ценностей;

- принять меры к  предотвращению его смешения  с другим однородными  материалами  (продукцией);

- вызвать представителя  поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке материала  прерывалась, то в акте необходимо указать:

- время перерыва;

- причины перерыва.

Количество составляемых актов и комплектность документов определяется фактической ситуацией.

В сопроводительном документе  на товароматериальные ценности (в  товарной накладной, товарно-транспортной накладной и т. п.) делается отметка об актировании, то есть указываются номер и дата приемного акта.

 

 

Акт на предприятии «Электротехнический завод «Энергомера» составляется в случаях, если:

1) обнаружены расхождения с документами  поставщика, но товароматериальные  ценности поступил без предварительной  оплаты или с частичной предоплатой,  которая не превышает стоимости фактически поступившего товара.

Приемный акт и сопроводительные документы передаются в бухгалтерию. Бухгалтер на основании акта делает запись по дебету счета 10 Материалы», 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».Если при приемке материалов обнаружились расхождения с документами поставщика по количеству или качеству материалов, то один экземпляр акта направляется поставщику или грузоотправителю, а оплачивается только количество фактически поступившего товароматериальных ценностей.

3) товароматериальные  ценности были предварительно  оплачены, а при приемке товароматериальных  ценностей обнаружены расхождения  с документами поставщика. Бухгалтер делает проводки:

Дебет счёт 60 субсчет «Авансы выданные»

 Кредит51 «Расчетный счет»

- на сумму предоплаты, перечисленной поставщику;

Дебет счёта 10 «Материалы» 

Кредит счёта 60 субсчет «Поставщики товарно-материальных ценностей»

- на сумму фактически поступивших товароматериальных ценностей;

Дебет счёта 19-1 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» - на сумму НДС по фактически поступивших товароматериальных ценностей;

При поступлении товароматериальных ценностей без расчетных документов поставщика они приходуются условно по цене, предусмотренной в договоре поставки. Эта цена указывается в акте. Если в договоре поставки или купли-продажи цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, то устанавливается цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Данное положение вытекает из пункта 3 статьи 424 ГК РФ. Цена при сравнимых обстоятельствах означает рыночную цену, сложившуюся в регионе продавца на момент отгрузки товара. Принципы определения рыночной цены товара изложены в статье 40 Налогового кодекса РФ.

На основании акта бухгалтер сделает проводку по

Дебету счета 10 «Материалы», 41 «Товары»

Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

 К счету 10; 41 следует  открыть специальный субсчет  «Неотфактурованные поставки». Когда  в организацию поступят расчетные документы поставщика, бухгалтер сторнирует ранее сделанные проводки и отразит поступление товароматериальные ценности в обычном порядке, установленном учетной политикой организации.

Товарно-транспортная накладная  предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов - товарного и транспортного.

Товарный раздел заполняет  грузоотправитель. Этот раздел служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя.

Транспортный раздел заполняют грузоотправитель - заказчик автотранспорта и грузоперевозчик - владелец автотранспорта. В транспортном разделе учитывается транспортная работа. По данным транспортного раздела производятся расчеты между грузоотправителем, автотранспортной организацией и грузополучателем.

Товарно-транспортная накладная  составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля.

 

Товарно-транспортная накладная  выписывается в четырех экземплярах:

- первый - остается у  грузоотправителя и предназначается  для списания товарно-материальных  ценностей;

- второй - сдается водителем  грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

- третий и четвертый - сдаются организации - владельцу автотранспортного средства.

Перед отправкой груза  организация-грузоотправитель передает водителю второй, третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной. Эти экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя. Водитель, получивший груз, расписывается во всех четырех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Доставив груз получателю, водитель передает ему второй экземпляр товарно-транспортной накладной. Кроме того, грузополучатель заверяет своими подписями и печатями (штампами) третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной и передает их водителю. Эти экземпляры сдаются в бухгалтерию организации-грузоперевозчика. Третий экземпляр служит основанием для расчетов с заказчиком автотранспорта. Организация - владелец автотранспортного средства выписывает счет за оказанные услуги по грузоперевозкам, прилагает к нему третий экземпляр товарно-транспортной накладной и высылает плательщику - заказчику автотранспорта. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной вместе с путевым листом хранится в бухгалтерии организации-грузоперевозчика в течение пяти лет.

В розничной торговой сети отпуск (продажа) товароматериальных ценностей  оформляется выдачей чека ККМ (контрольно-кассовой машины) и отражением выручки за день в книге кассира-операциониста. Если торговля ведется с лотка, автолавки, ручной тележки и т. п. (мелкая розница), то стоимость проданных товарно-материальных ценностей и выручку указывают в расходно-приходной накладной.

Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товароматериальных ценностей, если иное не предусмотрено законом или договором.

Договором купли-продажи  может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товароматериальные ценности является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей 491 ГК РФ: право собственности на переданные покупателю товароматериальные ценности сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им иным образом. Такие

товароматериальные ценности до момента оплаты отражается у покупателя на забалансовом   счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение». И только после оплаты товарно-материальных ценностей покупатель отражает его стоимость в балансовом счете 10 «Материалы», 41 «Товары».

       Производственные запасы материалов пополняются за счёт их поставок предприятиями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчётов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приёмки т.п. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платёжные требования-поручения и счета- фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учёт выполнения договорных обязательств  на предприятиях осуществляет отдел маркетинга, поэтому платёжные требования –поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале  учёта поступающих грузов (ф.№ М-1), делают отметку в книге учёта выполнения договоров и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату.

           После регистрации платёжные  документы получают внутренний  номер (регистрационный) и передаются  в бухгалтерию предприятия для  оплаты, а квитанция и товарно-транспортная  накладная передаются в бухгалтерию  предприятия в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

           С этого момента у бухгалтерии  предприятия возникают расчёты  с поставщиками груза на склад  выписывается приходный ордер,  затем при реестре сдаётся  в бухгалтерию, где таксируется  и прикладывается к платёжному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчётного счёта о списании денежных средств в пользу  предприятия-поставщика.

           Учёт расчётов с поставщиками  товарно-материальных ценностей  и услуг организуется на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу пассивный : сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованнм поставкам; оборот по дебету о суммах оплаты, списаний и зачётов за отчётный месяц; оборот по кредиту о суммах по принятым к оплате акцептованным платёжным документам и неотфактурованным поставкам за отчётный месяц.

    Учёт расчётов с поставщиками ведётся в журнале-ордере №6.

Это комбинированный  регистр, аналитический учёт в котором  организуется в размере каждого  платёжного документа, приходного ордера или приёмного акта. Открывается  этот журнал-ордер суммами незаконченных  расчётов с поставщиками и подрядчиками на начало месяца:

           - по акцептованным платёжным документам, срок оплаты которых не наступил , или просроченным, материалы поступили (сальдо на начало месяца по счёту 60);

           - по акцептованным платёжным документам оплаченным, материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет);

           - по акцептованным платёжным документам неоплаченным, материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз» и сальдо на начало месяца);

          - сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платёжные документы для оплаты их не поступили).

           В течение отчётного месяца  бухгалтерия предприятия получает  платёжные документы поставщиков,  акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и  приёмные акты складов, получает выписки из расчётного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчёты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

          Журнал-ордер № 6 ведётся линейно-позиционным  способом, что даёт возможность судить о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счёта, регистрационный номер, наименование  поставщика) в журнале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учётным ценам предприятия и стоимость по платёжному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчётном документе. Суммы по учётным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платёжным требованиям – в разрезе видов материалов (основные , вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов.

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)