Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Также к третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ6/01 Учет основных средств» приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01г. №26н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета  также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.

Из документов третьего уровня, регулирующих учет расчётов с поставщиками и подрядчиками, в ОАО ЭТЗ «Энергомера» применяются:

 План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности 
организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ  от 31.10.2000г. №94н 

г) Четвертый  уровень — инициативный уровень самопредприятия.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем  организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно  действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т. д.

Название  документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета  и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты,

 

 

регулирующие  порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

Главными задачами этого  учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные  ценности, работы и услуги, расчеты  по которым производятся в порядке плановых платежей;

- товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на  которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке;

- полученные услуги  по перевозкам, в том числе  расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи.

        Подрядные строительные и монтажные,  научно-исследовательские и другие  аналогичные организации, когда  они являются генеральными подрядчиками (головными организациями), расчеты  со своими субподрядчиками (соисполнителями) также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

     Все операции  с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты предъявленного счета.

 

3.2 Учёт расчётов с поставщиками товарно-материальных ценностей

 

Основными элементами производственного  процесса предприятия ОАО «ЭТЗ «Энергомера» являются:

- производство готовой  продукции;

- хранение готовой продукции;

          -отпуск (продажа) товаров покупателям.

           Для  производства готовой  продукцию необходимо  приобретения  сырьё, материалы, инвентарь, оборудование  и различные услуги сторонних  организаций.

Порядок приемки товаров  регламентируется договором и соответствующими стандартами и правилами.

          Товары можно учитывать по покупным или продажным ценам. При ведении учета по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается на счете 42 "Торговая наценка". Следует отметить, что учет в оптовой торговле ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 "Расходы на продажу", а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.

Доставка неоплаченных товарно-материальных ценностей от поставщика на  склад покупателя отражается в учете на основании, счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:

Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;

Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Кредит счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.

Следует отметить, что, когда  в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т.д.) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет реализации. Кроме того, не принимаются в расчет у покупателей суммы НДС по товарам, приобретенным у организаций розничной торговли.

Когда товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет, что делает такие операции невыгодными.

Операции могут быть проведены через подотчетных  лиц, что отражается проводкой:

 Дебет счёта 10,1 "Материалы"

Кредит счёт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если товарно-материальные ценности закупаются у юридических лиц, следует отметить, что впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товароматериальным ценностям:

Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"

Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".

При этом засчитывается НДС по поступившим товарам, суммы налога по оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в бюджет сумм платежей. Кроме того, стоимость оплаченных товаров, не прибывших на конец месяца, на склад, отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца данные суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

Оприходование товаров  оформляется следующими проводками:

Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к полученному товару

Кредита счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость товара с НДС, указанную в счете-фактуре.

Зачет предоплаты отражается записью:

Дебет счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит счёта 60 субсчёт"Авансы выданнын".

После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"

Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".

Если после предварительной  оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дебет счёта 51 "Расчетный счет"

Дебет счёта 52 "Валютный счет"

Дебет счёта 50 "Касса"

Кредит счёта 60 субсчёт "Авансы выданные»..

Пример.

ОАО «Электротехнический  завод «Энергомера» приобрело у  оптового предприятия партию строительных материалов на сумму 21360 руб. (в том НДС – 3560 руб.). Доставка груза произведена транспортной организацией, в связи, с чем возникли расходы в сумме 500 руб. Расчеты с поставщиком произведены за 2 дня до поставки товара, а перевозчиком -  через 3 дня после оказания услуги. (таблица 5).

Аналитический учет поступления  товароматериальных ценностей и  услуг сторонних организаций  на предприятии ведется на складах  и в бухгалтерии.

 

Таблица 5 – Корреспонденция  счетов по учету приобретения  товарно-материальных ценностей  для  ОАО «ЭТЗ «Энергомера»

Наименование операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Перечислен аванс оптовому предприятию

21360

60

51

2

Оприходована партия строй материалов

17800

10

60

3

Отражен НДС по поступившим  товарам

3560

19

60

4

Акцептован счет транспортной организации на сумму услуги без НДС

500

44

76

6

После оприходования  товара произошел зачет поступившего аванса

21360

60

60 субсчет «Поступившие авансы»

7

Принята к зачету сумма  НДС по поступившим товарам

3560

68

19

8

Произошел платеж транспортной организации

500

76

50




 

 

 

 

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО ЭТЗ «Энергомера» города Ставрополя)