Учётная работа и её организация в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается порядок документооборота в коммерческом банке;
- рассмотрение структуры учетного подразделения кредитной организации[14];
- составляется баланс банка на конец месяца на основе хозяйственных операций за месяц и баланса на начало месяца.
- рассмотрение структуры учетного подразделения кредитной организа-ции[14];
- составляется баланс банка на конец месяца на основе хозяйственных операций за месяц и баланса на начало месяца.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Учётная работа и её организация в коммерческом банке
Сущность и назначение учётной работы в банке 7
Структура учётно–операционного подразделения 9
1.3 Документация и документооборот банка 10
2 Расчетная часть
2.1 Бухгалтерский баланс коммерческого банка на начало месяца 12
2.2 Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц 14
2.3 Счета бухгалтерского учета 18
2.4 Оборотно-сальдовая ведомость 27
2.4 Баланс банка на конец месяца 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Учётная работа и её организация в коммерческом банке.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ           5

  1. Учётная работа и её организация в коммерческом банке   
    1. Сущность и назначение учётной работы в банке     7
    2. Структура учётно–операционного подразделения     9

1.3 Документация и документооборот банка      10

    2  Расчетная часть          

    2.1 Бухгалтерский  баланс коммерческого банка на  начало месяца  12

    2.2 Журнал  регистрации хозяйственных операций  за месяц    14

    2.3 Счета  бухгалтерского учета         18

    2.4 Оборотно-сальдовая  ведомость        27

    2.4 Баланс  банка на конец месяца        28

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ           32

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ      34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       ВВЕДЕНИЕ 

       В механизме функционирования кредитной  системы государства большая  роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и др.

       Осуществляя расчетно-кассовые операции, банки  способствуют развитию реального сектора  экономики. Кроме того, они выполняют  функции агента валютного контроля[13].

       Начинающий  бухгалтер коммерческого банка - это не только тот, кто только что закончил специальное учебное заведение, но и тот, кто владеет практически специальностью бухгалтера: бухгалтера промышленной, или строительной, или транспортной, или торговой организации.

       Учет  в коммерческом банке имеет существенные особенности - и по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учете, и по организации учетной работы, по форме и содержанию бухгалтерской и другой учетной документации ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам. Всем этим необходимо овладеть бухгалтеру, начинающему свою работу в коммерческом банке[20].

       Опираясь  на свои теоретические познания в  области науки и свой практический бухгалтерский опыт, авторы контрольной хотят облегчить путь усвоения и овладения "секретами" бухгалтерского учета в банках в условиях реальной российской практики.

       Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.

       Надежность  отражения проведенных операций в учете и отчетности банка должна обеспечиваться специальными процедурами обработки информации, реализованными как в самих применяемых программных средствах, так и в установленном порядке использования программных средств при совершении операций. Доступ к информации пользователей локальной сети должен быть защищен иерархическим построением доступа по уровням пользователей сети и индивидуальными средствами паролевой защиты[16].

       Актуальность  темы. Рынок банковских услуг является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банковские продукты являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в развитии национальной экономики. Вместе с тем от того, насколько качественно организована учетно-операционная работа в коммерческом банке, зависит эффективность деятельности банка в целом.

       Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов организации учетно-операционной работы в коммерческих банках.

       Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

       - рассматривается порядок документооборота в коммерческом банке;

       - рассмотрение структуры учетного  подразделения кредитной организации[14];

       - составляется  баланс банка на  конец месяца на основе хозяйственных  операций за месяц и баланса на начало месяца. 
 
 
 
 

       
  1.  Учётная работа и её организация в коммерческом банке
 

       1.1 Сущность и назначение учётной  работы в банке 

       Основными задачами учетной работы являются:

  1. быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;
  2. своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
  3. предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
  4. сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
  5. надлежащее оформление документов, исходящих из банка, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций[7].

       К учетной работе относятся:

  1. открытие и ведение счетов клиентов банка;
  2. прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
  3. прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
  4. формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
  5. контроль за своевременностью совершения платежей;
  6. подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
  7. ведение регистров бухгалтерского учета;
  8. подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности[2].

       Организация учетной работы в банке основывается:

  1. на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
  2. на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах. При этом установленные учетной политикой банка формы и методы обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета должны обеспечивать своевременное и правильное составление сводной отчетности банка;
  3. на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
  4. на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций[8].
 
 

       1.2 Структура учётно–операционного  подразделения 

       Учетно-операционный аппарат в отдельных банках организуется исходя из сложившейся структуры  управления банка и выполняемых операций.

       Учетно-операционный аппарат банка состоит из работников, занятых оформлением, контролем  расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета[5].

       Штат  учетно-операционного подразделения  банка составляют следующие специалисты:

       1) главный бухгалтер;

       2) ответственные исполнители;

       3) контрольно-операционные группы;

       4) операционисты;

       5) операторы.

       Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет руководитель банка. Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное и полное представление достоверной отчетности. Также главный бухгалтер разрабатывает график документооборота [3].

       Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциями считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций.

       Ответственными  исполнителями считаются также  другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций, включая операции по контролю за корреспондентским счетами и межфилиальными расчетами[10].

       Закрепление счетов за структурными частями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями и последующее их перераспределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка.

       В случае необходимости в банке  создаются контрольно-операционные группы (участки, бригады), работники  которых специализируются на выполнении однотипных операций по отдельным видам  работ и операциям и являются ответственными исполнителями по своим операциям. Участок работы (вид операций) выделяется исходя из производственно необходимости, принятой в банке технологии документооборота, учета и контроля[1].

       Контрольно-операционные группы могут организовываться также на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответственных исполнителей. В последнем случае в состав контрольно-операционной группы входят, как правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками группы. Контролер операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции[4]. 

       1.3 Документация и документооборот банков 

       Характер  банковских операций в отличие от операций прочих хозяйственных субъектов требует использования специальной документации. Она разрабатывается и утверждается ЦБ России и обязательна к применению физическими и юридическими лицами, осуществляющими посредством банков расчетные, ссудные и прочие операции[4].

       Поскольку коммерческий банк осуществляет множество  операций, к документации предъявляются следующие требования: стандартизация и унификация.    

       Стандартизация- применение документов с единой схемой расположения реквизитов.

       Унификация - максимальное сокращение форм используемых документов.

       Кассовые  документы. Их назначение сводится к оформлению права приема и выдачи денежной наличности в рублевой и иностранной валюте. К ним относятся объявления на взнос наличными, чеки, расходные и приходные ордера.

       Расчетные документы используются при взыскании  поставщиком платежа за продукцию с их заказчика, покупателя или при погашении обязательств и задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом, прочими кредиторами, также яри обслуживании банком клиентов или погашении собственных долгов (платежные требования, аккредитивы, расчетные чеки, авизо)[6].

       Мемориальные  документы (ордера) выписываются банком при оформлении внутрибанковских операций (кредиты выданные, погашенные, начисление процентов, поступление и выбытие основных средств, заработная плата, начисление износа, получение доходов и расчет прибыли).

       Значительный  объем информации о деятельности банка занимают внеб- лансовые показатели, свидетельствующие о выданных гарантиях, поручениях, различного вида обеспечениях, аккредитивах, выставленных на имя клиента банка, о суммах лизинговых и факторинговых операций. Эти операции оформляют приходными и расходными внебалансовыми ордерами[9].

Информация о работе Учётная работа и её организация в коммерческом банке