Учётная политика организации, её методологические и организационные аспекты на примере компании ООО ‘’ДЭУС’’

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является :
- исследование вопросов формирования учетной политики, ее методологических и организационных аспектов.
- изучение порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
- рассмотрение формирования учетной политики в обществе с ограниченной ответственностью;
- составление рекомендаций по совершенствованию учетной политики в ООО «ДЭУС».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава 1. Понятие, сущность и основные принципы построения учетной политики ……………..………………………………………………………………………...7
1.1 Понятие и сущность учетной политики формирования ……......7
1.2 Документальное отражение учетной политики ………………..…10
1.3 Механизм формирования учетной политики организации………..12
1.4 Формирование учетной политики, назначение учетной политики организации, допущения и требования……………………………………..……..16
Глава 2. Организационные, методические и технические аспекты учетной политики ……………………………………………………………………………………..…24
2.1. Организационные аспекты учетной политики организации………………………………………………………………………….24
2.2. Методические аспекты учетной политики………………………….…27
2.3 Характеристика и анализ эффективности деятельности ООО "ДЭУС"
...............................................................................................................................34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной и налоговой политики ООО «ДЭУС» ………………………………………………………………………………37
3.1 Ограничения по изменению учетной политики организации………..37
3.2. Пути улучшения развития ООО "ДЭУС"……………………...………..39
3.3 Рекомендации по дополнению к учетной политике………………….…41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 196.33 Кб (Скачать файл)

Необходимо проанализировать способы регулирования бухгалтерского учета (т.е. способы, посредством которых осуществляется воздействие на организации при принятии ими решений (их действия) по вопросам бухгалтерского учета).

  Нормативное регулирование (воздействие) осуществляется тремя способами: обязыванием ; дозволением; запретом.

1) обязывание - это возложение на организации обязанности совершать определенные действия по вопросам бухгалтерского учета (учетные и иные процедуры);

2) дозволение - это предоставление  организациям права (возможности) в  определенных ситуациях (при наступлении  определенных обстоятельств) по  своему усмотрению совершать  определенные действия, т.е. право (возможность) исполнить обязанность альтернативным  способом;

3) запрет - это возложение на  организацию обязанности не совершать определенные действия.

  При первом способе регулирования (обязывании) содержание нормы может иметь:

1) однозначный характер и допускать  один вариант поведения (так называемые  абсолютно определенные нормы);

2) неоднозначный характер и допускать  разные варианты поведения в  виде прямого перечня альтернативных  вариантов поведения (так называемые  относительно определенные нормы) . Именно относительно определенные нормы следует проанализировать, чтобы выбрать один способ их нескольких возможных.

  Примером такой нормы являются нормативные предписания, устанавливающие способы начисления амортизации объектов основных средств. Так, согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): «Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)». Следует иметь в виду, что не всякое перечисление нормативных установлений (предписаний, положений) является основанием для формирования (выбора) элемента учетной политики.

  Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. «Забегая» вперед при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.

  Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

  Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, - обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, - по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов. В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной (например, п. 16 ПБУ 5/01).

  Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первых этапах направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении - что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику.

 Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

 

   Этап принятия  решений. Для принятия решения необходимо проработать все возможные варианты. Несмотря на то что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер, при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т.п.).

 

 

 

 

 

 

1.4 Формирование учетной политики, назначение учетной политики организации, допущения и требования.

 

  При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики на предприятии. Это означает применение избранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

  Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

  Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

 Методический аспект включает:

  • Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП4.
  • Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.
  • Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.
  • Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
  • Порядок финансирования ремонта основных средств.
  • Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).
  • Формирование учетных групп материальных ценностей.
  • Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.
  • Способ учета выпуска продукции,
  • Сроки погашения расходов будущих периодов.
  • Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
  • Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
  • Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект показывает как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

  • План счетов бухгалтерского учета.
  • Форма бухгалтерского учета.
  • Технология обработки учетной информации.
  • Организация внутрипроизводственного контроля.
  • Организация составления отчетности.
  • Инвентаризация имущества и обязательств.

  Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

  Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

  Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

  На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

  Учетная политика организации раскрывается и формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

  Путем формирования и раскрытия своей учетной политики организации реализуют своё право в выборе правил учета и составления отчетности;

  • объясняют её пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности;
  • дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них.

  Также посредством учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от принципов, сформулированных в Положении.

 

 

  Относительно порядка составления учетной политики для целей исчисления налогов в нормативных актах нe содержится никаких особых требований.     Например, отсутствует указание на то, должна учетная политика по каждому налогу утверждаться как отдельный документ или надо составить единый документ по всем налогам. Налогоплательщик может поступить так, как ему удобно. Вместе с тем сама обязанность налогоплательщика применять учетную политику в отношении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов расчета, прямо закреплена Налоговым кодексом РФ.

  По общим правилам в учетную политику для целей налогообложения надо включить те вопросы, решение которых имеет варианты в соответствии с нормативными документами, обусловлено отраслевыми особенностями, а также те вопросы, в отношении которых в нормативных документах отсутствуют методы (способы) или существуют противоречия (неоднозначность) решения.

  Например, в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» HK РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при наличии операций, как облагаемых, так и нe облагаемых НДС. Как вести такой учет, не указано. Поэтому это решает уже сам налогоплательщик и закрепляет правила такого учета в учетной политике.

    Теперь посмотрим, как соотносятся между собой учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Как правило, это зависит от целей организации. Если предпочтение отдается достоверному отражению финансового положения организации, максимизации бухгалтерской прибыли с целью выплаты больших дивидендов или повышения привлекательности организации, то нужно внимательно отнестись не только к правилам исчисления налогов, но и к вопросам бухгалтерского учета и не стремиться совмещать его с налоговым учетом. Если же, кроме госорганов (налоговой службы и органов статистики), содержание бухгалтерской отчетности более никого нe интересует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то следует оптимизировать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учетную политику с учетом уже наработанной практики максимально приблизить к политике для целей налогообложения прибыли, установив одинаковые методы учета.

Информация о работе Учётная политика организации, её методологические и организационные аспекты на примере компании ООО ‘’ДЭУС’’