Учётная политика организации, её методологические и организационные аспекты на примере компании ООО ‘’ДЭУС’’

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 07:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является :
- исследование вопросов формирования учетной политики, ее методологических и организационных аспектов.
- изучение порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета;
- рассмотрение формирования учетной политики в обществе с ограниченной ответственностью;
- составление рекомендаций по совершенствованию учетной политики в ООО «ДЭУС».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава 1. Понятие, сущность и основные принципы построения учетной политики ……………..………………………………………………………………………...7
1.1 Понятие и сущность учетной политики формирования ……......7
1.2 Документальное отражение учетной политики ………………..…10
1.3 Механизм формирования учетной политики организации………..12
1.4 Формирование учетной политики, назначение учетной политики организации, допущения и требования……………………………………..……..16
Глава 2. Организационные, методические и технические аспекты учетной политики ……………………………………………………………………………………..…24
2.1. Организационные аспекты учетной политики организации………………………………………………………………………….24
2.2. Методические аспекты учетной политики………………………….…27
2.3 Характеристика и анализ эффективности деятельности ООО "ДЭУС"
...............................................................................................................................34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной и налоговой политики ООО «ДЭУС» ………………………………………………………………………………37
3.1 Ограничения по изменению учетной политики организации………..37
3.2. Пути улучшения развития ООО "ДЭУС"……………………...………..39
3.3 Рекомендации по дополнению к учетной политике………………….…41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 196.33 Кб (Скачать файл)

  В то же время законодательное закрепление обязанности организаций формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета произошло только в 1996 году. Соответствующие нормы установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  В 1998 году Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н было утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утратившее силу в связи с изданием Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106н. Этим Приказом утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В настоящее время ПБУ 1/2008 действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 11.03.2009 №22н.

  Таким образом, в настоящее время в России ускоренными темпами идет внедрение МСФО,1 что обусловливает необходимость создания системы бухгалтерского учета, приближенной к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , который вступил в силу 01.01.2013.В результате принятия данного закона произошло множество изменений и новшеств. Цели данного закона можно свести к следующему: установление единых требований к бухгалтерскому учету, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, к целям можно отнести создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

  Понятие и явление учетной политики тесно связаны с действующим постоянно меняющимся законодательством. Грамотное обоснование того или иного пункта, положения, варианта учетной политики зависит, во-первых, от знания действующей нормативной базы и, во-вторых, от возможности ее творческого применения.

  Организации, руководствуясь законодательством РФ o бухгалтерском yчёте , нормативными актами органов, регулирyющих бухгалтерский yчет, самостоятельно устанавливают свою yчётнyю политикy , исходя из своей стpyктypы, отpасли и дрyгих особенностей деятельнoсти. Таким обрaзом, бyxгaлтерский yчёт в организациях ведётся в соотвeтствии c действyющей системой нормативных докyментов. Их совокупность обрaзует 4 ypовня законодательного и нормативногo регулирования бухгалтерского и налогового yчёта в России. Kaждый из них основан на соотвeтствyющих нормативных докyментах, пpинимаемых рaзными органами .

  В соответствии с ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

  Приведенное определение учетной политики позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. Такой же подход к учетной политике заложен в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В соответствии с п.21 МСФО 1 «учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности».

  С другой стороны, учетная политика может рассматриваться и в узком смысле, как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. В частности, Брызгалин В. В2. определяет учетную политику организации как «обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются внутренние правила ведения бухгалтерского учета». 
  Профессор Ю.А. Бабаев 3попытался соединить два подхода к учетной политике в один: «Учетная политика - это уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами». Таким образом, по мнению профессора Бабаева Юрия Агивовича учет в организации из простой регистрации фактов хозяйственной жизни превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом.

 

   Возникновение специфических правил и условий ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике конкретной организации, зависит от ряда причин.

  • Во-первых, от выбранного варианта ведения учета, если нормативная база предлагает вариантность.
  • Во-вторых, от наличия хозяйственных операций и объектов, порядок учета которых не регламентирован вообще или по большей части.
  • В-третьих, от наличия хозяйственных операций или объектов, по которым в нормативной базе существуют противоречия.
  • В-четвертых, от попыток максимального сближения бухгалтерского и налогового учета через учетную политику.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. При грамотной организации учетной политики достигается высокий уровень эффективности деятельности (производственной и торговой). Для формирования правильной и юридически обоснованной учетной политики необходимо руководствоваться законодательством РФ, нормативными актами по бухгалтерскому учету. Некоторые аспекты ведения учета могут быть разработаны самостоятельно. Главное, чтобы учетная политика не противоречила законодательству и не нарушала его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Документальное отражение учетной политики.

 

   Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами.    Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет, во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

  К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и другие). Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера учетной политики.

  Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них - графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

  Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функционирования учредительные документы должны отражать ряд вопросов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:

    • бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подробно описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);
    • отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с  1 января по 31 декабря включительно;
    • финансовые результаты деятельности устанавливаются по данным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласова­ли промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организа­ции, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то уч­редительные документы должны фиксировать такие даты);
    • бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных об­ществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.);
    • перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назначенным последним независимым аудитором.

       Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

  Способы ведения учета, избранные предприятием, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Механизм формирования учетной политики организации.

 

  Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными правилами. Если правилами не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, то организация сама разрабатывает необходимые процедуры с учетом требований законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

  Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Она подлежит оформлению организационно-распорядительной документацией (приказы руководителя организации, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты, процедуры и др.)

  Организация должна раскрывать избранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности. Кроме того, в бухгалтерской отчетности должны раскрываться способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции и т.п.

  Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

  Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы.

  Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

  В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Структура учетной политики.

 

  Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими.

 

Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами . Процесс формирования учетной политики можно представить в виде определенных этапов (рис. 1.2).

 

рис. 1.2 Процесс формирования учётной политики.

 

 

  Подготовительный этап. Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства.

Информация о работе Учётная политика организации, её методологические и организационные аспекты на примере компании ООО ‘’ДЭУС’’