Учет труда и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.

Содержание

Введение
5



I
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
6
1
Понятие и виды хозяйственного учета
6
1.1
Понятие хозяйственного учета и его измерители
6
1.2
Виды учета и их характеристика
7
2
Объекты и метод бухгалтерского учета
9
2.1
Объекты бухгалтерского учета
9
2.2
Метод бухгалтерского учета
14
3
Счета. Двойная запись. Бухгалтерский баланс
16
3.1
Понятие о счетах бухгалтерского учета и их виды
16
3.2
Двойная запись операций на счетах
18
3.3
Синтетические и аналитические счета
20
3.4
Структура бухгалтерского баланса и виды изменения в нем
21
3.5
Обобщение данных бухгалтерского учета в оборотных ведомостях по синтетическим и аналитическим счетам и шахматной ведомости
24
3.6
Классификация счетов бухгалтерского учета
27
3.7
План счетов бухгалтерского учета
31
4
Документация, инвентаризация и формы бухгалтерского учета
41
4.1
Назначение и классификация документов
41
4.2
Инвентаризация и ее значение
46
4.3
Формы бухгалтерского учета
49
5
Бухгалтерская отчетность. Учетная политика
50



II
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
55
1
Учет материалов
55
1.1
Учет поступления материалов
55
1.2
Порядок оценки материалов
59
1.3
Учет транспортно-заготовительных расходов
63
1.4
Учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения
65
1.5
Учет материалов на складах
72
1.6
Учет материалов в бухгалтерии
77
2
Учет основных средств
79
2.1
Классификация основных средств
79
2.2
Учет поступления и оценка основных средств
81
2.3
Учет выбытия основных средств
84
3
Учет затрат на производство продукции
85
3.1
Классификация затрат
85
3.2
Элементы затрат
95
3.3
Группировка затрат по статьям
104
18


4
Учет труда и заработной платы
115
4.1
Штатное расписание
115
4.2
Тарифная часть заработной платы
117
4.3
Доплаты и надбавки
120
5
Учет кассовых операций
124
5.1
Порядок ведения кассовых операций
124
5.2
Порядок приема и выдачи наличных денег
128
5.3
Порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег
132
6
Учет реализации готовой продукции
135
6.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции
135
6.2
Учет реализации готовой продукции
137
6.3
Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах производства и реализации готовой продукции
144




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
145

Вложенные файлы: 1 файл

бух учет.doc

— 804.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3.2. Схема пассивного счета.

 

Помимо активных и пассивных счетов, в бухгалтерском учете имеются счета, обладающие свойствами активных и пас­сивных счетов. Такие счета называются активно-пассивными. К ним относятся счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 "Расчеты с разными дебито­рами и кредиторами", 75 "Расчеты с учредителями", 79 "Внутрихозяй­ственные расчеты". В зависимости от характера совершаемых хозяйственных опе­раций на счетах этой группы остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно дебетовыми и кредитовыми. Следовательно, остатки по таким счетам могут быть отражены в активе или в пассиве баланса.

Так, например, по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами" отражаются суммы дебиторской задолженности по дебету, а суммы кредиторской задолженности — по кредиту. Для определения сальдо в активно-пассивных счетах необхо­димо использовать данные аналитического учета, которые свидетельствуют о состоянии расчетов с каждым дебитором и каж­дым кредитором. Сальдо выводится по каждому дебитору и кре­дитору, а затем определяется итоговый остаток дебиторской и кре­диторской задолженности.

 

 

3.2. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ОПЕРАЦИЙ НА СЧЕТАХ

 

Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция она затрагивает два объекта учета, т. е. должна получить отражение на двух счетах. Происхождение  двойной записи связано с тем, что все имущество организации приобретено за счет определенных источников, т.е. денежная оценка имущества равна денежной оценке источников, которые это имущество составляют. Так, например, приобретение какого-либо имущества (стола, станка и т.д.) осуществляется за счет определенного источника (уставный фонд, прибыль, кредит). Следовательно, двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету и кредиту разных экономически связанных счетов.

Элемент метода двойной записи имеет контрольное значение, которое заключается в том, что итоги дебетовых оборотов по всем счетам должны быть равны общему итогу кредитовых оборотов по всем счетам. Это связано с тем, что одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отража­ется дважды - по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанного счета. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в учете, которые необходимо найти и устранить.

Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспонди­рующими. Для правильного отражения в бухгалтерском учете хозяйствен­ных операций необходимо знать какие объекты бухгалтерского учета и счета участвуют в них. Это позволит точно определить их корреспон­денцию. Запись операций с указанием дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы называется бухгалтерской проводкой. Существуют простые и сложные бухгалтерские проводки. Простой называется проводка, в которой участвуют два счета. Сложной называется бухгалтерская проводка, в кото­рой один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или один счет по кредиту корреспондирует с несколькими сче­тами по дебету.

Для правильного определения корреспонденции счетов следует пользоваться методикой составления корреспонденции счетов и бухгалтерской проводки (составления записи на счетах бухгалтерского учета), которая включает в себя 4 этапа:

1) исходя из содержания хозяйственной операции определяются объекты учета и счета, на которых эти объекты отражаются;

2) определяется вид счета по отношению к балансу (активный или пассивный);

3) устанавливается характер изменения объектов на счетах (увеличе­ние или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции;

4) на основании определения активного и пассивного счета, устанавливается корреспонденция счетов и составляется запись на счетах бухгалтерского учета.

Применяется методика составления корреспонденции счетов и составления бухгалтерской проводки следующим образом.

Пример 1: с расчетного счета в кассу поступили деньги в сумме 6 000 тыс. руб.

В соответствии с методикой:

1) объект № 1 – денежные средства в наличной форме, отражается на счете 50 «Касса», объект № 2 – денежные средства в безналичной форме на расчетном счете в банке, отражается на счете 51 «Расчетный счет»;

2) Счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» расположены в активе баланса и, следовательно, являются активными;

3) вдумчивое прочтение хозяйственной операции указывает на то, что  объект № 1, денежные средства в наличной форме, увеличивается, объект № 2, денежные средства в безналичной форме на расчетном счете в банке, уменьшается. Следовательно, на счете 50 «Касса» происходит увеличение, а на счете 51 «Расчетный счет» - уменьшение.

4) Применение определения активного счета к вышеприведенным изменениям на счетах 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет», позволяет составить следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 50 «Касса»; Кредит счета 51 «Расчетный счет»              - 6 000 тыс. руб.

Бухгалтерская проводка может иметь и другой вид:

Дебет счета 50 «Касса» -                                           6 000 тыс. руб.

Кредит счета 51 «Расчетный счет» -                                          6 000 тыс. руб.

 

Пример 2: поступили материалы от поставщиков на сумму 500 тыс. руб.

В соответствии с методикой:

1) объект № 1 – материалы, отражается на счете 10 «Материалы», объект № 2 – кредиторская задолженность организации поставщику, отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

2) Счет 10 «Материалы» расположен в активе баланса и, следовательно, является активным, а счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» расположен в пассиве баланса и, следовательно, является пассивным;

3) внимательное осмысление хозяйственной операции позволяет сделать вывод о том, что  объект № 1, материалы, увеличивается, объект № 2, кредиторская задолженность организации поставщику, тоже увеличивается. Следовательно, на счете 10 «Материалы» происходит увеличение и на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» тоже происходит увеличение.

4) Применение определения активного счета к увеличению на счете 10 «Материалы» и применение определения пассивного счета к увеличению на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позволяет составить следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 10 «Материалы»; Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 500 тыс. руб.

При определении вида счета, активный или пассивный, следует помнить, что не все счета бухгалтерского учета отражаются в балансе. Так, например, не отражаются в балансе счета 90 «Реализация», 25 «Общепроизводственные расходы» и некоторые другие счета. В этом случае следует руководствоваться классификацией имущества и источников формирования имущества. Так, счет 25 «Общепроизводственные расходы» является активным, потому что на нем отражается вид имущества – затраты общепроизводственного характера. Счет 90 «Реализация» является активно-пассивным. Активными на нем являются субсчета 2 «Себестоимость реализации», 3 «НДС», 4 «Акцизы», 5 «Прочие налоги и сборы из  выручки», 6 «Экспортные пошлины», так как на них отражены виды затрат организации при реализации продукции, работ, услуг. К пассивным субсчетам на счете 90 «Реализация» относится субсчет 1 «Выручка от реализации», так как выручка является источником возмещения затрат и получения прибыли. Пассивным является также субсчет 9 «Прибыль/ убыток от реализации», так как на нем первоначально отражается прибыль или убыток от реализации.

 

 

3.3. СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА

 

Информация о состоянии и дви­жении имущества и источников его образования получается в бухгалтерском учете из синтетических, аналитических счетов и субсчетов. Счета, на которых имущество организации и источники его образо­вания отражаются в обобщенном виде и только в денежном выраже­нии, называются синтетическими. Синтетические счета являются сче­тами первого порядка, к ним относятся: 01 «Основные cpeдства», 90 «Реализация», 25 «Общепроизводственные расходы», 10 «Материалы», 50 «Kacca», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Однако для оперативного управления хозяйственной деятельностью организации и контроля за сохранностью средств данных синтетического учета недостаточно, необходи­ма подробная детализированная информация. Для получения такой информации об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Они открываются в дополнение к син­тетическим с целью детализации объектов учета. Так, например, в дополнение к син­тетическому счету 10 «Материалы» открываются ана­литические счета на каждый вид материала (сталь 1мм - 2х2, сталь 1мм – 2х3, сталь 2 мм – 3х4 и т.д.). Аналитические счета кроме денежных могут содержать натуральные и трудовые измерители.

Учет имущества организации, обязательств и хозяйственных опера­ций в обобщенных показателях на синтетических счетах называется син­тетическим, а отражение их на аналитических счетах в детализирован­ных показателях - аналитическим.

Между синтетическими и аналитическими счетами есть взаимо­связь. Начальный и конечный остатки синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков аналитических счетов, так как аналитические данные детализируют показатели синте­тического учета. Обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны соответствующим итогам оборотов по аналитичес­ким счетам.

Кроме синтетических и аналитических счетов, применяются суб­счета. Субсчет - промежуточное учетное звено между синтетичес­кими и аналитическими счетами (подгруппы объектов учета на синтетических счетах). Субсчета относятся к счетам второ­го порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и ана­литическими счетами можно рассмотреть на примере счета 10 «Материалы». Так, к синтетическому счету в плане счетов предусмотрены следую­щие субсчета: 1 «Сырье и материалы»; 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»; 3 «Топливо»; 4 «Tара и тарные материалы»; 5 «Запасные части»; 6 «Прочие материалы»; 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 8 «Строительные материалы»; 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 11 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». В свою очередь, к каждому субсчету открываются аналитические счета.

 

3.4. СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ВИДЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕМ

 

Бухгалтерский баланс является одним из элементов метода бухгалтерского учета. Особенность бухгалтерского баланса в том, что в нем сопоставляются имущество и источники его формирования. Таким образом, бухгалтер­ский баланс представляет способ экономической группировки и обоб­щенного отражения имущества организации и источников его формирова­ния на определенную (отчетную) дату в денежном выражении.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из актива и пассива. В левой части баланса отражается имущество организации, она называется активом баланса. Правая часть называется пасси­вом баланса, в ней отражены источники формирова­ния имущества. Поскольку источники формирования имущества – это то же имущество, разделенное на виды в зависимости от источников его составляющих,  итог актива баланса всегда равняется итогу пассива. Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных хозяйственных средств или источников их форми­рования, она называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы. Общая величина баланса называется его валютой.

Многочисленные хозяйственные операции, совершаемые в процессе хозяйственной деятельности организации, не нарушают равен­ства итогов актива и пассива баланса. При этом эти изменения могут происходить в активе или пассиве, либо одновременно и в активе, и в пассиве баланса. Таким образом, в зависимости от корреспонденций счетов, составленных по хозяйственным операциям, изменения в балансе можно разделить на четыре вида.

При первом виде изменений в балансе происходит увеличение и уменьшение на одну и ту же сумму акти­ва баланса. При этом валюта баланса не изменяется.

Пример 1: с расчетного счета получены деньги в кассу для выдачи зара­ботной платы работникам на сумму 6 000 тыс. руб. В резуль­тате этой хозяйственной операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 50 «Касса»; Кредит счета 51 «Расчетный счет»              - 6 000 тыс. руб.

Данная бухгалтерская проводка вызывает изменение в балансе первого вида (рис. 3.3).

 

 

АКТИВ

ПАССИВ

 

+ 6 000

- 6 000

 

 

 

Рис. 3.3. Первый вид изменения в балансе (пример 1)

 

Бухгалтерская проводка, вызывающая увеличение и уменьшение на одну и ту же сумму пассива, относится ко второму виду изменения в балансе. При этом валюта баланса, как и при первом виде, не изменяется.

Пример 2: из заработной платы работников организации удержан подоходный налог на сумму 500 тыс. руб. В резуль­тате этой хозяйственной операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 500 тыс. руб.

Информация о работе Учет труда и заработной платы