Учет товарных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.

Содержание

Введение
1 Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле
1.1 Состояние и развитие современного бухгалтерского учета
1.2 Задачи бухгалтерского учета в торговле
2 ООО «Оризон» – объект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Учетная политика предприятия
3 Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций на исследуемом предприятии
3.1 Основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
3.2 Учет поступления товаров
3.3 Учет реализации товаров
3.4 Учет товарных потерь, завеса тары и переоценки товаров
3.5 Учет товарных запасов и тары
3.6 Инвентаризация товаров и тары на исследуемом предприятии
3.7 Аудит товарных операций
3.8 Компьютерное моделирование данных
3.9 Тенденции совершенствования учета товарных операций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 180.72 Кб (Скачать файл)

Приемка товаров, по количеству и качеству на розничных предприятиях осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов. Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продовольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий). Приемку продуктов начинают с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на таре (упаковке). Экспертиза нестандартных продуктов, а также недоброкачественных, испорченных продуктов, не требующая специальной медицинской компетентности, осуществляется товароведами или инспекцией по качеству, а при наличии специальных санитарно-эпидемиологических показаний – центрами санэпиднадзора.

Количество принимаемых скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для хранения данного вида продуктов), имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности.

При приемке продовольственного товара учитывается следующее:

·   мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документа, свидетельствующего об осмотре и заключении ветнадзора;

·   птица принимаемая в предприятия продовольственной торговли только в непотрошеном виде, за исключением дичи;

запрещается прием яйца без наличия ветеринарного свидетельства на каждую партию яиц о благополучии птицехозяйств по сальмонеллезу и другим зоонозным инфекциям, а также яйца водоплавающей птицы (утиные, гусиные); куриные яйца, бывшие в инкубаторе (миражные), яйца с трещинами («бой»), с нарушением целостности оболочки («тек»), загрязненные куриные яйца, а также меланж;

·   молочные продукты должны приниматься в чистой стеклотаре и ненарушенной упаковке;

·   рыба охлажденная, рыба горячего копчения, кулинарные изделия и полуфабрикаты из рыбы поступают в магазины сразу для реализации; хранение этой продукции на складе запрещено;

·   запрещается прием безалкогольных и слабоалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначениями), с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами;

·   хлеб и хлебобулочные изделия должны приниматься с проверкой качества продукции по органолептическим показателям, масса каждого вида хлебной продукции должна соответствовать стандартам и техническим условиям.

Ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица. Установленная длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами комиссии с указанием номера и даты составленного акта. При этом излишки ткани приходуются, а при недостачи ткани предъявляются претензии к поставщику.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендуется проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.

Приемка товара сопровождается составление материально ответственным лицом накладной на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре. Однако необходимо отметить, что в том случае, когда оплата товара производится наличными деньгами (одновременно с приемкой товара или после его реализации), может оформляться в установленном порядке расходный кассовый ордер на имя материально ответственного лица с указанием в графе «Основание»: «В подотчет для приобретения товара» и суммы выданных денег прописью.

Таблица 3.1. Хозяйственные операции предприятия ООО «Оризон» в отчетном IV квартале 2010 года.

Содержание

Сумма

Корреспондирующие счета (субсчета)

хозяйственной операции

тыс. руб.

Дебет

Кредит

1. Оприходованные  товары

40000

41

60

2. Начислена выручка  от реализации товаров

55200

62

46

3. Начислен НДС  от реализации товаров

9200

46

76 НДС

4. Списана фактическая  себестоимость отгруженных товаров

28000

46

41

5. Отражены издержки  обращения:

в части транспортных расходов по оплате процентов за банковский кредит;

прочие.

4000

10000

44-1

44-2

60, 76, 51

60, 76, 51

6. Списаны издержки  обращения:

в части транспортных расходов по оплате процентов за банковский кредит;

прочие.

3724

10000

46

46

44-2

44-1

7. Начислена прибыль  от реализации товаров

4276

46

80

8. Поступили денежные  средства в оплату отгруженных  товаров

24000

51, 50

62

9. Начислен НДС  от суммы полученных денежных  средств

4000

76 НДС

68


Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

Рассмотрим методические вопросы расчета изменения прибыли (убытка) от реализации продукции по предприятию обществу с ограниченной ответственностью «Оризон», которое ведет учет «по отгрузке», а в целях налогообложения выручку определяют по моменту оплаты.

Изменения величины прибыли от реализации продукции складываются из изменения выручки от реализации продукции (товаров) и изменения себестоимости реализованной продукции (товаров).

Таким образом, изменение величины себестоимости реализованных товаров следует рассматривать как изменение покупной стоимости товаров и издержек обращения.

Таблица 3.2. Отчет о прибылях и убытках предприятия ООО «Оризон» за отчетный IV квартал 2010 года.

Показатели

Сумма

тыс. руб.

Код

строки

Выручка от реализации товаров, продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

46000

010

Себестоимость реализации товаров, продукции.

28000

020

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции.

4276

050


Для учета поступления товара на предприятия розничной торговли активный счет 41 «Товары», субсчета 41-2 «Товары в розничной торговле», 41-3 «Тара под товаром и порожняя». Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

При журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 11 по счету 41-2 систематизируются кредитовые записи, а дебетовые обороты отражаются в ведомости к нему. Эти записи удобнее производить в объединенном учетном регистре, который содержит и кредитовые и дебетовые стороны. На каждый корреспондентский счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учетного регистра по дебету счета 41-2 в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42 «Торговая наценка». Кредитуется счет 41-2 в корреспонденции со счетами 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 45 «Товары отгруженные», 44 «Издержки обращения».

В розничной торговле стеклянная посуда учитывается вместе с товарами на счет 41-2. При этом, если одновременно с товаром предприятие получает тару и возвращает ее поставщику, то на товарно-транспортной накладной указывается «возврат тары» и сумма. На указанную сумму производится зачет расчетов с поставщиком по таре проводкой:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле».

Все транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения товаров, относятся на издержки обращения, при этом налог на добавленную стоимость, включенные в счета за оказанные транспортные услуги, отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

После оплаты оприходованного товара поставщикам суммы налога на добавленную стоимость, учтенные на счете 19, подлежат списанию в дебет счета 68 «расчеты с бюджетом» субсчет «Расчеты по НДС» (Дебет счета 68, Кредит счета 19). С вступлением в силу Федерального закона от 02.01.2000 № 36-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”» предприятия розничной торговли и общественного питания уплачивают налог на добавленную стоимость в том же порядке, что и организации оптовой торговли. То есть, данные предприятия должны включать в облагаемый налог на добавленную стоимость полную стоимость реализованных товаров без налога на добавленную стоимость. Начисление налога осуществляется по ставке 20 или 10 процентов к облагаемому обороту. Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, в покупную стоимость товаров не включается, а подлежит возмещению (зачету) из бюджета. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая перечислению в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученного от покупателей, и суммой налога на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, списанной в возмещение (зачет) из бюджета. Торговая наценка и продажная цена товара в организациях розничной торговли, к которым относится рассматриваемое общество с ограниченной ответственностью «Оризон», должны вычисляться по формуле:

РЦ = ПЦ + ТН + (ПЦ +ТН) х НДС, (3.1.)

Где РЦ - розничная цена;

ТН - торговая наценка;

ПЦ - покупная цена без налога на добавленную стоимость;

НДС - налог на добавленную стоимость по ставке 20% или 10%.

Рассмотрим на примере приобретения обществом с ограниченной ответственностью «Оризон» товаров стоимостью 12000 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость – 2000 рублей). Торговая наценка на товар, без налога на добавленную стоимость, была установлена в размере 25%. Реализуемый товар облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20%. Ставка налога с продаж составляет 5%.

Для того чтобы привести товар к его розничной цене (15600 рублей), торговая наценка должна составить 30%. Поэтому розничная цена сформирована следующим образом:

10000 + 10000 х 30% + (10000 + 10000 х 30%) х 20% = 15600 (рублей).

Продажная цена партии товара, включающая в себя налог с продаж, составляет:

15600 + 15600 х 5% = 16380 (рублей), в  том числе:

10000 рублей - покупная цена  партии товара без налога на  добавленную стоимость;

3000 рублей - торговая наценка;

2600 рублей - налог на добавленную  стоимость, начисленный с оборота  по реализации партии товаров;

780 рублей - налог с продаж.

Рассмотрим исчисление налога на добавленную стоимость при учете товаров. Общество с ограниченной ответственностью «Оризон» приобрело товары стоимостью 24000 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость 4000 рублей). Торговая наценка составляет 25%. Продажная цена партии товара, без налога на добавленную стоимость, составила 30000 рублей (24000 + 24000 х 25%). Ставка с налога с продаж составляет 5%. Так как на исследуемом мною обществе с ограниченной ответственностью «Оризон» учет товаров ведется в продажных ценах, то исчисление налога на добавленную стоимость должно производится следующим образом:

Дебет 41 Кредит 60

20000 рублей - оприходован товар, поступивший от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

4000 рублей – учтен налог  на добавленную стоимость по  оприходованному товару;

Дебет 60 Кредит 51

24000 рублей – оплачен  товар поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

4000 рублей – налог на  добавленную стоимость по приходованному  товару списан в зачет из  бюджета.

Для приведения стоимости товара к его продажной цене необходимо увеличить размер торговой наценки, которая должна быть установлена в размере 30%. Розничная цена на партию товара составит:

20000 + 20000 х 30% + (20000 + 20000 х 30%) х 20% = 31200 (рублей)

Продажная цена партии товара, включающая налог с продаж, составляет:

31200 + 31200 х 5% = 32760 (рублей), в  том числе:

20000 рублей - покупная цена  товара без налога на добавленную  стоимость;

6000 рублей - торговая наценка;

5200 рублей - налог на добавленную  стоимость, начисленный с оборота  по реализации товаров;

1560 рублей - налог с продаж.

При начислении торговой наценки и отражении реализации товара в учете общества с ограниченной ответственностью «Оризон» должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 42

11200 рублей (6000 + 5200) – начислена  торговая наценка с учетом  налога на добавленную стоимость;

Дебет 41 Кредит 42

1560 рублей – налог с  продаж учтен в отпускной цене  товара;

Дебет 50 Кредит 46

32760 рублей – списана  стоимость реализованного товара;

Дебет 46 Кредит 42

12760 рублей – сторнирована  реализованная торговая наценка (в том числе налог на добавленную  стоимость и налог с продаж);

Дебет 46 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

5200 рублей – ((32760 - 1560) х 20% : 120%) – начислен налог на добавленную стоимость с оборота по реализации товара;

Дебет 44 Кредит 67

150 рублей ((12760 – 1560 – 5200) х 2,5%) – начислен налог на пользователей  автомобильных дорог;

Дебет 46 Кредит 44

150 рублей – списан налог  на пользователей автомобильных  дорог на реализацию;

Информация о работе Учет товарных операций