Учетная политика организации и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть, что влияет на выбор формы учетной политики организации, а так же процесс и принципы формирования учетной политики.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность учетной политики. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и организации бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета и то, как эти формы и способы применяются в бюджетной организации, школе №5 города Саяногорска.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретические основы учетной политики организаций……………...4
1.1 Понятие, процесс и принципы формирования учетной политики….4
1.2 Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета ……………………………………………...9
Глава 2. Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ средняя школа №5 г. Саяногорска…………………………………………..….15
2.1 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях……………………………………………………………………..15
2.2 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения……………………………………………20
2.3 Эффективность действующей учетной политики средней школы №5 г. Саяногорска……………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы…………………..…………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

6. Порядок списания малоценных предметов. Малоценные предметы в настоящее время не амортизируются не только в бюджетных учреждениях. Важно обратить внимание на то, что в отличие от коммерческих организаций, подобное имущество в бюджетных учреждениях, по-прежнему учитывается в составе отдельной группы активов. Передача со склада в эксплуатацию отражается в системном учете, малоценные предметы в течение всего срока полезного использования числятся в балансе по первоначальной стоимости (фактической стоимости приобретения или изготовления). При формировании учетной политики по данному элементу следует учитывать замечания, высказанные выше в отношении материалов.

7. Сроки погашения расходов будущих периодов. При осуществлении предпринимательской деятельности необходимость распределения неравномерно производимых расходов по отчетным периодам диктуется потребностями равномерного формирования себестоимости готовой продукции. В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сроки погашения расходов будущих периодов (как, впрочем, и в других документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), не установлены. Исходя из потребностей бухгалтерской и статистической отчетности можно рекомендовать установление срока, в течение которого расходы будущих периодов должны быть списаны, как число месяцев с момента осуществления этих расходов и до конца года. Разумеется, это может быть приемлемым только в отношении тех расходов, срок списания которых прямо определить нельзя - арендная плата, уплачиваемая авансом и подписка на периодические издания относятся к тем видам расходов, срок списания которых определен в расчетных документах. В учетной политике следует установить сроки списания таких расходов.

8. Метод определения выручки от реализации готовой продукции Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях также определен достаточно жестко - только кассовый метод ("по оплате"). Причем, до момента оплаты не только не определяется финансовый результат или задолженность перед бюджетом по оборотным налогам, но и не списывается фактическая себестоимость реализованной продукции. В учетной политике учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность, следует просто зафиксировать этот факт - для целей налогообложения.

9. Отражение прибыли от предпринимательской деятельности. Здесь также существует довольно жесткая схема бухгалтерских проводок, в соответствии с которой, финансовые результаты определяются на счете учета доходов по мере поступления денежных средств в оплату реализованной продукции, работ или услуг, а затем - списываются на счет учета прибыли. В учетной политике целесообразно отразить виды доходов, формирующих прибыль и, по возможности, периодичность их поступления.

10. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. В данном случае может иметься в виду только предпринимательская деятельность. Но и по операциям, осуществляемым в рамках такой деятельности, создание резервов не предусмотрено.

11. Методы распределения прибыли в бюджетных учреждениях аналогичны методам распределения прибыли в коммерческих организациях - прибыль может распределяться по двум фондам - фонд средств на материальное поощрение и социальные выплаты, и фонд средств на содержание и развитие материально-технической базы. В учетной политике следует отразить выбор из приведенных вариантов. Кроме того, целесообразно отразить порядок документального оформления расходов за счет прибыли - разработка и утверждение сметы доходов и расходов, порядок составления и представления документов, перечень должностных лиц, имеющих право утверждения отдельных видов расходов и т.п.

12. Учет курсовых разниц. Данный вопрос в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях проработан довольно тщательно. Основной принцип, использованный при разработке рекомендаций по учету курсовых разниц, сводится к отнесению их в состав доходов будущих периодов.

13. Списание с баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях списание сумм задолженности осуществляется в следующем порядке. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения. В учетной политике организации целесообразно указать на факт наличия такой задолженности, а также (в приложении к учетной политике) привести полный перечень дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, сроки исковой давности по которым, истекают в текущем году.

 

2.2 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения

 

Учетная политика бюджетного учреждения в условиях постоянно изменяющегося законодательства нуждается в постоянной доработке. 31 декабря главный бухгалтер обязан   уточнять приказ об учетной политике на следующий год. Обсудив с руководителем все нюансы, такой приказ становится сводом правил для всех обособленных (в т.ч. структурных, наделенных правомочиями юридического лица) подразделений учреждения. Бесспорно, единая учетная политика дает положительный эффект в трех плоскостях ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета. Единство в свою очередь влияет на эффективность использования ресурсов бюджетного учреждения.

В настоящей главе рассматривается пример учетной политики для общеобразовательной школы №5 города Саяногорска.

Практика показывает, что начинать выстраивать приказ «Об учетной политике» нужно с описания нормативно-правовой базы каждого учреждения. Первым разделом, возможно, должен стать «Бухгалтерский (бюджетный) учет». Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету» (далее по тексту - приказ № 25н) дает общую характеристику бюджетного учета и не отражает отраслевую особенность[16].

Возникает необходимость в большей детализации аналитических данных. Так, например учет основных средств, стоимостью до 1 тысячи рублей и разнообразие налогов (счет 0.303.05 «Прочие налоги») требуют специального учета. Первый случай ближе к управленческому учету, а второй – требует дополнительной аналитики в бухгалтерском учете.

Школа вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную ее уставом. В Законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I для данных учреждений установлен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности[17].

Согласно ст.47 этого Закона к предпринимательской деятельности образовательного учреждения, в данном случае школы относятся:

      реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

      торговля покупными товарами, оборудованием;

      оказание посреднических услуг;

      долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Вместе с тем названным Законом установлено, что если основная деятельность образовательного учреждения осуществляется на платной основе, то получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, то такая деятельность не является предпринимательской.

На первый взгляд подобное разделение видов деятельности в Законе однозначно. Тем не менее, в законодательстве этот вопрос регулируется по-разному. В ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность расценивается как деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке[18].

В соответствии с этой нормой платная образовательная деятельность является предпринимательской, поскольку направлена на систематическое получение прибыли от оказания образовательных услуг учреждениями, имеющими право на оказание таких услуг (зарегистрированными в установленном порядке и имеющими лицензию на образовательную деятельность).

Как можно заметить, в данной трактовке нет указания на цели расходования средств, полученных от предпринимательской деятельности. В статье 2 ГК РФ также не оговорено, что понятие предпринимательской деятельности может трактоваться иным образом ("если иное не предусмотрено Законом"). Более того, в ст.3 ГК РФ говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам настоящего Кодекса.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета платная образовательная деятельность школы рассматривается как предпринимательская, независимо от направления использования доходов от этой деятельности. Для целей же налогообложения необходимо воспользоваться соответствующими налоговыми нормативными актами. Конкретным примером ведения бюджетной организацией предпринимательской деятельности является школа №5 города Саяногорска.

Муниципальное образовательное учреждение школа №5 г. Саяногорска находится в муниципальном подчинении, руководствуется в своей деятельности Уставом. Финансирование деятельности МОУ школы №5 города Саяногорска осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, а так же за счет средств, получаемых от осуществления платной образовательной или иной деятельности, предусмотренной законодательством РФ. Последняя, является предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность облагается налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость. Глава 21 НК РФ в статье 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» предусматривает освобождение от НДС (кроме аренды помещений).

Любые операции с налогами называются налоговым учетом. Этот термин существует и сегодня и необходимо помнить, что, согласно главе 25 НК РФ, необходимо делать «специальный налоговый учет». Причем созданные регистры могут оказаться различными.

По учету бюджетных и внебюджетных средств применяют журналы-ордера (ЖО). Номер ЖО присваивают последовательно 1, 2, 3 в зависимости от рассматриваемого источника.

Любой журнал-ордер может быть детализирован вторичными журналами-ордерами. Например, для использования данных в налоговом и бухгалтерском учете в нумерации вторичного журнала-ордера могут быть добавлены буквенные обозначения. Например, Ж.О. «Касса»: № 1 бюдж. - для бюджетных операций по кассе и № 1 ПД - для предпринимательской деятельности по кассе.

Корреспонденцию счетов в журнале операций записывают в зависимости от характера операции по Дебету одного счета и Кредиту другого счета.

По истечении каждого отчетного месяца все журналы-ордера в двух экземплярах, подписанные главным бухгалтером или заместителями главного бухгалтера по направлениям, подбирают в хронологическом порядке и сброшюровывают:

-  1 экз. вместе с первичными документами;

-  2 экз. в отдельную номенклатурную папку.

По истечении каждого отчетного месяца данные оборотов по счетам из журналов переносят в Главную книгу.

Бюджетный учет в Школе осуществляется бухгалтерией,           являющейся ее структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером. Права и обязанности главного бухгалтера определены ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете» (ст. 7)[19].                                                                                                           

Бухгалтерия осуществляет оперативный учет материальных ценностей и денежных средств, находящихся на балансе и счетах бухгалтерии. Учет ведется по отдельным подразделениям (группам учета) с выполнением всех проводок и формированием соответствующих журналов-ордеров. Главный бухгалтер выполняет окончательные проводки и формирует на основе журналов-ордеров и главной книги баланс и отчетность бухгалтерии.                                                            По окончании отчетных периодов бухгалтер формирует сводный (консолидированный) баланс и сводную (консолидированную) отчетность школы на основании представленного баланса.

Для построения бухгалтерского счета (ведения бюджетного учета) по приносящей доход деятельности (далее по тексту - ПД) используют первые семнадцать знаков кода дохода по Классификации операций сектора государственного управления (далее по  тексту - КОСГУ).

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности и деятельности со средствами, находящимися во временном  распоряжении, используют присвоенные в бухгалтерском учете отличительные признаки в 18-м разряде бюджетного счета:

бюджетная деятельность - 1

приносящая доход деятельность  - 2

деятельность со средствами во временном распоряжении                    - 3

Для обеспечения раздельного учета операций по приносящей доход деятельности (рыночные продажи и безвозмездные, безвозвратные поступления по приносящей доход деятельности) кроме использования признака «2» в 18-м разряде бюджетного счета используют признаки «3 02» и «3 03» в разрядах 4, 5, 6 бюджетного счета:

Рыночные продажи по ПД - 3 02                                                           

Безвозм., безвозвратн. поступления по ПД  - 3 03

Пример бухгалтерских счетов (26 знаков):

073 3 02 01010 01 0000 2. ХХХ.ХХ.ХХХ - Приносящая доход деятельность (продажа услуг интеллектуальной деятельности. В школе №5 – это продажа материалов Научно-исследовательских работ учащихся 10-11-х классов)

Информация о работе Учетная политика организации и оценка ее эффективности