Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Сущность и формирование учетной политики……………………………………….
1.1. Нормативная база…………………………………………………………………….
1.2. Требования к учетной политике организации……………………………………..
1.3. Процесс формирования учетной политики ………………………………………..
1.4. Изменение учетной политики……………………………………………………….
1.5. Раскрытие учетной политики ……………………………………………………….
Глава 2 Структура учетной политики организации…………………………………………..
2.1. Организационно-технические аспекты учетной политики ………………………..
2.2. Методические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета ……………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

      Во-вторых, в конце каждого отчетного периода можно полностью списывать общехозяйственные расходы со счета 26 непосредственно на счет 90. Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).

Для целей налогового учета

1. Оценка незавершенного производство и готовой продукции на складе должна производиться только по прямым затратам. (ст.319 Налогового кодекса РФ)

2.  В налоговом учете все общехозяйственные расходы (или косвенные расходы, как они называются в главе 25 Налогового кодекса РФ) вычитаются из доходов отчетного периода. Правда, так можно поступать только в том случае, если ваше предприятие определяет доходы и расходы методом начисления.

Если же в организации  применяется кассовый метод, то доходы можно уменьшить на те общехозяйственные  расходы, которые уже оплачены.

Но часть косвенных  расходов учитывается в пределах установленных лимитов, к ним  относятся: представительские, на рекламу, на обязательное и добровольное страхование и т.д.

Учет и списание товаров

                           Для целей бухгалтерского учета

      Предприятия  могут отражать в учете товары  по:

  • покупным ценам - для учета товаров используется счет 41 «Товары»
  • продажным ценам -  тогда на счете 41 отражается продажная цена товаров, а разница между продажной и покупной ценой товаров фиксируется на счете 42 «Торговая наценка».

      Кроме  того, предприятие должно решить, как оно будет учитывать расходы по заготовке и доставке товаров. Это можно делать двумя способами (они указаны в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2):

  1. включать данные расходы в издержки обращения - в этом случае они списываются на счет 44 «Расходы на продажу».
  2. включать их в стоимость товаров -  тогда их нужно отразить на счете 41 «Товары».

      Стоимость  проданных товаров списывается  на затраты одним из методов,  которые ПБУ 5/01 предусматривает  для материально-производственных  запасов: 

    • по себестоимости каждой единицы,
    • по средней себестоимости,
    • методом ФИФО
    • методом ЛИФО.

Для целей налогообложения

      Согласно  пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса  РФ, все затраты, связанные с  покупкой товаров, включаются  в их стоимость (в том числе и расходы по транспортировке). Поэтому и в бухгалтерском учете расходы по заготовке и доставке товаров на предприятие лучше включать в их стоимость.

      А о  том, как надо покупные товары  списывать на затраты в целях  налогообложения, сказано в подпункте  3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Здесь указано, что предприятие должно применять метод ФИФО или метод ЛИФО. И только если использовать эти методы невозможно, списывать товары следует по средней себестоимости. Рекомендуется установить единый способ списания товаров - как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. [18]

 

Создание резервов на предстоящие затраты и на возможное обесценивание активов.

Для целей бухгалтерского учета

      В учетной  политике должно быть указано,  создает ли организация резервы  в связи с возможными будущими  затратами, а также оценочные  резервы на возможную утрату стоимости элементов актива. Если резервы образуются, то их перечень приводится в документе, оформляющем учетную политику.

      В первом  случае организация решает, как  включать в себестоимость определенные  виды затрат:

  • непосредственно по факту производства этих затрат;
  • через предварительное создание резервов предстоящих расходов.

      Выбор  вариантов представляется организации  в отношении расходов, связанных  с ремонтом ОС; оплатой предстоящих  отпусков работникам; выплатами  вознаграждений за выслугу лет  или по итогам работы за год; производственными затратами по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящими затратами на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящими затратами по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду или по договору проката; гарантийным ремонтом и гарантийным обслуживанием; покрытием иных предвиденных затрат и другими целями, предусмотренными законодательством и нормативно-правовыми актами.

Для целей налогового учета

      Порядок  создания резерва в целях налогообложения  регулируется статьей 266 Налогового кодекса РФ. Суммы, направленные в резерв, включаются в целях налогообложения в состав внереализационных расходов. Однако так могут поступить только те организации, которые определяют свои доходы методом начисления (при этом методе доходы и расходы учитываются в том периоде, в котором они отражены в учете).

      В резерв  можно включить всю сумму дебиторской  задолженности, просроченной более чем на 90 дней, а также половину задолженности, просрочка по которой составляет от 45 до 90 дней, причем начисленные проценты в резерв не входят.

      Величина  резерва не может превышать  10 процентов от выручки предприятия  за отчетный (налоговый) период, причем  выручка берется без НДС и налога с продаж.

      Сумма  резерва включается во внереализационные  расходы не сразу, а равномерно  в течение I квартала, полугодия, 9 месяцев или года (это зависит от того, на какой срок создается резерв).

Порядок определения  финансовых результатов по долгосрочным договорам.

Для целей бухгалтерского учета

      Если  организации выполняет работы  долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические  и др.), оно может выбрать один  из вариантов учета момента  продажи:

  • продажа учитывается по окончании всех работ, и ее учет ведется в обычном порядке;
  • учет продажи организуется по мере выполнения отдельных этапов работ, для чего используется счет 46 «выполненные этапы по незавершенным работам».

Для целей налогообложения

      В главе 25 Налогового кодекса ничего не сказано о порядке учета доходов в целях налогообложения по договорам на капитальное строительство. Поэтому предприятия могут определять налогооблагаемую прибыль либо по мере сдачи заказчику этапов работ, либо после сдачи всего объекта.

 Порядок  использования прибыли.

      Организация  самостоятельно решает вопрос  о порядке распределения и  использования чистой прибыли.  Организация может создавать  за счет чистой прибыли резервы  и фонды специального назначения  – для финансирования капитальных вложений, социальные нужды персонала и др. В учетной политике определяется характер каждого фонда, порядок его формирования и использования. Чистая прибыль может аккумулироваться на счете нераспределенной прибыли без выделения специальных фондов.

Способ признания  расходов на продажу

      Расходы  на продажу могут распределяться  между проданными и непроданными  продукцией, услугами, работами, а могут,  как управленческие расходы, полностью  включаться в себестоимость проданных  в отчетном году продукции, товаров, работ, услуг.

Порядок формирования покупной стоимости товаров в  торговых организациях

       Затраты  по заготовке и доставке товаров  до центральных складов (баз), производимые до момента их  передачи в продажу, либо включаются  в себестоимость приобретенных товаров, либо включаются в состав расходов на продажу (издержек обращения).

Порядок учета  долгосрочных займов и кредитов

      Разрешается  осуществлять перевод долгосрочной  задолженности по полученным  займам и кредитам в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

      Другой  вариант позволяет учитывать  обязательства по займам и  кредитам, срок погашения которых  превышает 12 месяцев, в составе  долгосрочной задолженности до истечения указанного срока.

Порядок признания  затрат по векселям к оплате, облигациям и иным заемным обязательствам

      Проценты, дисконт по причитающимся к  оплате векселям и облигациям  отражаются в составе операционных  расходов в тех же отчетных периодах, в которых они произведены.

      В целях  равномерного (ежемесячного) включения  этих затрат в расходы они  могут предварительно учитываться  в составе расходов будущих  периодов, что должно быть отмечено  в учетной политике организации.

      Приведенный  перечень методических вопросов  учетной политики не является  исчерпывающим, тем более что  при необходимости организация  может разрабатывать новые способы  ведения бухгалтерского учета.

Расходы будущих периодов

Для целей  бухгалтерского учета

      В пункте 18 ПБУ 10/99 сказано, что расходы  в бухгалтерском учете признаются  в том отчетном периоде, в  котором они были произведены.  В некоторых случаях они осуществляются  в текущем периоде, но имеют  отношение к будущим периодам. Такие затраты называются расходами будущих периодов.

      К ним  относятся расходы, связанные:  с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству  работами в связи с их сезонным  характером; освоением новых производств,  установок и агрегатов; рекультивацией  земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организация не создает соответствующий резерв или фонд) и др.

      Не всегда  момент признания расходов будущих  периодов можно установить на основании первичных документов. В таких случаях порядок их списания организация определяет самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:

  • равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
  • списание расходов пропорционально объему произведенной продукции.

      Однако  организация вправе разработать  свой экономически обоснованный  алгоритм списания расходов будущих  периодов, который закрепляется  в учетной политике.

Для целей налогового учета

      Налоговый учет расходов будущих периодов ведется на забалансовых счетах в налоговых регистрах по следующим объектам:

  • учет отрицательной разницы от реализации основных средств
  • учет расходов на освоение природных ресурсов
  • учет расходов на НИОКР
  • учет расходов по переносу убытков на будущее

      Возьмем  убыток от реализации основных  средств. Его нужно разделить на равные части. Затем эти части вычитаются из налогооблагаемой прибыли, пока не закончится срок полезного использования проданного основного средства. Такой порядок установлен статьей 268 Налогового кодекса РФ.

      А в  статье 260 Налогового кодекса РФ  определен порядок списания расходов  по ремонту основных средств:  такие расходы можно сразу  списать на затраты, уменьшив  на эту сумму налогооблагаемую  прибыль. Но при этом расходы не должны превышать 10 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости имущества. А расходы сверх этого норматива списываются так:

  • равномерно в течение пяти лет, если ремонтировались основные средства четвертой - десятой амортизационных групп;
  • равномерно в течение срока полезного использования имущества, если ремонтировались основные средства первой-третьей амортизационных групп.

Исключение сделано лишь для предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищного хозяйства. Такие предприятия могут сразу списывать расходы по ремонту основных средств.

      Т.о.  следует отметить, что по этому  разделу данные бухгалтерского  учета не совпадут с данными  налогового учета. Для правильного  исчисления налога на прибыль  необходимо вести по данным  операциям налоговые регистры.

 

 

 

 

 

Информация о работе Учетная политика